Проект по теме Алые паруса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» Средняя школа №17»
Название проекта:
«Алые паруса мечты»

Выполнил Алексеенко Михаил Дмитриевич,
ученик 2«А» класса МБОУ СШ №17
Научные руководители:
Алексеенко Николай Михайлович,
капитан дальнего плавания в отставке,
Насамбаева Оксана Юрьевна,
учитель начальных классов МБОУ СШ №17,
высшая квалификационная категория
2017
Введение
Летом я увидел у дедушки Николая Михайловича именные часы с надписью «Члену экипажа «Товарищ» и попросил его рассказать об участии в плавании на парусном судне. В 1972 году учебное парусное судно «Товарищ» было направлено для участия в парусной регате и в торжествах в связи с празднованием 175-летия со дня спуска на воду старейшего фрегата военно-морских сил США «Констелейшн» и 175-летия основания города Балтимор. Капитан-наставник Черноморского пароходства Михаил Иванович Григор в своей книге «Товарищ» идет в Балтимор» написал, что экипаж «Товарища», курсанты Одесского высшего инженерного морского училища с честью выполнили задание. Дедушка не сказал мне, что в книге есть строки и о нем: «… мы все еще были под впечатлением лихой уборки верхних марселей. Какие молодцы! Молодец, Николай Алексеенко! Ты будешь хорошим капитаном…» Я горжусь своим дедушкой (фотографии 1 – 4 Приложения).
В июне 2015 года в город Архангельск приходили настоящие парусные суда фрегат «Мир» и барк «Крузенштерн». Мне посчастливилось побывать на них. В том же году я пошел в школу и решил, что научусь хорошо читать и прочту все книги, которые у нас есть и узнаю все про паруса: какие бывают парусники, как работает парус. Сделаю модель настоящего парусника – корабля мечты!
Какую именно модель мне построить? Я посмотрел фильм «Алые паруса». В фильме в роли трехмачтового корабля капитана Грея «Секрет» снимали баркентину «Вега». У меня будет баркентина с алыми парусами! Мой «Секрет»!
Чтобы узнать какие паруса у баркентины, я прочитал специальную книгу, которая есть у нас дома.
Какие бывают парусники?
К седине 19 столетия сложились и получили широкое распространение типы парусных судов, которые сохранились до наших дней. Что я узнал о типах парусных судов, представлю в виде таблицы. (Таблица 1 Приложения)
Из Таблицы следует, что паруса бывают двух типов: прямые и косые.
Прямые — те, которые ставятся на реях, прямо перед мачтами. У прямых парусов форма прямоугольников или трапеций. Нижний край парусов иногда имеет полукруглую выемку, а нижние углы оттянуты в стороны. Они   симметричны. То есть левая половина у них такая же, как и правая. Если их согнуть пополам, один край точно ляжет на другой. (Рисунок 1 Приложения)
 
Косые паруса, как ни складывай, одна половина с другой не совпадает. И крепятся они к рангоуту или снастями не серединой, а передним краем — так, что при безветрии висят не поперек, а вдоль судна. Они похожи на треугольные или четырехугольные   косые   крылья.
А разновидностей   к о с ы х парусов множество:
Бермудский парус
Гафельный парус
Гуари
Шпринтовый парус
Латинский парус
Люгерный парус
Стоячий люггер
Разрезной фок
(Рисунки со 2 по 9 Приложения)
Из чего делают паруса?
Для изготовления парусов используют синтетические ткани: дакрон, лавсан, технический капрон и так далее. Материя эта очень прочная, красивая, блестящая. А самое главное — она не гниет. Паруса шили (а иногда шьют и сейчас) из растительных тканей. Обычно использовали для этого хлопковую материю. Ткань должна обладать одним непременным свойством: не растягиваться слишком сильно, а если уж растянется под напором ветра, то одинаково вдоль и поперек — чтобы паруса не теряли своей формы. Именно такое качество ценится в парусине разных сортов. А также — прочность и легкость... Паруса сшиваются из отдельных полос ткани. Каждая такая полоса называется   полотнище. Швы обычно располагаются не горизонтально, а под прямым углом к заднему краю. Доказано, что парус с такими швами прочнее и форма его сохраняется лучше.
Край паруса называется ШКАТОРИНА. Все шкаторины обшиваются специальным мягким тросом.
Как работает парус?
Каждый отдельный парус на судне работает как крыло самолета, подводное крыло или лопасть гребного винта. При обтекании потоком ветра на его подветренной выпуклой стороне наблюдается разрежение, а на вогнутой наветренной повышенное давление. Разность давлений создает аэродинамическую силу, которая раскладывается на силу тяги и силу дрейфа. Сила тяги дает судну ход, а сила дрейфа сносит парусник в подветренную сторону. Побочным следствием работы поставленных парусов является крен.
Барк «Крузенштерн» и фрегат «Мир»
Я был на барке «Крузенштерн» (фотография 5 Приложения). «Крузенштерн» - четырехмачтовый барк был построен в 1926 году для немецкого судовладельца Фердинанда Лайеша на верфи в Везер-Мюнде. Он получил название «Падуя». После нашей победы в Великой Отечественной войне судно было передано по контрибуции Советскому Союзу. В феврале 1946 года получило имя «Крузенштерн» - в честь русского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна. Это учебное судно может находиться в морях и океанах без пополнения запасов до 5 месяцев. В каждый рейс берет 165 курсантов, а его штатная команда - 72 человека. На четырех мачтах барк несет 31 прус, из которых 18 – прямые.
Барк очень красив. Надводный борт снаружи окрашен в белый и черный цвета. Корпус судна стальной, верхняя палуба и палуба ходового мостика имеют сосновый настил. Порт приписки судна - Калининград.
Самый быстрый современный парусник – фрегат «Мир» (фотография 6 Приложения). Он был построен на Гданьской судоверфи и спущен на воду в 1987 году. В этом году ему 30 лет. На трех его мачтах 26 парусов. Порт его приписки – Санкт-Петербург.
Фрегат «Мир» участвует и побеждает в самых престижных парусных регатах. Официально зарегистрированная скорость под парусами 21узел (38,9 км/ч.).
Я изучил теорию и приступил к строительству модели.
У баркентины три мачты. На двух мачтах косые паруса, а на фок-мачте – прямые. Корпус моего судна выполнен из фанеры из набора для постройки парусника. Для прочности корпус склеен клеем ПВА. Декоративные окошки и украшения сделаны с помощью выжигателя, полоса по борту розовой краской. В некоторых местах оклеено березовым шпоном. Для изготовления реев использованы рейки из груши (фотографии 7 и 8 Приложения).
Сложней всего было подобрать ткань алого цвета для изготовления парусов. Шаблоны парусов я изготовил из бумаги, затем перенес на ткань. Папа помог мне их вырезать острым ножом, мама обшила края на швейной машинке, а я вставил в края толстую нить - имитацию ликтроса. Иначе изготовить их в таком масштабе очень трудно. Перед установкой на модель паруса пропитали в растворе клея ПВА и при высыхании предали им выпуклую форму. Такелаж модели выполнен условно. Ведь это моя первая модель. Вот что получилось (фотография 9, 10 Приложения).
Повесть Александра Грина «Алые паруса»  учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Именно поэтому я дал название «Секрет» своей баркентине.
Я мечтаю выйти в море на таком паруснике. Для этого нужно многому научиться. Летом мы планируем поехать в Санкт-Петербург. Обязательно пойдем в Центральный Военно-морской музей.
В конце апреля в этом году у моего дедушки юбилейный день рождения. Уверен, мой парусник будет приятным для него подарком-сюрпризом. Ведь я держу от него в секрете постройку своей модели.
Список литературы:
1.М.И. Григор «Товарищ» идет в Балтимор. Изд.Одесса «Маяк»,1973 г.
2. А.Карпинский,С.Смолис Модели судов из картона.Изд.Ленинград. «Судостроение»,1990;
3.К.Х.Марквард «Рангоут,такелаж и паруса судов 18 века.Изд.Ленинград «Судостроение»,1991;
4. И.Г. Шнейдер, Ю.Г. Белецкий Модели советских парусных судов. Изд.Ленинград «Судостроение»,1990.
Приложение
фотография 2
26396473079
фотография 1

1372870243840фотография 3
фотография 4

Таблица 1. Классификация судов по парусному вооружению.
Наименование Количество мачт Паруса
корабль (фрегат) три на всех мачтах прямые паруса, а на бизань-мачте дополнительно - косой
бриг две прямые на обеих мачтах и косой на грот-мачте
баркентина три и более на первой прямые паруса, а остальные - косые
бригантина две на передней мачте – прямые, а на задней – косые
гафельная шхуна две (или более) косые паруса (гафели)
марсельная шхуна две (или более) косые паруса (гафели) и дополнительно прямые (марсели) на передней мачте
бермудская шхуна две (или более) косые паруса (бермудские)
стаксельная шхуна две (или более) косые паруса (стаксели)
стаксельный кеч две косые паруса (стаксели), задняя мачта установлена впереди головки баллера руля
гафельный кеч две косые паруса (гафели), задняя мачта установлена впереди головки баллера руля
бермудский иол две косые паруса (бермудские), задняя мачта установлена на срезе кормы (сзади головки баллера руля)
Рисунок 1. Формы прямых парусов.

Рисунок 2. Бермудский парус.

 
Иногда у них форма обычного треугольника, а иногда задний край слегка округлый — чтобы увеличить площадь паруса. В этом случае к парусине пришивают специальные узкие карманы (л а т —   к а р м а н ы) и в них вставляют гибкие длинные пластины —   л а т ы. Это чтобы на парусе не появлялись складки.Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний к мачте.
Рисунок 3 Гафельный парус

 
Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, а все остальное — как у бермудского паруса.
Рисунок 4 Гуари

Бывает гафель особой формы. Он — тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно — на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный, бермудский.
При срочной необходимости, например, при шквале, его легко убрать. Растравил удерживающую снасть (или даже обрубил ее), длинный гафель падает и площадь паруса уменьшается в несколько раз.
Рисунок 5 Шпринтовый парус.

Шпринтовое парусное вооружение получило название от особой детали рангоута, которая называется   шпринтов. У шпринтова та же задача, что и у гафеля — удерживать задний верхний угол паруса. Но крепится у мачты шпринтов не как гафель. Своей пяткой он упирается где-то в нижнюю часть мачты повыше гика, и идет круто вверх.
Рисунок 6. Латинский парус

 
Передний край треугольного паруса пришнурован к рейку, а задний и нижний свободны. Латинский парус иногда бывает и четырехугольным.
Рисунок 7. Люгерный парус

 
Парус четырехугольный. Один конец выдается за мачту. А передний край паруса к мачте не пришнурован, он тоже выходит за нее.
Рисунок 8. Стоячий люггер.

 
Четырехугольной формы. Издалека похоже на "гуари"
Рисунок 9. Разрезной фок.

 
Кажется, будто парус, пришнурованный к рейку, разрезали вдоль мачты. Фактически это два паруса. Передний называют   кливер, а задний фок.

17145252730фотография 5
фотография 7

фотография 6

фотография 8
фотография 10
фотография 9
-4940301263652660650241935