Конспект по литературному чтению на тему: Сергей Владимирович Михалков «Дальновидная Сорока» (3 класс)


Дата 24 февраля ФИО учителя Шеварихина Наталья Викторовна
Класс 3 «В» ФИО практиканта Темнышева Карина Алексеевна
Технологическая карта урока № 5
Предмет: чтение
Целевой блок
Тема урока: Сергей Владимирович Михалков «Дальновидная Сорока»
Цель урока:
Ознакомить учащихся с биографией Михалкова, познакомить с баснями Михалкова; дать понятие о басне ; выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются; совершенствовать навык выразительного чтения.
Планируемые результаты: Предметные УУД:
1.Давать определение изучаемых понятий.
2.Выявлять отличительные признаки басен Михалкова
3.Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о баснях Михалкова
4.Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
Личностные УУД:
1.Принятие социальной роли обучающегося2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
5.Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
Метапредметные УУД:
*Регулятивные:
1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности
5.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
6.Проговаривать последовательность действий на уроке.
7.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
8.Учиться работать по предложенному учителем плану.
9.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
10.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
11.Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
12.Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
*Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге,
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации
5.Донести свою позицию до других.
6.Выразительно читать и пересказывать текст.
7.Постановка вопросов .8.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
*Познавательные:
1.Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
2.Устанавливать причинно- следственные связи.
3.Давать определения понятиям.
4.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
5.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
6.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
7.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
8.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок введения нового знания и формирования УУД.
Формы, приёмы и методы Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.
Образовательные ресурсы: Учебник, хрестоматия.
Раздаточный материал
Дополнительная литература: книга для чтения, энциклопедии, справочники
ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)
Доска, мел
План урока.
1.Организация начала урока.1-3 мин.
2.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися 5-10 мин
3.Обеспечение мотивации учения 3-4 мин
4.Физминутка 1-2 мин
5.Усвоение нового материала 10-15 мин
6.Установление правильности и осознанности усвоения нового материала 3-6 мин
7.Объяснение домашнего задания 1-2 мин
8.Подведение итогов урока. Рефлексия 1-3 мин.
Ход урока:
1.Организация начала урока. Подровнялись! Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Карина Алексеевна, урок чтения у вас проведу я!
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с таким литературным жанром как басня.
2.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися Дома вы учили басни Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Рак и Щука» или «Квартет». Две минутки, чтобы повторить домашнее задание. (повторяют).
КВАРТЕТ
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
* Альт и бас - музыкальные струнные инструменты.
* Прима - первая скрипка в оркестре, втора - вторая скрипка.
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Кто будет отвечать…..(ответили) Хорошо, спасибо. Присаживайся. Молодцы! Мне очень понравилось, как вы рассказывали басни. А какие басни Ивана Андреевича Крылова вы читали? Послушаем с вами еще несколько басен и ответим на вопрос: чему учит басня?
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
* Вещунья - предсказательница. В народных легендах и сказках ворон,
ворона изображаются как вещие птицы.
Чему же учит нас эта басня? Верно, не нужно слушать людей, которые говорят вам неправду, ради собственной выгоды.
СЛОН И МОСЬКА
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"
- Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)- Когда в жизни можно употребить эти слова?
( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
- Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
- Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)
Хорошо, молодцы, ребята!
3.Обеспечение мотивации учения Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится с баснями. Что такое басня? Басня- это краткий поучительный рассказ, в котором в иносказательной форме высмеиваются пороки человека. Сегодня мы познакомимся с произведением еще одного баснописца, которого зовут Михалков Сергей Владимирович. Писатель, поэт, драматург, киносценарист, переводчик, общественный деятель. (показ презентации).
4.Физминутка Встаньте все! Немного отдохнем:
о тропинке в лес пойдем
(дети шагают)
Лужу мимо обойдем
(обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек,
(перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево,
(смотрят налево)
Посмотрели мы направо,
(смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко
(смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота!
(удивляются, разводят руки в стороны) Присаживайтесь.
5.Усвоение нового материала Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Сергея Владимировича Михалкова «Дальновидная сорока». Послушайте:
Изнемогая от тяжелых ран,
К своим трущобам отступал Кабан.
В чужие вторгся он владенья,
Но был разбойнику отпор достойный дан,
Как поднялось лесное населенье...
Сороке довелось в ту пору пролетать
Над полем боевых событий.
И - кто бы ожидал такой сорочьей прыти! -
Сорока, сев на ель, вдруг стала стрекотать:
"Так, так его! Так, так! Гоните Кабана!
Мне с дерева видней - он не уйдет далеко!
Я помогу, коль помощь вам нужна.
А вы еще разок ему поддайте сбоку!" -
"Дивлюсь я на тебя. Ты только прилетела, -
Сказал Сороке Воробей, -
А трескотней своей, ей-ей,
Всем надоесть уже успела!" -
"Скажи, мой свет, -
Сорока Воробью в ответ, -
Что толку, если б я молчала?
А тут придет конец войне -
Глядишь, и вспомнят обо мне
Да скажут где-нибудь: "Сорока воевала!.."
Сороке выдали медаль.
А жаль!
Прочитаем еще раз! Итак, назовите главных героев басни? (воробей, сорока)
Какие незнакомые слова вы нашли?
Изнемогая- состояние крайней усталости, утомления, полного бессилия.
Трущоба —обозначает углубление, впадину; тесное непроходимое место
Вторгнуться – войти силой
Владение— расположение вещи, которой пользуется только хозяин
Отпор-отражение нападения.
Прыть- резвость, подвижность, живость.
Стрекотать- быстро и без умолку говорить, болтать.
Дивлюсь-удивляться, поражаться чему-либо.
Трескотня-быстрая, шумная болтовня, неумолчный разговор.
Прочитаем еще раз выразительно! (читают) . Хорошо! Какова главная мысль басни?(отвечают)
Описывается жизненная ситуация, в которой одни люди воюют, терпя лишения, другие их поддерживают, если не действиями, то хотя бы морально. Но вот всегда найдутся третьи, которые не только не помогают, но и раздражают, а выворачивают всё совершенно наоборот.
6.Установление правильности и осознанности усвоения нового материала Прочитаем еще раз басню. Сейчас с вами разыграем её по ролям. Слова сороки будет читать…Слова автора читает…Слова воробья будет читать…выходите к доске, чтобы вас все видели. А вы, ребята внимательно слушайте и смотрите, может у кого-то что-либо не получится. (читают). Спасибо, присаживайтесь. Кто заметил, может что-то не получилось у ребят? (высказывают мнения). Всем, кто читал ставлю оценки….
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с еще одним баснописцем, как его имя? (Сергей Владимирович Михалков)
Какую басню мы с вами прочитали и обыграли?
Откройте дневники, запишите домашнее задание: выразительное чтение басни «Дальновидная Сорока».
Мне понравилось как вы сегодня работали, я могу отметить таких учащихся…. Встаньте! Спасибо за урок! До свидания!