Проект «Я – вчера, сегодня, завтра»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
3
от
28.11.2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
цель проекта
2.
введение
3.
Характеристика про
блем подготовки воспитанников к
самостоятельной жизни
4.
Основные ступени формирования личности
4.1.
Первая ступень "Мой дом"
4.2.
Вторая ступень
"Я сам, я могу"
4
.
3.
Третья ступень "Я в будущем"
5. Планируемые результаты
6.
Ф
акторы, которые необходимо учитывать
при реализации проекта
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРО
ЕКТА
Цель про
екта
©
Я
-
вчера, сегодня, завтра
ª состоит в
разработке
педагогической системы для оказания реальной помощи воспитанникам
детского дома в жизненном и профессиональном самоопределении, столь
необходимом при вступлении в самостоятельную жизнь.
В ходе реализации про
екта
призвана решать следующие
задачи:
обеспечить подготовку педагогического состава детского дома
по содержанию, формам, методам и технологиям
профориентационной работы с воспитанниками детского дома;
изучить сферу трудовой профессиональной мотивации и
ведущие жизненные установки воспитаннико
в динамике по
ходу воспитательной работы в детском доме и школе;
разработать и реализовать поэтапное просвещение в тесном
взаимодействии с системой профориентационной работы и
профильного обучения в школе;
ВВЕДЕНИЕ
Состояние воспитанников, стоящих на
пороге выхода из детского
дома, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной
жизнью. Перед ними формально открывается множество возможностей и
различных жизненных путей, но они испытывают значительные трудности в
выборе необходимо обр
азования и желаемой профессии. Реализация этого
выбора у воспитанников детских домов затруднена и ограничена, что во
многом обусловлено отсутствием у них близких, заинтересованных в их
судьбе людей, на помощь и поддержку которых они могут рассчитывать.
Выпускник
детского дома
находится, как правило, в состоянии
психологического стресса. Если в учреждении позиция ребенка носила в
большей степени ©объективныйª характер, о нем заботились, его
обеспечивали, то вне учреждения характер позиции нормативно стано
вится ©
субъективнымª.Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной
жизни. Выпускнику предстоит практически заново выстроить и организовать
свое жизненное пространство, так как практически отсутствует
,
какая бы то
ни было
,
преемственность жизни в уч
реждении и самостоятельной жизни
детей
сирот.
Выпускник на какое
-
то время практически оказывается
©вытолкнутымª из учреждения и практически © не встроеннымª в новую
социальную структуру.
Таким образом, перед выпускником учреждения (а именно с момента
вып
уска для детей
сирот начинается самостоятельная жизнь) стоят на две
первоочередных насущные задачи: перейти на практически самостоятельное
жизнеобеспечение и простроить границы своего нового жизненного
пространства.
Целевая аудитория проекта:
воспитанник
и детского дома с 7 до18 лет
.
Этапы реализации проекта
для группы детского дома, численностью до
10 воспитанников, сроком до трех лет
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ЖИЗНИ
Проблема выпускников
детских домов являе
тся яр
ким показателем
тех недостатков, которые сегодня очевидны в деятельности учреждений: это
иждевенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов
собственности, где это общение свободно, произвольно, где требуется
строить отношения; инфантилизм, зам
едленное самооправдание, незнание и
неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору
своей судьбу; перегруженность отрицательным опытом, негативными
ценностями и образцов успеха.
Хорошо известны факторы, препятствующие успешной соц
иализации
воспитанников
детских домов
.
Это неопределенность их статуса социального
(эти дети
лишены семьи, а после выпуска они лишаются и ©принадлежностиª к своему
учреждению).
Здоровье воспитанников.
Большинство воспитанников
имеют значительные отклонения в состоянии здоровья и психическом
развитии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии детей,
оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в
эмоционально
волевой сфер
е и поведении.
Особенности психического развития.
По мнению многих
отечественных психологов, особенности психического развития
воспитанников детских домов в подростковом возрасте проявляются в
первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьм
и.
Эти искажения в общении со взрослыми лишают детей важного для их
психологического благополучия переживания ценности другого человека,
глубокой привязанности к людям.
Формирование личности.
Большое значение для
формирования личности подростка имеют его с
тремления, желания,
надежды, т.е. отношение его своему будущему. Для воспитанников
характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а
не отдаленное абстрактное будущее. Планы не заполнены реальным
содержанием: что и как делать для достиж
ения своих целей. Неуверенность в
себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки не ставят перед
собой дальние цели, ориентированные на повышение образовательного
уровня, приобретение профессии, не планируют, что для этого надо сделать.
Пока дети р
ассчитывают на общество, государство или зарубежных
попечителей. В результате у воспитанников формируется недоверие и боязнь
внешнего мира. В ответах на вопрос: © Чего ты больше всего боишься в
жизни?ª часто встречается: © боюсь остаться без жильяª, ©бою
сь того, что
будет после выхода из школыª, ©боюсь выходить в самостоятельную жизнь,
стать никому ненужнымиª, ©боюсь, сто у меня будет плохая жизнь, что
попаду в тюрьмуª, ©боюсь встретиться с плохими людьмиª, ©боюсь
одиночестваª и т.д.
Усвоение норм и ценно
стей.
Чтобы молодой человеку
спешно вошел в жизнь, он, по мере, должен понимать и принимать
окружающих, знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь
определенные навыки общения и стремиться войти в окружающий его
внешний мир. Подростки, воспиты
вающиеся в детском доме, учатся в
образовательной школе; большинство из них на ©3ª или на ©3ª и ©4ª, не
успевают по многим предметам
18%; интересно учиться 45%
воспитанников. По мнению опрошенных, мешает учиться им в основном
лень, нежелание учиться и не
достатков знаний за прошлые годы. После
окончания девяти классов собираются продолжить обучение в школе,
училище, техникуме
-
91% опрошенных, 9%
-
не задумывались об этом,
18,3% воспитанников выразили желание получить высшее образование,
среднее специ
альное образование
-
59,1%. При этом большинство (60%)
считают, что ©уровень образования важный, но не решающий фактор в
жизниª, но ни один человек не считает, что от ©уровня образования мало что
зависитª .
Навыки общения с взрослыми и детьми,
как в детс
ком доме, так и за
его пределами. К этим навыкам формы общения и уверенности в себе,
умение дружить и любить, собственная гражданско
патриотическая
позиция к определенным группам и обществу в целом.
Навыки проведения свободного времени:
умение собирать
информацию о всевозможных мероприятиях по проведению свободного
времени, например, в библиотеке, по телевидению, в газетах, спрашивая
других людей, что они делают в свободное время; умение распределять свое
время; принимать участие в различных мероприятиях
; умение читать и т.п.
Навыки обучения и трудовые навыки.
К ним относятся навыки,
связанные с поиском обучения и работы: узнавать информацию о
возможностях обучения; задавать вопросы учителю, однокласснику;
слушать; хорошо наблюдать за тем, что делают друг
ие; обращаться в бюро
по трудоустройству; подавать заявление об устройстве на работу; умение
правильно реагировать на критику и т.п.
Уровень развития социального поведения выпускника
это фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и
позволяющий успешно реализовать внутренние потенции личности или не
позволяющие делать это. При этом
социальным поведением
понимается
организованная реальная активность индивида в качестве социального
субъекта в системе отношений с другими социальными суб
ъектами.
Интегративным показателем готовности к самостоятельной жизни и
успешности адаптационного процесса
выступает социальная
компетентность
, которую во многом определяет уровень развития
социальных навыков и умение их
использовать
адекватно в разных
жизненных ситуациях.
Программа состоит из трех ступеней:
первая ступень ©
МОЙ ДОМª;
вторая ступень ©
Я САМ, Я МОГУª;
т
ретья ступень ©
Я В БУДУЩЕМª.
Проводится поэтапная работа по формированию навыков и умений от
более простых к
сложным с учетом возрастных особенностей детей.
Требования к умениям и навыкам на каждой ступени соответствуют
возрастным особенностям воспитанников дошкольного, младшего
школьного, старшего школьного и подросткового возрастов. Каждая ступень
достаточно а
втономна , однако в целом, дополняя друг друга, они
складываются в целостную программу.
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ © МОЙ ДОМª
Участники
младшие воспитанники.
1
-
й блок © Я УЧУСЬª
Главное для воспитателей и воспитанников
принять и отогреть
ребенка, научить жить
по правилам, принятым в доме, привить желание
заботиться о своем здоровье, познакомить с простейшими требованиями
этики и эстетики, научить играть, выявить способности и склонности,
сформировать чувство любви к большой и малой Родине.
2
-
й блок ©ЗЛЮСЬ, СМЕ
ЮСЬ, УДИВЛЯЮСЬ
….ª
Здесь усилия направлены на обучение самоконтролю, на
формирование позитивного образа ©Яª
.
3
-
й
блок ©Здоровье
-
это жизньª
Научить понимать свое состояние и заботиться о здоровье
одна из
важнейших
задач программы. Очень важно показать детям конкретные
способы здорового образа жизни, научить развивать возможности своего
организма. Дети из учреждений очень плохо чувствуют свое тело, не знают,
как о нем заботиться, поэтому особенно важно обучение и при
витие навыков
личной гигиены, привитие культуры питания, а также обучение проведению
активного досуга.
4
-
й
блок ©МАЛЕНЬКИЕ ХОЗЯЕВАª
Упреки в иждивенчестве детей из учреждений не всегда
несправедливы. Научить их быть
хозяевами там, где они живут,
обязательности при выполнении домашних обязанностей, ответственности к
порученному делу, навыкам семейно
бытового труда очень важно, так как
это приучает поведению в окружающем со
циуме, формирует адекватное
полу
ролевое повед
ение, а также представления о том, как живут люди в
семье, как они общаются и заботятся друг о друге.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ © Я САМ, Я МОГУª
Участники
младшие подростки.
1
-
й блок ©Я ЛЮБЛЮ, Я НЕНАВИЖУ, Я ПОНИМАЮª
Формирование стремлени
я к самопознанию, погружению в свой
внутренний мир и ориентация в нем, поиск путей выражения эмоций в
социально приемлемой форме, знакомство с чертами личности, определение
своих способностей, формирование безоценочного принятия себя и других
работа по э
тим направлениям позволяет ребенку лучше понять себя как
индивидуальность, определить свою ©самостьª. Обучение ребенка понимать
себя помогает ему осознать, что все люди разные, но каждый имеет
собственную ценность.
2
-
й блок © Я И ЛЮДИ"
Как правило, воспитанники учреждений плохо строят отношения с
окружающими их людьми, независимо от того, взрослые это или дети.
Формировать и развивать навыки общения, установления контактов, научить
высказывать свою точку зрения
, приходить к компромиссному решению,
аргументировать и отстаивать свою позицию
это те умения, которые
помогают детям в социальной адаптации, расширяют их возможности в
установлении контактов, а значит социальных связей.
3
-
й блок ©
МОЙ ДОМ И МОИ ОБЯЗАННОСТИª
Продолжение работы по расширению знаний детей о ведении
семейного хозяйства; развитие ответственности к порученному делу;
осознание и принятие своего семейного опыта. Эти задачи решаются через
введение правил экономической игры,
формирование навыков детского
самоуправления
.
4
-
й блок ©ЗДОРОВЬЕ
ЭТО КРАСОТАª
Младшие подростки более осознано учатся заботиться о своем теле, о
собственном здоровье, через развитие навыков личной гигиены, культуры
питания они узнают, как можно соверше
нствовать свое физическое и
психическое состояние. Учатся способы проведения активного досуга.
5
-
й блок © Я И СОЦИУМª
Расширение социального опыта, социальная самоидентификация для
воспитанников учреждений важная и очень трудная в
реализации задача. Она
реализуется через знакомство с различными социальными институтами и
социальными ролями, через обучение конкретным социальным навыкам,
через знакомство с миром профессий и образовательными учреждениями
города. Особой частью в реализа
ции программы являются правовое
воспитание, формирование правового сознания и юридической грамотности.
Особенное внимание уделяется знакомству с правовыми нормами,
предусматривающими ответственность за правонарушения.
В результате подростки лучше осознают
себя в окружающем мире, у
них успешнее формируется идентичность, осуществляется становление
социальной позиции. В процессе освоения социальных ролей происходит
осознание себя не как одного из всех, а как ©индивидуальногоª человека.
Возникает и формируетс
я © чувство взрослостиª. Подростки принимают
собственную внешность и произошедшие физиологические изменения.
На фоне бурных пубертатных изменений жизненно важно научить
детей устанавливать новые более зрелые отношения с ровесниками обоих
полов, дружить, са
мостоятельно регулировать отношения.
Как правило, дети из учреждений не умеют и не имеют потребности
находить для себя занятия и дела, позволяющие реализовать свои интересы.
В связи с этим усилия воспитателей направлены на создание условий для
расширения с
феры их самостоятельности и компетентности. Одним из
показателей успешного решения задачи является их увлечения, занятия в
кружке или секции дополнительного образования.
Хозяйственно
бытовая адаптация, как правило, в учреждении, имеет
достаточно широкое
содержание и разнообразные формы. Подростки готовы
любому бытовому труду в условиях детского дома. Но все они проходят
внутри учреждения, а ребятам очень важно научиться и уметь действовать
вне его стен. Поэтому много внимания уделяется самостоятельному
в
ыполнению хозяйственно
бытовых работ, их учат самостоятельно
приобретать продукты в магазине, ориентироваться в ценах, знать, как и где
заплатить за квартиру, телефон и другие услуги;
Много внимания уделяется профессиональному самоопределению,
подготовке
к самостоятельной жизни. С этой целью подростков знакомят с
основами трудового, гражданского, семейного права, вводят в мир
профессий, помогают осознать профессиональный выбор, цели в жизни.
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ © Я В БУДУШЕМª
Участники
стар
шие подростки.
1
-
й блок © Я
ЛИЧНОСТЬª
Главное внимание уделяется осознанию себя как личности, своих
перспектив в будущем, основанных на возможностях, умениях и желаниях.
Воспитатели стремятся показать каждому, что у него
свой жизненный путь,
хотя до э
того дети жили вместе. Кроме того, педагоги объясняют ребятам,
что устраиваться в жизни каждому придется персонально.
2
-
й блок © Как все…ª
Развить в подростке индивидуальное начало, направить его
устремления на достижение жизненных целей очень важно, но сделать это
он не сможет только среде других людей, через общение с ними. Для этого
нужно уметь устанавливать различные контакты, высказывать свою точку
зрения, приходить к компромиссному решению,
аргументировать и
отстаивать свою позицию.
3
-
й блок ©МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ И ДЕТИª
Эта тема наиболее сложна для восприятия подростков, так как
семейного опыта у большинства нет, а у тех, кто его не имеет, он в
подавляющем большинстве сл
учаев негативный.
Очень важно дать реальные знания о правах и обязанностях супругов,
познакомить с социальной ролью семьи в жизни общества, а также знания в
области гигиены, физиологии и сексуальной культуры, по вопросам женской
и мужской физиологии, уход
а за детьми. Нужно помочь юношам и девушкам
понять, что семья
это забота и ответственность не только за себя, но и за
супруга, детей, это большой круг дополнительных обязанностей.
4
-
й блок "Я
-
ОБРАЗОВАН"
Социализация
-
это процесс усвоения человеком опр
еделенной
системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и
ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного
члена общества. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома
показывает, что у них имеется не достаточная гот
овность к выходу в
самостоятельную жизнь:
-
не
сформированные
некоторые необходимые
жизненные
навыки
практического и материального порядка.
-
неумение противостоять асоциальным явлениям.
-
затруднение в построении своей семьи и личной жизни.
Отмеченные ос
обенности в жизненном становлении детей нацеливают
на внесение необходимых педагогических корректив в условия жизни,
содержания и формы воспитательной работы в детском доме. детский дом
становиться основной моделью социального мира, и от того как будет
пос
троен процесс воспитания , зависит приобретение социального опыта
детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков
обеспечение личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников
детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой
деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении
общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных
местах, а также в умении применять культурно гигиенические навыки.
5
-
й блок ©Я
ПР
О
ФЕССИОНАЛ И ГРАЖДАНИНª
В идеале
освоение содержания данного раздела должно завершить
проделанную прежде работу воспитателей по профориентационному
воспитанию и сформировать у воспитанника осознанное отношение к выбору
будущей профессии. Уже на новом уровне возможностей воспитанников
зна
комят с различными социальными институтами и социальными ролями, с
образовательными учреждениями города, они посещают подготовительные
курсы средних учебных заведений, обучаются конкретным социальным
навыкам.
В последнее время много внимания уделяется гражданскому
воспитанию детей. Для
детей
гражданское, патриотическое воспитание
реальный
ст
е
р
жень для успешной социализации. Подготовка к интеграции и
непосредственная интеграция в социум, достижение статуса в
зрослого для
выпускников происходит не всегда с моментом реального освоения позиции
взрослого и ответственного человека. Главное для воспитателей
минимизировать риски вхождения юношей и девушек в самостоятельную
жизнь. К концу пребывания воспитанников в
учреждении, они знают
основные положения трудового законодательства, у них сформировано
правовое сознание, они понимают, что могу обратиться в центр занятости,
имеют навыки общения в различной среде и обстановке, знакомы с
правилами.
Планируемые
результаты воспитательной деятельности:
-
имеют представление о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища;
-
выполняют все нормы поведения в детском доме, школе, отвечают за свои
поступки;
-
знают об ответственности за нарушение адми
нистративного и уголовного
права;
-
знают основы трудового, гражданского, семейного права.
-
ценностное отношение к природе;
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
-
элементарные представления о важности морали и нра
вственности в
сохранении здоровья человека;
-
понимание роли физической культуры и спорта для здоровья человека;
-
соблюдение режима детского дома;
-
знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека;
-
понимание роли
здорового образа жизни.
имеют представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
-
умеют эстетически оформить продукты своей деятельности;
-
соблюдают аккуратность во внешнем виде;
-
проявляют эстетические переживания к окруж
ающему миру и самому себе.
-
понимают ценность труда и творчества;
-
имеют опыт участия в различных видах деятельности;
-
умеют готовить простые блюда, знают различные хозяйственно
-
бытовые
приборы;
-
умеют самостоятельно выполнять уборку по дому, создав
ать в доме уют и
красоту, беречь имущество;
-
имеют представления о различных профессиях;
-
осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
-
умеют приобретать продукты в магазине, ориентируются в ценах, знают,
как и где
заплатить за квартиру, телефон и другие услуги;
-
знают о роли мужчин и женщин в организации семейно
-
бытового труда и
ведения хозяйства.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.
Позиция старших членов семьи,
например,
родителей или лиц,
их заменяющих, может быть различной:
взрослые предоставляют значительную свободу, это требует от
детей инициативы, самостоятельности и ответственности в
обдумывании своего будущего;
взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически
настаивают сделать другой выбор;
старшие и дети единодушны в выборе профессии и первые
содействуют вторым добрым советом.
Если взрослые стоят на второй позиции, то необходимо помочь
ученику бесконфликтно выйти из этой ситуации.
2.
Позиция товарищей.
Дру
жеские связи в этом возрасте очень
крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Могут сложить разные
ситуации:
1)
за ©компаниюª пойдешь
неизвестно, полюбится ли профессия, не
пришлось бы через год
два бросить учебу;
2)пойдешь ©по интересамª
-
©друзьяª почему
то рассматривают это
как измену.
3.
Позиция учителей, наставников, воспитателей.
Учителя,
воспитатели, вооруженные знаниями общей, возрастной и педагогической
психологии, зная потребности общества в тех или иных специальностях,
наблюдая
и изучая ученика в течение нескольких лет, могут дать верный
совет относительно выбора будущей профессии.
4
.
Личные профессиональные планы,
мысленное представление
будущего. Можно предложить ученикам следующую конструкцию в выборе
личного профессиональног
о места работы:
а) главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу в
общенародное дело, каким буду, с кем буду, чего достигну, каков идеал
жизни и деятельности);
б) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целее (первая
область деятельност
и, специальность, работа, чему и где учиться; первый
трудовой пост после окончания учебы, перспективы повышения мастерства,
профессионального роста);
в) пути и средства достижения ближайших конкретных целей
(изучение профессиональной и справочной литератур
ы, беседы сознающими
людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное
учебное заведение);
г) внешние условия достижения целей (трудности, возможные
препятствия, противодействия тех или иных людей);
д) внутренние условия достижения целей
(анализ своих
возможностей: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость,
терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие
личные качества, необходимые для учебы и работы по данной
специальности).