Конспект по русскому языку Частица как часть речи (7 класс)
Тема урока: «Частица как часть речи»
Цели:
-расширить и углубить представления учащихся о частице как служебной части речи;
-формировать представление о разрядах частиц по значению и роли в предложении и по составу, о роли частиц в образовании форм глагольных наклонений;
-совершенствовать умения учеников в определении оттенков значения, выражаемых частицами в предложениях.
Планируемые результаты
Опознавать перечень служебных частей речи; отличия служебных частей речи от самостоятельных в любой из форм, в которых они могут быть в русском языке;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к самостоятельной или служебной части речи;
определить понятие частицы как служебной части речи; синтаксическую роль частицы как средства связи предложениях;
распознавать частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат
для образования наклонений глагола
составлять вопросительные предложения, используя частицы,
образовывать форму сослагательного наклонения глагола. Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения самостоятельных и служебных частей речи, исследования частицы. Формирование
устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
ХОД УРОКА
1 Организационный момент
2 Актуализация знаний
Запись на доске
Четырнадцатое марта
Классная работа
Задание 1Разбейте слова на группы
Чтобы, зато, из-под, ввиду, пусть, около, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.Затруднение
Предлоги Союзы Из-под
Ввиду
Около
Через
Для
Вследствие Чтобы
Зато
Тоже
Но
Как будто Пусть
Разве
Неужели
Даже
3 Выведение темы и целей урока.
Задание 2
К словам, записанным на слайде подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь.
Родной – чужой
Неряшливый – аккуратный
Горький – сладкий
Светлый – тёмный
Ложный – истинный
Разбитый – целый
Пассивный – активный
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Частица как часть речи)
- Давайте запишем ее в тетрадях
Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола.(1)
- Какие же цели на уроке мы будем решать?( Ребята, а какие задачи мы с вами будем выполнять на уроке?)
Формировать понятие о частице как служебной части речи,
Узнавать отличие частицы от других служебных частей речи, ее значении в предложении.
4 Осознание. Объяснение нового материала (осознание значимости открытия)
- Так давайте приступим к решению поставленных задач (целей).
Сравните предложения:
Сегодня к нам приедут друзья.
Разве сегодня к нам приедут друзья?
В каком предложении выражен дополнительный оттенок значения?
При помощи какого слова выражен дополнительный оттенок значения? (Разве)
Сегодня к нам приедут друзья?
Разве сегодня к нам приедут друзья?
(Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнение, неуверенность к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве»)
Проанализируйте образование глагольных форм в предложениях:
Приехали бы друзья сегодня! Условн. нПусть мальчики встретят друзей у ворот школы. Повел. НаклТекст на слайде.
- Что такое частица?
- Какую роль она выполняет в предложении?
- Чем отличается от других служебных частей речи?
- Где мы можем найти недостающие сведения?
- Открыли учебники на странице…164 (номер страницы могут назвать сами ученики).
(Чтение нового материала)
- Что нового вы узнали? (Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложения различные оттенки значения или служит для образования форм слов.Частицы делятся на разряды по значению и функциям, а так же по составу). 5 Закрепление материала (Включение новых знаний в систему).
- Найдите частицы в стихотворении, определите их значение (устно)
Завести велели мне Новые привычки:Никогда девчонок НЕДергать за косички!Никогда с братишкой Не Драться за обедом!На уроках больше НЕ Говорить с соседом! Я согласен даже НЕ Рисовать на карте! И согласен даже НЕ Танцевать на парте! Но не смейте делать мне Никаких упреков. Если даже я и НЕ Выучу уроков. (Ю. Вронский)
- Выпишите предложения с частицами. Определите значение частицы, вставьте пропущенные буквы.
1.Да здра..ствует Со..нце! ( частица придает оттенок торжественности, восклицание)
2.Да скро..тся тьма! ( частица придает оттенок торжественности, восклицание)
3.В наш..м л..су росли ель да с..сна.
4.В теснот.., да н.. в обид...
5.И надобно(ж) б..де случит..ся! (ж – сожаление, усиление)
6.А погода в..лик..лепная! (А - радость, усиление).
- Почему мы не выписали 3 и 4 предложения?
- Составьте предложения, используя частицы:
1в. – для образования глаголов условного наклонения;
2в. – повелительного.
(Ученики зачитывают получившиеся предложения)
- Выполните синтаксический разбор предложений
1 вариант с вопросительной частицей, 2 вариант с усилительной.Те (же) ветры солнечные дули .Это ты (ли) сочиняешь песни о луне?
(Синтаксический разбор осуществляется у доски)
6 Подведение итогов урока (Рефлексия)
Ответьте на вопросы теста в тетради.
Тест
Выберите верный вариант ответа.Частица – это…
А) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
Б) служебная часть речи, которая вносит в предложения различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
В) служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании, предложении.
2. Частица делятся на разряды:
А) по значению и функциям, по составу.
Б)по происхождению и по составу.
В) сочинительные и подчинительные.
3. В каком предложении употреблена частица?
А) Дождичек вымочит, а солнышко высушит.
Б) И надобно ж беде случиться.
В) Солнце светит, но не греет.
4. Найдите предложение с формообразующей частицей.
А) Неужели вы забыли о нашем разговоре?
Б) Всем хотелось, чтобы поскорее наступили каникулы.
В) Пусть всегда будет солнце!
5. Найдите предложение с восклицательной частицей.
А) Неужели это Вы?
Б) Что за прелесть эти сказки!
В) Мы сказали, что за последствия не отвечаем.
- Решили тесты. Поменялись тетрадями, взяли в руки карандаши…
Взаимопроверка.
Ключи к тесту(7-ой слайд)
1 – Б
2 – А
3 – Б, В
4 – В
5 – Б
- Поставили отметку соседу. Вернули тетради друг другу.
- Поднялись те, кто не допустил ни одной ошибки. Присели.
- Поднялись те, кто допустил 1 ошибку. Присели.
- Остальные какой вывод сделали?
7. Домашнее задание
.п. 66., упр. 403
- Ребята, как вы думаете, урок достиг цели(ей)?
- Спасибо за урок.