Внеклассное мероприятие Земля, которой краше нет

Внеклассное мероприятие «Земля, которой краше нет!» 5-7 классы.
Библиотекарь: Кирилова И.В.
Задача:
- знать историю возникновения нашего края, познакомиться с историческими личностями и творчеством известных людей района, научиться чувству толерантности к основным национальностям, заселяющим район
Цели:
Создать условия для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину, чувства толерантности к разным национальностям.
2. Способствовать развитию интереса к изучению истории родного края, традиций, обычаев и культуры народов нашего района.
3. Способствовать расширению кругозора учащихся, знакомству с лучшими и знаменитыми людьми района.
Задача: учащиеся должны узнать историю возникновения нашего края, познакомиться с историческими личностями и творчеством известных людей района, научиться чувству толерантности к основным национальностям, заселяющим район.
Оборудование:
Выставка книг «Наш Лазоревый край», выставка картин выпускника школы, фотохудожника В.И. Селищева, на сцене баннер с изображением герба района и слова «Земля, которой краше нет», мультимедийное оборудование (проектор, экран) для показа презентации, ноутбук, карта района.
Подготовительная работа:
Формируется инициативная группа учащихся 7А класса, которая совместно с библиотекарем составляла сценарий внеклассного мероприятия, делала презентацию и выступала в роли ведущих.
Заранее напечатаны и разосланы пригласительные фотохудожнику В.И. Селищеву и местному поэту и композитору Н.И. Можаеву.
3. Каждому классу (5-7) дается задание приготовить номера художественной
самодеятельности:
5А класс – русский народный танец и русский народный костюм
5Б класс – стихи на татарском языке и татарский костюм.
6А класс – песня «Моя Россия», «С чего начинается Родина?», «Прадедушка»
6Б класс – русские частушки.
7Б класс – песню на татарском языке.
7А класс – мордовский и чувашский костюмы.
Ход мероприятия.
Вступительное слово библиотекаря.
Информационный блок.
Информация учащихся об истории заселение района .
Выступление В.И. Селищева с обзором его фоторабот.
Знакомство с лучшими людьми района. (выступление местного поэта и
композитора Можаева Н.И.)
Показ презентации и рассказ учащихся о национальностях района, их культуре, обычаях и традициях.
Подведение итогов (рефлексия). Игра «Плечо друга»
Заключительное слово .
Вступительное слово.
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! В январе исполняется 75 лет
Радищевскому району и это мероприятие мы посвящаем нашему лазоревому краю, котором мы обязаны с вами гордиться.
Ученик -1.
Россия - Родина моя, Твои поселки, города, Твои леса, поля, моря, Люблю сыновьим сердцем я! Ученик – 2
И я Россией дорожу. Я здесь учусь, я здесь живу.
Здесь все вокруг мои друзья, Горжусь Российским краем я!
Исполняется русский народный танец (девочки 5А класс)
Ученик 1.
Что такое Родина? Скажите мне сейчас, Чтоб послушала вся школа И любимый класс. Родина - мои друзья, Верю им, люблю их я. Вместе учимся, играем, Гол в ворота забиваем. Делим радость и беду, Где таких еще найду? Родина - родные, близкие, семья, Мама, папа, бабушка и, конечно, я! Хорошо нам вместе в одном доме жить, Обо всем делиться, трудиться и любить! В исполнении 7А класса звучит песня «Наш лазоревй край» на слова и музыку Н.И. Можаева – местного композитора и поэта.
Информационный блок.
(используется презентация ученика Турутина Владика, 6А класс)
Библиотекарь: Родина - главное слово в жизни каждого человека. Это место, где он родился, сделал первые шаги, впервые проговорил: «Мама!» Для нас таким незабвенным местом является земля Радищевская.
Ведущий 1. Первые следы человека на территории района появились в период каменного века, около 120 тысяч лет назад. В к.VIII века на территорию края приходит племя булгар. В к. IX – X вв. на Средней Волге завершилось создание государства, которое вошло в историю под названием Волжская Булгария.
Ведущий 2 В нач. XIII века государство было покорено монголами и вошло в состав Золотой Орды, а в сер. XV века золотоордынский хан Улу–Мухаммед, создал на территории Среднего Поволжья Казанское ханство, и территория нашего района вошла в его состав. В сер. XVI века царь Иван Грозный, разгромив вначале Казанское, а затем Астраханское ханства, присоединяет Волгу к русскому государству. Особенно активно заселение района происходило после основания города-крепости Сызрань (1683г.)
Ведущий 3. В 1691 году земли, на которых в настоящее время привольно раскинулся р.п.Радищеве, были переданы боярину Л.К.Нарышкину. В 1722 году Петр I много земель в Хвалынском уезде раздал разным служилым людям из русских, а отчасти и татарским мурзам. Советская власть в селах нашего района, как свидетельствуют документы, была установлена к концу января 1918года.
Ведущий 4 Село Радищево стало так называться с октября 1918 года, когда на Сходе граждан село Дворянская Терешка было переименовано. В феврале 1978 года Районный центр Радищево был переведен в группу рабочих поселков. В 1921 году была организована сельскохозяйственная артель «Весна» В 1929 году началась организация колхоза. В 1935 году был организован Радищевский район, село Радищеве стало районным центром. В состав района вошли 44 колхоза, зерносовхоз "Сызранский" и две МТС.
Библиотекарь: С нашим краем связано и имя героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Д.В. Давыдова. После окончания войны он жил в родовом имении своей жены с. Верхняя Маза (Радищевский район). Там он занимался литературными трудами, описывал опыт партизанских действий. В Верхней Мазе Денис Давыдов скончался и был похоронен там, а затем перезахоронен у Новодевичьего монастыря в Москве. Радищевская земля дала стране 4 Героя Советского Союза . Это - Полынкин Дмитрий Павлович, Емельянов Петр Николаевич, Левин Дмитрий Павлович, Фатьянов Андрей Ефремович. 7 человек удостоены за ратные дела ордена Ленина, тысяча радищевцев награждены боевыми орденами и медалями.
песня «Прадедушка» в исполнении 6А класса
Ученик1
Милая сторонушка – под окном черемуха,
Яблонек, невестушек свадебный наряд.
Здесь в родимым полюшке, на просторе волюшке.
Колоски наливисто золотом горят.
Библиотекарь Природа нашего района разнообразна.
Какие у нас леса! Наши русские леса. Мы с гордостью произносим эти слова. Какой у нас воздух в них! Чистый, прозрачный! А сколько зверей у нас водятся в этих лесах, сколько птиц и насекомых у нас! До чего же прекрасна наше земля. Прекрасна и богата Людьми богата и талантами.
Посмотрите, пожалуйста, на фотокартины нашего земляка, В.И. Селищева. Вы, действительно, видите до чего же прекрасна наша земля.
В.И. Селищев является автором герба Радищевского района, именно он был первым и главным организатором Фестиваля Дикого пиона. Теперь в течение 10 лет ежегодно в мае на Коржиные горы съезжаются на праздник не только жители Ульяновской области, но и из других областей России.
Слово предоставляется Селищеву В.И.
Ученик 2
Опять черемуха в цвету, Сбежались ландыши гурьбою
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы
И до земли ей поклонись.
Ученик 1
Влюблены мы в тропиночку каждую
Что ведет на поля от крыльца
Трудовой переполнены жаждою
Бескорыстные наши сердца.
Ученик 2
Тихо льется полями умытыми
Нашей песни ликующий звон –
Ты не беден людьми даровитыми
Наш Радищевский, сельский район.
Библиотекарь На встрече присутствует местный поэт и композитор Н.И. Можаев. Свои стихи и песни он посвятил нашему краю, жителям района. Я предоставляю слово Николю Иванович у. Прочитайте, пожалуйста ваши любимые стихи и расскажите нам о лучших людях района, занесенных в Книгу Почета Ульяновской области
(выступление Можаева Н.И.)
Ученик 1
На счету ты не маковым зернышком –
Крепким желудем, значишься ты..
Ах, сторонка, родная сторонушка,
Нет милее твоей красоты!
Ученик 2 От дружбы Родина сильней, И солнце светит веселей. Пусть краше будет вся страна. Россия - Родина моя! Звучит песня "Ромашковая Русь" На ее фоне ученик читает стихотворение: Ромашка на поле росла и колокольчик к себе позвала. Он ландыш нежный пригласил И василечек не забыл Цветок к цветку и к стебельку, Окрепли вместе на лугу. Букет расцвел назло ветрам, Вот поучиться бы и нам. Так крепнуть и так процветать, Все лучшее на ус мотать. Всем нам в единстве, в дружбе жить, В Россию верить и любить! Исполняется песня "С чего начинается Родина?" сл. М. Матусовского Библиотекарь: РАДИЩЕВСКИЙ РАЙОН граничит с Самарской областью (Сызранский район), Саратовской областью (Хвалынский район), Новоспасским, Старокулаткинским, Николаевским районами Ульяновской области. Площадь района – 1637, 4 кв. км. Занимает (4, 4 % территории Ульяновской области). Численность населения -17 тысяч человек. Население района разнообразное: русские, татары, мордва, чуваши, армяне, украинцы, таджики. Мы с вами познакомимся с этническими группами руссих, мордва, чуваш, татар, так как в районе в основном преобладает этот национальный состав и познакомимся с их культурой, занятиями и традициями, национальными костюмами.
Ведущий 1 Самая многочисленная этническая группа населения нашего района – русские. Они составляют -79, 4 % всех жителей района. По вероисповеданию русские – православные христиане. Народное изобразительное искусство у русских представлено резьбой по дереву, вышивкой, росписью, плетением кружев, тканьем. Характерная черта русского изобразительного искусства – орнаментальность. Все знают замечательные русские народные песни, кроме них в русском фольклоре очень популярны загадки, прибаутки, частушки.
(В исполнение учащихся 6б класса прозвучат веселые, задорные русские частушки.)
Ведущий 2. Еще одна из этнических групп нашего района – это татары. Они составляют 8, 7 % всего населения района. Предки татар был земледельцами. Они возделывали озимую рожь, из яровых - овес, просо, гречиху, чечевицу. Из технических культур – лен и коноплю. Народное творчество татар разнообразное: это и декоративное искусство (художественная вышивка, обработка дерева, узорное ткачество) и устное поэтическое творчество: инструментальная музыка, танцевальное искусство и задорная веселая татарская песня. (Звучит татарский песня 7 б класса, учащаяся 5Б класса Кузяева Алсу итает стихотворение на татарском языке)
Ведущий 3 Шумбрачи! Это здравствуйте по-мордовски!
В районе их проживает 5, 5 % всего населения. Издревле мордва занимались охотой, скотоводством, земледелием, рыболовством, умели плавить железо и делали из него орудия труда и оружие. Богато и разнообразно устное творчество мордвы. Одним из жанров мордовского фольклора являются песни, сказки, пословицы, поговорки. У мордовского народа есть различные красивые обряды. Вот один из них.
(играет мордовская музыка, под нее ведущий в мордовском костюме рассказывает обряд)
Этот обряд называется «Пиземе озкс» - обряд вызывания дождя Когда долго не было дождя, сельчане шли к роднику помолиться о дожде. Брали с собой икону, продукты (яйца, пироги) и, помолившись, бросали все в воду, остальное раздавали присутствующим. После трапезы набирали воду из родника и расходились по дома. Дома брызгали этой водой тех, кто не был у родника и скотину. Обряд этот проходил в любой нечетный день, кроме понедельника.
Ведущий 4 (выходит под задорную чувашскую музыку и в национальном костюме) Здравствуйте! Сывлах сунатап! Это приветствие на чувашском языке. В нашем районе чуваши составляют - 1, 4 % населения. Они скромный и трудолюбивый народ. В русских летописях упоминание о чувашах относится к 1551 году. В наш район они пришли из Центральной Азии в конце 7 века. Они занимались охотой, земледелием, пчеловодством. Чувашский народ любит петь и веселиться. Чувашский народный праздник «Акатуй!» очень веселый и очень задорный. Это праздник окончания полевых весенних работ и он звенит, шумит и манит всех за собой. Давайте повеселимся так. Как это делают на празднике. Давайте поиграем!..
(проходит игра. В центре чертят круг. Внутри круга встают 2 игрока. Их задача заключается в следующем: на одной ноге с руками, спрятанными за спиной игроки должны выталкивать друг друга за черту круга. Побеждает тот, кто первым вытолкнет соперника из круга. Проигравшим также считается игрок, вставший в круге двумя ногами)
Ч-1 Что нам сделать, чтоб держава процветала, крепла слава, богатела, здоровела, радовалась, песни пела, Чтобы сильный был народ, Недругам ответить мог?
Ч -2 Делать добрые дела, Чтоб Россия расцветала! Честно каждому трудиться, В школе хорошо учиться, И еще всем в мире жить Все: Крепко - накрепко дружить!
3. Подведение итогов. (Рефлексия). Игра «Плечо друга»
Библиотекарь: (проводит игру «Плечо друга») Ребята, я попрошу вас встать. Поднимите, пожалуйста, одну ногу. Тяжело вам так стоять? А теперь посмотрите на соседа справа, положите свою руку ему на правое плечо. Посмотрите на соседа слева, положите свою руку ему на левое плечо. Что вы чувствуете теперь? Ощущаете теплое и твердое плечо соседа, на которое можно опереться в любую минуту и выстоять, если вдруг тебе будет трудно. Мы должны держаться все вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге. Давайте дарить друг другу улыбки и добрые слова!
4. Заключительное слово.
Библиотекарь: Разные национальности проживают у нас. Все мы живем единой крепкой и дружной семьей и
«Если будем вместе, если в доме лад,
Будет наша Родина настоящий клад. Клад любви, согласья, мыслей и идей. И не будет краше Родины моей!
Родины любимой, той, что лучше нет, В дружбе наша сила, вот вам наш совет!».
Так, давайте же любить, дорожить и гордиться нашей землей, которой краше нет!








13PAGE 15


13PAGE 14215




15