Мастер-класс Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луначарская средняя общеобразовательная школа № 8
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Мастер-класс по теме: «Использование интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников»
Подготовила
учитель начальных классов
Мугулец С.В.
Ноябрь 2013 -2014 уч.г.
Здравствуйте уважаемые коллеги, для меня мастер-класс это возможность поделиться своим опытом, надеясь на то, что вы сможете представленный материал использовать в своей практике.
СЛАЙД Проблема над которой я работаю: «Использование интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников».
Почему я выбрала именно эту тему?
В связи с переходом на ФГОС изменяется социальный статус ребёнка и увеличивается его потребность в самовыражении. СЛАЙД Современные дети значительно отличаются сейчас от учеников, которые были в недавнем прошлом. Возросла информированность детей; современные дети мало читают. Телевидение, фильмы, видео вытесняют чтение как познавательную деятельность, также для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками, наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития.
Поэтому для обучения современных детей необходимо использование современных технологий.
- Итак, определимся с понятием «интерактивные методы обучения».
Методы бывают:
СЛАЙД Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, передаваемый ему учителем.
СЛАЙД Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.
СЛАЙД На сегодняшний день, по моему мнению, необходимо использовать
интерактивные технологии - обучение, построенное на взаимодействии всех участников учебного процесса. Они соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как это коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, и при его реализации все учащиеся вовлекаются в процесс познания, организуется совместная деятельность, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
СЛАЙД (с темой) Сегодня мы вместе будем применять интерактивные методы обучения на разных этапах урока в начальных классах.
СЛАЙД Начинаем урок необычно: Упражнение «Поздоровайся глазками»
станем лицом друг к другу, поздороваемся не словами, а молча - глазами.
При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Вспомним шуточное приветствие (сначала прочитать и рассказать действия)
"Здравствуй, друг!" - пожимают друг другу руки.
"Как ты тут?" - кладут руку на плечо партнера.
"Где ты был?" - берут партнера за ухо.
"Я скучал" - прижимают руку к сердцу.
"Ты пришел" - разводят руки в стороны.
"Хорошо!" пожимают друг другу руки, но можно, и обняться, ведь мы давно не виделись.
(Читаю, повторяют движения).
СЛАЙД - Для развития самооценки, и выяснения эмоционального состояния используем метод «Фруктовый сад»,
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса
(узнать новое, увидеть примеры, получить удовольствие от урока),
и опасения на лимонах. (задания будут слишком трудные, смогу ли я быстро сориентироваться, переживаете уместны ли будут ваши высказывания)
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
объяснить, что такое интерактивные методы обучения;
видеть возможности применения интерактивных методов обучения на различных этапах своих уроков.
СЛАЙД - Для этого применим интерактивный метод «Инфо-угадай-ка».
Сектор 1 – понятие- интерактивные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Сектор -3. Цели применения интерактивных методов обучения
- (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)
Сектор 2 - виды ИАМО. Мы уже познакомились с некоторыми видами методов,
–. («Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Инфо-угадайка»)
К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.
СЛАЙД наиболее полно представить вам понятие об интреактивных методах обучения, можно используя метод «Кластер» (объяснение по слайду)
СЛАЙД Звуки речи – самый первый кластер, который состовляем в 1 классе. Имея этот кластер перед глазами, мы видим полную картину характеристики звуков речи в русском языке. (объяснение по слайду В русском языке звуки делятся………..)
- Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», можно предложить детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. СЛАЙД По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные. Вот, что получилось.
Теперь для закрепления я даю задание: дать полную характеристику существительного «кот», ЩЕЛЧОК что у нас получится?
СЛАЙД Следующий метод « Инсерт» или «Пометки на полях»
Я предлагаю вам текст, по мере его изучения ставьте значки на полях. Пометки должны быть следующие (объяснение по слайду)
Составим маркировочную таблицу. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). ( Работают с текстом)
СЛАЙД Проверка выполнения задания (пояснения по слайду).
Таким образом, вы убедились в действенности этого метода.
Мы достаточно потрудились, не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Она поможет нам весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
- СЛАЙД Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь.
Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.
Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, одновременно делая глубокий вдох.
Если я скажу "огонь" - вы поочередно, плавно поднимаете руки вверх, изображая пламя.
Выполняем.
После релаксации с новыми силами за работу.
Следующий любимый мною метод синквейн ЩЕЛЧОК удобно использовать на уроках для систематизации и конкретизации знаний и при этом мы используя этот метод обогащаем словарный запас детей.
Напомню правила составления синквейна (например существительное -ДОРОГА).
СЛАЙД А вот характеристика интерактивных методов (без комменатриев)
СЛАЙД Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
А теперь вернемся к методу «Инфо - угадайка» и посмотрим, какие интерактивные методы мы можем добавить в графу «виды».
С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились.
(«Кластер», «Инсерт», «Четыре стихии», «Синквейн») ЩЕЛЧОК
Подводя итог нашего мастер-класса хотелось бы сказать, что все представленные сегодня методы относятся к технологии развития критического мышления.
И вернемся к «Фруктовому саду». СЛАЙД
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
СЛАЙД напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.