Урок на тему: Частица как служебная часть речи
Утверждено:______________________ Класс: 7р Дата: 14 03 15
Тема урока:Частица как служебная часть речи
Цели:
Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи
Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Задачи:
Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
Развивать познавательный интерес.
Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация
Элементы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся
Элементы урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Слайд12. Сообщение темы урока
Слайд 2
- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик.
Родной – чужой
неряшливый –аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный - активный
- Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика
Запишите тему урока « Частица как служебная часть речи.
- На какие вопросы вы должны получить ответы при изучении темы урока.
- Что такое частица?
- Какова роль частиц в предложении и в речи?
- Важны ли частицы в речи?
- Имеет ли частица грамматические признаки?
- Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?
- Какие разряды частиц бывают?
3. Составление кластера к понятию
« Частица как часть речи».
Слайд3
4. Работа с учебником
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
5.Исследовательская работа
Слайд 8
Слайд 9 Исследовательская работа
Слайд 10
6. Написание синквейнаСлайд 11 Вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?
Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».
1.Служебная часть речи.
2.Образовалось от слова «часть».
3. Не имеет грамматического значения
4. Не изменяется
5.Не является членом предложения
-Прочитайте статью учебника(п. 151), применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде 4.
\/ - это я знал;
- противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;
+ - новая информация;
? – возник вопрос.
- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § 151 новая для вас информация?
2) Дополните кластер новой информацией.
- Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
- Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
- Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.
- Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?
Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение?
Вотспорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.
(По К. Паустовскому)
(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)
(«Смысловые значения частиц»)
Употребите разные частицы в данном предложении.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.
Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении. Для чего еще служат частицы в речи?
- Какие частицы вы будете использовать для образования условного наклонения? (БЫ)
- Какие частицы вы будете использовать для образования повелительного наклонения? (ПУСТЬ,ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА)
- Изменится ли форма глагола, если мы будем использовать частицы для образования повелительного наклонения?(нет)
- Составьте предложения, используя частицы(1в. – для образования глаголов условного наклонения;
2в. – повелительного).Проверка.
Творческая работа
Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне “Частица” Вспомним, что означает это слово.
( Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк)Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на ледующем уроке.
Домашнее задание - выучить определение частицы (п. 151)
Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»
Итог урока.
Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо
Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.
Ответы уч-ся:
1.Служебная часть речи.
2.Образовалось от слова «часть».
3. Не имеет грамматического значения
4. Не изменяется
5.Не является членом предложения.
- вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
Возможные ответы учащихся:
(Каким бывает дождь. Художественный стиль.)
Возможные ответы:
Именно во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Разве во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком?
Возможные ответы:
15962993235597Пусть наступит скорее весна! Я хотел бы быть волшебником.
Рефлексия
используем прием «Телеграмма» Предлагаю ученикам взять заполнить рефлексивный лист
Я усвоил, понял…(допишите). Затрудняюсь в том…(допишите) и пожелание себе или товарищу
--Прочитайте телеграммы . пишут рефлексию