Программа Приключения в Муравейнике для летнего трудового объединения учащихся
Учредитель образовательного учреждения:
Администрация городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Образовательное учреждение:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Рассмотрено
на заседании методического совета
Протокол №__
от «___»____2016 г.Председатель МС______ Щербакова Л.М.
Согласовано Директор МАОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников
им. А. П. Гайдара»_______З. М. Баянова
Согласовано Начальник МКУ «Отдел образования администрации городского округа г. Стерлитамак РБ»______М.В.Григорьев
УтверждаюДиректор МАОУ «СОШ №16»________ Альхамова З. Р.
Приказ №____
от «___»____2016 г.
ПРОГРАММА
«Приключения в Муравейнике»
трудового объединения учащихся
МАОУ «СОШ №16»
«Муравейник»
Тип программы: досуговый
Направление: социальное
Возраст детей: 13-17 лет
Срок реализации
программы: 14 дней
Составитель программы:
Минибаева Лилия Хатмулловна,
заместитель директора, начальник трудового объединения учащихся
г. Стерлитамак, 2016 год
Оглавление стр.
Введение3
Содержание, механизмы реализации......5
Ожидаемые результаты9
Мониторинг реализации программы, ресурсное обеспечение.10
Список литературы11
Приложения12
Введение
В настоящее время экологическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В связи с этим в нашей школе стало традиционным организация общественно-полезного, производительного труда на учебно-опытном участке, которая позволяет повысить интерес учащихся к окружающей среде.
В МАОУ «СОШ №16» созданы благоприятные условия для формирования летнего трудового объединения школьников, организации их досуга, укрепления здоровья и творческого развития во время летних каникул. Для создания объединения, который ребята назвали «Муравейник», у школы имеется следующая база: пришкольный участок для проведения лабораторно-экспериментальных практических работ, многофункциональная спортивная площадка и спортивный зал для организации спортивных мероприятий, школьная столовая для организации здорового питания, кроме этого, школа находится в самом экологически чистом районе города, вблизи реки Ащкадар и соснового бора. Так же по соседству со школой находятся такие организации, как Детский экологический центр, городское управление МЧС, кинотеатр «Салават», Русский драматический театр.
В программе запланирована реализация воспитательных мероприятий, направленных на формирование у детей патриотизма, гражданственности, ответственности, экологической и трудовой культуры, включены мероприятия, приуроченные к юбилейным датам и праздникам 2016 года: Дню защиты детей, 71 годовщине Победы в ВОВ, 250-летию города Стерлитамак, Году Российского кино, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (12 июня), 55-летию первому полёту человека в космос, Всемирному дню окружающей среды (5 июня), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (22 июня) , 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны и обороны Брестской крепости.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях трудового объединения. Программа предназначена для учащихся трудового объединения- школьников 13-17 лет (5-10 классов). По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной смены.
Цель, задачи и основные принципы программы
Цель: способствование экологическому и трудовому воспитанию обучающихся, посредством организации общественно-полезного, производительного труда на учебно-опытном участке, повышению интереса у школьников к окружающей среде; созданию благоприятных условий для организации досуга, укрепления здоровья и творческого развития детей во время летних каникул.
Задачи образовательные:
содействовать организации работы учащихся на учебно-опытном участке, занятости учащихся в общественно-полезном труде;
способствовать организации системы оздоровительных мероприятий.
Задачи воспитательные:
содействовать воспитанию ответственного отношения к труду, гражданственности, патриотического отношения к своей Родине, любви к природе, бережному отношению к окружающей среде
способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни, формированию экологической культуры.
Задачи развивающие:
содействовать развитию трудовой активности учащихся, формированию трудовых умений и навыков
способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию различных форм общения в группах, самодеятельному детскому творчеству и организации самоуправления.
Основные принципы деятельности
безусловная безопасность всех мероприятий,
учет особенностей каждого участника,
возможность проявления личностных качеств, творческих способностей,
распределение эмоциональных и физических нагрузок,
четкое распределение форм деятельности, моделирование и создание ситуации успеха,
ежедневная рефлексия с участниками объединения о прошедшем дне.
Содержание и механизм реализации
Основные формы работы и направления деятельности:
уход за растениями пришкольного участка, изучение растениеводства- трудовое направление,
проведение опытов и экспериментов на пришкольном участке –исследовательское направление,
изучение исчезающих видов растений, посадка редких растений, уход за ними-природоохранное направление,
изучение профессий, связанных с охраной природы, растениеводством, экологией- проф. ориентационное направление,
изучение природы Республики Башкортостан, города Стерлитамак, близ лежащих районов -краеведческое направление,
изучение экологии Республики Башкортостан, города Стерлитамак, близ лежащих районов -экологическое направление,
организация спортивно- оздоровительных мероприятий,
организация самоуправления, трудовых бригад, соревнований между бригадами,
проведение гражданско-патриотических мероприятий,
организация творческих конкурсов.
Механизм реализации
1 этап: Подготовительный
подбор кадров,
комплектование отрядов,
разработка документации.
2 этап: Организационный
знакомство,
выявление и постановка целей развития коллектива и личности,
сплочение членов объединения,
формирование законов и условий совместной работы,
подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
3 этап: Основной
организация отдыха, проведение мероприятий,
организация труда,
организация познания окружающего мира,
развитие способности доверять себе и другим, самостоятельности,
укрепление здоровья.
4 этап: Заключительный
психолого-социально-педагогический анализ результатов
План реализации программы
День
Содержание
Сроки
Ответственные
1 День открытия лагеря
Открытие лагеря. День знакомств.
Объектовая тренировка.
Праздник «День защиты детей»
01.06.
Начальник лагеря Минибаева Л.Х.
Воспитатели: Мухамадиева А.З.,
Диваева Г.А.
Полив свеклы, моркови, цветов.
Прополка, рыхление
2 День безопас-ности
¦°Тренинг «Внутренний мир человека»
Занятие с элементами тренинга
«Искру туши до пожара»
02.06.
Полив клумб, разбивка производственного отдела.
3 День здоровья
Беседа «Скажи вредным привычкам- нет!». Праздник «Всемирный день окружающей среды» (5 июня)
Занятие в кружке по информатике
03.06.
Посадка капусты, прополка ягодника, рыхление свеклы.
4 День истории
Соревнование по мини-футболу, посвящённое 71 годовщине Победы в ВОВ
06.06.
Прополка клумб, чеснока, разбивка регионального раздела.
Участие в городской акции «Чистый берег- 2016», приуроченный к 250-летию города Стерлитамак
5 День самоуп-равления
День герба г. Стерлитамак. Конкурс рисунков и стихов о родном крае, посвященный 250-летию города Стерлитамак
07.06.
Полив капусты, прополка чеснока, побелка деревьев.
6 День дружбы
Соревнование по пионерболу, посвященное 55-летию первому полёту человека в космос
08.06.
Рыхление моркови, полив капусты, полив елок на территории памятника.
День
Содержание
Сроки
Ответственные
10 День семьи
Конкурс песен и инсценировок о спорте, посвященный Году Российского кино
09.06.
Начальник лагеря Минибаева Л.Х.
Воспитатели: Мухамадиева А.З.,
Диваева Г.А.
Полив клумб, альпийских горок.
8 День спорта
Спортивный праздник «Сабантуй», посвященный Дню России.
Занятие в кружке по информатике
10.06.
Полив моркови, свеклы, капусты, прополка коллекционного отдела, полевого отдела.
9
День ПДД
Соревнования по ПДД «Весёлый перекрёсток».
14.06.
Рыхление капусты, полив клумб,
полив ягодника.
Участие в городской Спартакиаде среди трудовых объединений
7 День патриота
Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия», посвященный Году Российского кино
15.06.
Подкормка моркови, свеклы, капусты, прополка картофеля.
Участие в фольклорном празднике «Сабантуй»
11 День детства
Соревнования по волейболу, посвященное 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны и обороны Брестской крепости
16.06.
Прополка клумб,
полив полевого отдела
12 День кино
Занятие в кружке по информатике
Поход в кинотеатр «Салават»
17.06.
Полив капусты, свеклы, моркови,
сбор ягод
13 День дружбы
Спортивная игра «Летняя олимпиада-2015», посвященная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
20.06.
Прополка отдела биологии, отдела начальных классов, полив клумб
14 День закрытия лагеря
Закрытие лагеря.
Торжественная линейка.
21.06.
Полив учебно-опытного
участка
Структура самоуправления
В трудовом объединении создаются бригады, в каждом из которых из числа учащихся выбирается бригадир, между остальными членами бригады распределяются следующие обязанности: заместитель бригадира, ответственный за спортивные дела, ответственный за трудовые дела, фоторепортер, редактор газеты, корреспондент, музыкальный редактор. Руководит всеми бригадами командир объединения. Каждый день после окончания дня ребята в бригадах остаются на рефлексию и обсуждают вопросы «Что планируем на завтра?», «Что мы выполнили сегодня из запланированного?». На совете объединения, куда входят бригадиры, командир и воспитатели объединения согласуются действия по проведению запланированных мероприятий. Организационная структура лагеря опирается на принципы:
поддержка и признание инициативы,
индивидуальный подход,
самостоятельность и ответственность,
свобода выбора и самоопределение,
единство цели,
разновозрастной подход,
взаимоподдержка и взаимопомощь,
самоуправление.
Ожидаемые результаты
Качественные результаты:
изучение богатства природного наследия;
овладение знаниями и опытом общения с природой;
овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора;
содействие формированию ценностного отношения к своей малой и большой Родине;
привитие норм экологической культуры;
привитие навыков патриотизма, уважения к старшим, любви к своему народу,
укрепление физических и психических сил ребенка,
содействие приобретению новых знаний, умений,
развитие творческих способностей,
выявление лидерских качеств, умение организовать деятельность бригад,
привитие навыков коллективного труда, бережливости к труду,
содействие развитию самоуправления в детском коллективе.
Количественные результаты:
уход за территорией пришкольного участка площадью 0,15 га;
посадка саженцами цветов на клумбах;
оформление альпийской горки;
расширение площади ягодника;
закладка дендрологического отдела, «экологической тропы»;
очищение берега реки Ашкадар, территории микрорайона.
Мониторинг реализации программы
Формы отслеживания результатов:
подготовка и проведение линеек,
оформление уголка объединения,
выпуск стенгазет,
оформление альбома «Приключения в «Муравейнике»»,
рефлексия воспитательных мероприятий.
Ресурсное обеспечение
В распоряжении трудового объединения предусмотрена комната – штаб объединения, спортивный зал, библиотека, спортивная площадка, кабинет информатики. Подобраны книги, подготовлены спортивный инвентарь, телевизор, музыкальный центр, компьютеры с выходом в сеть Интернет.
Финансовое обеспечение осуществляется за счет городского бюджета и бюджета РБ. Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Кадры
В реализации программы участвуют опытные педагоги, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период.
начальник лагеря - 1 чел.
воспитатели - 2 чел.
Методическое обеспечение программы
Использование методики для диагностики личностных качеств и учебной мотивации - «Я и коллектив».
Список используемой литературы
Основная литература
Левочкина О. Е., Кашеварова И.Л. «Программы и методические рекомендации по организации спортивно-оздоровительного лагеря»- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2011- 64 с.
Гурбина Е. А. «Летний оздоровительный лагерь. Нормативно- правовая база»- Волгоград: изд. «Учитель», 2012- 197 с.
Воронова Е.А. «Мы начинаем КВН»- М.: изд. «Эксмо», 2013- 345 с.
Барановская Т.И. «Книга садовода» -М.: изд. «Просвещение», 2012- 430 с.
Назарова В.Г. «Природа Башкортостана»- М.: изд. «Китап», 2011- 240 с.
Дополнительная литература
Богданова О.Д. «Беседы с подростками»- М.: изд. «Просвещение», 2010- 32 с.
Кочеткова А.И. «Организация самовоспитания подростка»- Минск: изд. «Книга», 2010- 72 с.
Янковская М.Г. «Воспитание и эмоциональная сфера подростка»- М.: изд. «Просвещение», 2012- 112 с.
Интернет-ресурсы
1. Титович К. Д. "«Детские общественные объединения в воспитательной системе школы»". http://nsportal.ru/
2. Штанько Н. Г. Актуальность создания детских объединений. http://festival.1september.ru/
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 115