Конспект урока «Частица как служебная часть речи» в 7 классе
Конспект урока «Частица как служебная часть речи» в 7 классе
Учитель Пирская Л.Ю.
Цели урока:
1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи.
2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Задачи:
1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и ее своеобразие.
2. Развивать познавательный интерес обучающихся.
3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
4. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
5. Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи.
Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
Оборудование: ПК, проектор, презентация.
Ход урока (по структуре введения нового знания)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу.
К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик.
родной – чужой
неряшливый – аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный - активный (слайд 2)
Прочитайте сверху - вниз буквы второго столбика. Какая будет тема урока? Запишите ее в тетрадь (слайд 3)
Выявление места и причин затруднения. На какие вопросы вы должны получить ответы при изучении темы урока?
Учащиеся выдвигают гипотезы:
-Что такое частица?
-Какова роль частиц в предложении и речи?
-Важны ли частицы в речи?
-Имеет ли частица грамматические значения?
-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?
-Какие разряды частиц бывают? (слайд 4)
Составим кластер к понятию «Частица как часть речи».
1.Служебная часть речи.
2.Образовалось от слова «часть».
3.Не имеет грамматического значения.
4.Не изменяются.
5.Не являются членом предложения (слайд 5).
Прочитайте статью учебника (п.62), применяя прием инсерта. При выполнении работы можете воспользоваться опорой, данной на слайде 6.
^ - это я знал;
• - противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;
+ - новая информация;
? - возникает вопрос;
Скажите, возникли у вас вопросы? Есть ли в материале п.151 новая для вас информация?
Дополните кластер новой информацией. (Частицы вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова).
Для того, чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории (слайд 7).
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…». У него получилась лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
Впоследствии с этим несуществующим поручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине. Он даже дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать к себе Киже и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаив истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через три дня умер (слайд 8).
Сравните два предложения. В чем между ними разница? (Писарь образовал новое слово – ки+же=Киже, имя собственное). Таким образом, маленькая частица же привела к большому недоразумению (слайд 9).
Это случилось давно. А в наше время нужны частицы в речи? Или вообще не нужны и не важны? Для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.
Почитайте текст и определите его стиль. Придумайте заголовок. Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось?
Текст для исследовательской работы (слайд 10)
Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь не звенит, а лишь шепчет что-то свое, усыпительное.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне. ( По К. Паустовскому).
Сверяем ответы учащихся (слайд 11).
Вот – выражает указание, именно – выражает уточнение, не – отрицание, лишь – выделение, ограничение. Значит, частицы имеют смысловое значение. Употребите частицы в данном предложении.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.
Делаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении.
Для чего еще служат частицы в речи?
Какие частицы вы будете использовать для условного наклонения (слайд 12)?
Какие частицы используются для образования повелительного наклонения (пусть, пускай, давай, да)?
Изменится ли форма глагола, если мы будем использовать частицы для образования повелительного наклонения? Выполняем упражнение 357.
Составьте предложения, используя частицы.
1в. – для образования глаголов условного наклонения;
2в. – для повелительного. Проверка.
Предлагаю вам творческую работу (слайд 13).
Чем вам показалась частица интересной? Попробуйте выразить свои мысли и чувства в синквейне с использованием частиц. Вспомним, что обозначает это слово. Слово синквейн происходит от французского слова, которое обозначает пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Пример синквейна, составленного учеником.
Весна.
Ранняя, бурная.
Пришла, обрадовала, вдохновила.
Пусть весна никогда не кончается!
Обновление.
Домашнее задание.
Выучить правило (п.62). Написать сочинение - рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи?»(слайд 14).
Подведем итог урока. Во-первых, большое спасибо всем за хорошую работу; во-вторых, перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых вы можете оценить свою работу на уроке.
Рефлексия. Сегодня на уроке…(слайд 15)
Что нового я узнал? Чему я научился? Где мне пригодятся полученные знания?
За работу на уроке я себе ставлю оценку…, потому что
Список литературы
Учебник русского языка, 7 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. «Москва», Просвещение», 2009.
Повесть Ю.Тынянова «Подпоручик Киже».
Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Второе издание, переработанное и дополненное, – М.: 2011.