Конспект открытого урока по русскому языку Правописание буквосочитаний чк, чн, нщ.
Тема Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн,щн, нч.
Цель
-------------------------
ПланируемыерезультатыЗакрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму
--------------------------------------------------------------------------
Формировать УУД:
- Личностные:определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничествеспособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД:умение ориентироваться в своей системе знаний,извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Основные понятия Орфограмма: слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник по русскому языку авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева- презентация к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Вновь, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения. (Слайд 2)
Посмотрите друг на друга.
Пожмите соседу руку.
И, конечно, улыбнитесь друг другу.
- Надеюсь, у вас хорошее настроение?
Ребята, на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, поприветствуйте.
А теперь проговорите девиз урока:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Сегодня у нас необычный урок мы отправляемся в гости к замечательным животным, к лосям. А на каком транспорте мы поедем вы узнаете отгадав загадку. (Слайд 3)
Странный дом мчит по дороге –
Круглые в резине ноги.
Пассажирами заполнен И бензином бак наполнен.
Автобус.
- Да, ребята, сегодняшнее наше путешествие мы совершим на автобусе.
- Перед посадкой предлагаю вспомнить правила поведения в общественном транспорте.
(Дети проговаривают правила поведения в автобусе устно)
Правила поведения в общественном транспорте
В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.
• Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, — пользуйся не руками, а голосом.
• Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.
• Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров. Кроме того, вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека малопривлекателен.
(Слайд 4)
2. Актуализация знаний. (Слайд 5)
- Итак, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие.
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!
- У вас на парте лежит таблица, в которой написаны буквы. Положите ее перед собой и возьмите в руки ручку. Я буду читать задания, вы очень внимательно слушайте и зачеркивайте те буквы, о которых я говорю.
А Б К У Ф И
М Д О Ё Г Ю Ы Т В С П Ё
Ш Э Ж Е Я ЗЗачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных. (а, у, о, ы, э)
Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных. (и, ё, ю, е, я)
Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки. (б, д, г, в, ж, з)
Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки. (к, ф, т, п, ш, с)
Какая буква у вас осталась? (буква – эм)
Какие звуки обозначает буква эм? (Звук м согласный, звонкий, непарный, может быть твердым, может быть мягким.)
Записываем в тетради: (на рабочей доске)
16 декабря
Классная работа
- Для того чтобы красиво и правильно писать, на каждом уроке мы проводим?
- Минутку чистописания.
Запишите буквосочетания: 1 строка – Мм.
Первая станция на которой мы делаем остановку «Рассуждайкино».
1. Станция “Рассуждайкино” (словарная работа). (Слайд 6)
- Записываем слова под диктовку, к доске выходит ____________________.
Лягушка, заяц, девочка, лисица, медведь, воробей, петух.
- Что это за слова? (Словарные слова)
- Подчеркните слабые места в этих словах.
- Ребята, прочитайте еще раз словарные слова и попробуйте, узнать, какое слово лишнее? ( Лишнее слово, девочка)
- Почему?
- Какая орфограмма встречается в слове ДЕВОЧКА?
- В каких словах еще встречается такая орфограмма?
3. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 7)
- Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока.
Правописание сочетаний –чк-, -чн-, -нщ-.
- Какую цель мы поставим перед собой?
Научиться безошибочно писать слова с сочетаниями чк.чн,щн,нч.
4. Работа по теме урока (Слайд 8)
А) Остановка “Добовляйкино” (На рабочей доске)
(первые 4 ученика в тетради – на оценку и после у доски проверка еще одним на оценку)
- Наша задача: ответить на вопрос используя слова для справок.
День (какой?) ______________
В гнезде (кто?) _____________
На небе (что?) ______________
Красивая (кто?) _____________
Темная (что?) _______________
Зверь (какой?) ______________
Слова для справок: птенчик, женщина, хищный, солнечный, тучки, ночка.
На этой остановке мы немного отдохнём. (Белый слайд, только музыка)(Слайд 9)
Музыкальная физкультминутка. “Колесики, колесики и красивый руль”
Б) Станция “Разгадайкино” (на партах лежат колеса, дети работают на них)
- На этой станции вам надо разгадать загадки.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(спички)
Висит груша –
Нельзя скушать.
(лампочка)
Построили хлевецНа пятеро овец.
(рукавичка)
На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держались.
(очки)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
- Теперь задание:
- если у вас в слове спички после буквы ч стоит буква к, то обведите ее, а если другая буква, то проткните;
- если у вас в слове лампочка после буквы п стоит буква о, то обведите ее, а если другая буква, то проткните;
- если у вас в слове рукавичка после буквы к стоит буква а, то обведите ее, а если другая буква, то проткните;
- если у вас в слове очки первая буква о, то обведите ее, а если другая буква, то проткните;
- если у вас в слове здравствуйте после буквы а стоит буква в, то обведите ее, а если другая буква, то проткните;
- А сейчас, ребята, поднимите вверх свои колеса и покажите гостям.
- Что же мы видим, наши колеса спустили и у нас непредвиденная остановка.
В) Станция “Поломайкино” (Слайд 11)
- Наш автобус на ремонте, но мы не можем ждать пока его починят, поэтому мы продолжим путь на автомобилях. Они не такие вместительные как автобус, поэтому мы с вами делимся на группы.
Игра. «Кто быстрее».
(На каждом ряду лежат автомобили, начина с первой парты, каждый ученик пишет слово с изученной орфограммой, побеждает та группа, которая закончит первой)
- Самой быстрой у нас оказалась ____ группа.
- Наше путешествие подходит к концу, мы приехали. (Слайд 12)
- Но почему же нас никто не встречает?
- Потому что наши друзья отправились тоже в путешествие на воздушном шаре, и что бы они быстрее приехали нам нужно выполнить задание.
Игра с лосями (на мультимедийном проекторе)
- Запишите в тетради слова только с изученной орфограммой.
Краткий рассказ о лосях (Юрченко Денис)
Лось является самым крупным представителем семейства оленей. Внешний вид лося говорит о том, что это мощное, сильное, неутомимое, но также и красивое животное. Лось имеет сильные высокие ноги. Благодаря этому, он легко преодолевает болота и буреломы. Лось (вместе с холкой) достигает 2 метров в высоту. А в длину – 3 метра. В нашей стране обитают три подвида лосей: европейский, восточно - сибирский, или американский, и уссурийский.
Г) Остановка “Собирайкино” (дополнительная станция, если успеем) (Слайд 13)
В русском языке много пословиц и поговорок, которые содержат слова с сочетаниями ЧК ЧН ЩН
Какова яблонька, таковы и яблочки.
Ласточка день начинает, соловей кончает.
Зимний ветер морозу помощник.
5. Рефлексия. (Слайд 14)
МЕТОДИКА ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ
М (мизинец) – МЫСЛИ, знания, информация.
Какие приобрёл знания?
Б (безымянный) – БЛИЗОСТЬ к цели.
Что я сегодня делал на уроке?
С (средний палец) – СОСТОЯНИЕ духа.
Каким сегодня было мое преобладающее настроение?
У (указательный) – УСЛУГА, сотрудничество, помощь.
Чем я сегодня смог помочь другим людям?
Б (большой палец) – физическое состояние, БОДРОСТЬ.
Что мне позволило отдохнуть, восстановить силы?
Учитель. Не ставьте мягкий знак между чк, чн, чтобы не обижать чванливое ч, лишний раз придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило (как и правила дорожного движения), и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.
Домашнее задание: (Слайд 15)
- Составить небольшой текст (3 – 4 предложения), чтобы бы в нем были слова с изученной орфограммой.
- Придумать 10 слов с орфограммой –чк-, -чн-, -нщ-.
- Задание по карточкам.
Выберите то задание, с которым вы справитесь и запишите его в дневники.
(Слайд 16)
На этом наш урок закончен, встали, всем спасибо!