Методическая разработка урока по учебной дисциплине Введение в специальность: общие компетенции на тему Победа зависит от каждого


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРНОЗАВОДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ»
ТЕМА УРОКА: «Победа зависит от каждого»
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 17 ДЕКАБРЯ 2014г.

РАЗРАБОТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ИЛЮЧИНА Л.Н.
г. Горнозаводск
2014г
Методическая разработка урока по дисциплине «Введение в специальность: общие компетенции» включает элементы практической работы по разделам: раздел 3. Компетенции в сфере работы с информацией; раздел 4. Компетенции в сфере коммуникации.
Составитель:
Илючина Л.Н – преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум».
В методической разработке представлены материалы урока по теме 3.3 «Обработка информации».
Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты, перечня используемой литературы и приложений, презентации.
Методическая разработка составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Рассмотрено: Согласовано:
на ЦМК протокол № 6 Зам. директора по НМР
«12» декабря 2014г. _____________ Л.Г.Харченко
Председатель ЦМК
___________ Н.Н.Хатмуллина
Разработка рекомендована для участия в конкурсе «Учитель года – 2015», среди педагогов ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум» г. Горнозаводск, 2014г.
Содержание методической разработки
I. Пояснительная записка ……………………………………………………… . 4
I. Основная часть
1.1. План урока …………………………………………………………….7
1.2.Технологическая карта ………………………………………………9
II.Заключение ……………………………………………………........................12
III. Список использованных источников информации………………………..13
Приложения…………………………………………………………………… ..14
Пояснительная записка
Современное российское общество предъявляет огромные требования к выпускнику СПО. В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу - методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества). Так как компетентностный подход более четко отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу. Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. На основании выше изложенного можно сделать вывод, что компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления, как норм качества образования.
Формирование и развитие общих: коммуникативных и информационных и т.д. компетенций — одна из главных задач педагога. Компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями. С помощью проведения различных видов занятий в урочной и внеурочной деятельности. Учебная дисциплина «Введение в профессию: общие компетенции» направлена на то, чтоб формировать и развивать у студентов общие компетенции.
В разработке используются элементы интерактивныхформ обучения: (творческие задания, работа в малых группах, тестирование) которые направлены на формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, обработка, передача). Задача интерактивного обучения – создать условия для инициативы учащихся. «При таком обучении дети выступают не пассивными «обучаемыми», а полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску». (С. Коган). Цель метода для каждой группы – делиться знаниями, которые она получила, со всей студенческой группой; кооперироваться в группах обучения так, чтобы эти группы могли кооперироваться со всей студенческой группой. Разработчик этого метода считает, что если преподаватель стремится «к тому, чтобы учащиеся чувствовали большую ответственность за то, что и как они учат», то данный метод обучения будет самым эффективным. Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
•пробуждение у обучающихся интереса;
•эффективное усвоение учебного материала;
•самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
•установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
•формирование у обучающихся мнения и отношения;
•формирование жизненных и профессиональных навыков;
•выход на уровень осознанной компетентности студента
Методическая разработка состоит:
пояснительной записки, в которой обозначена значимость и важность данной темы, определены цели урока, перечислены общие компетенции, формированию которых способствует данный урок;
плана урока, который включает в себя тему, тип и цели урока, средства обучения и технологическую карту урока. В технологической карте обозначены этапы урока, определена деятельность преподавателя и обучающихся, также описан и предполагаемый результат на каждом этапе урока;
в конспекте урока дается подробное изложение материала урока, описана деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе урока;
список литературы включает печатные и электронные ресурсы;
приложение включает в себя задания для студентов.
I. Основная часть
1.1. План урока
Дата 17.12.14УРОК № _____ Группа 1 ТМ
Тема: «Победа зависит от каждого»
Цель урока:
обучающая: создать условия для формирования общих компетенций
развивающая: развивать умение работать с тестами, ключевыми словами, умение планировать свою деятельность, умение работать в команде, умение оценивать результаты своей работы, умение анализировать свою деятельность
воспитательная: воспитывать патриотические, нравственные качества личности, формировать взгляды и убеждения.
Студент должен знать:
- о планировании деятельности,
- анализ ситуации,
- о осуществление текущего контроля деятельности,
- оценка результатов деятельности,
- поиск информации,
- извлечение и первичная обработка информации,
- о обработке информации,
- о работе в команде (группе)
В результате студент должен уметь:
- планировать свою работу, просчитывая возможные варианты;
- использовать различные источники информации;
- самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать, аргументировать мнение;
- устанавливать контакты;
- создавать «конечный продукт»;
- представлять созданное перед аудиторией.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок практических самостоятельных работ;
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: групповая, индивидуальная,
Приёмы: организация самостоятельной практической работы
Технологии обучения: интерактивные, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная.
Межпредметные связи: литература, русский язык, ОБЖ, информатика.
Контроль за формированием компетенций: наблюдение, оценка результатов практической работы
Прогнозируемый результат: (формируемые компетенции):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Обеспечение урока:
Технические средства обучения:
интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, 3 ноутбука
Дидактические средства обучения:
папка с заданиями для каждой микрогруппы;
тест Мюнстерберга;
презентация в Pover Point 2003-2007;
аудиозаписи: фонограммы песен военных лет;
Задание на дом (СРС): подготовить реферат, сообщение на тему «Письмо»
Время урока: 45 минут
1.2. Технологическая карта занятия
(с описанием содержания каждого этапа, с указанием времени на каждый этап),  по схеме:
№ Этапы урока/
время Действие 
преподавателя Действие студентов Методы
обучения Формируемые
компетенции
1 Организационный
5 мин - создание позитивной атмосферы для учебной деятельности;
- мотивация на плодотворную работу;
- проведение тренинга инструментальных умений общения (приложение 1) - готовность студентов к работе;
- участие в тренинге; словесные: сообщение, объяснение,
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем:
2 Мотивационный
- погружение в тему урока
10 мин - сообщение целей и задач урока;
- подготовиться к дальнейшей работе с целью проверки полученных ранее знаний; (приложение 2)
- восприятие и осмысление темы урока; наглядные: демонстрация видеоролика, презентации;
исследовательские: проблемно-поисковые упражнения (формулирование проблемы);
словесные: рассказ, сообщение, беседа, объяснение,
частично-поисковые: эвристическая беседа ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем:
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3 Практический формирование новых знаний
выполнение практической работы
25 мин провести работу с ключевыми словами;
организовать самостоятельную работу в группах;
организовать передачу полученных знаний всем студентам; (приложения 3,4,5)
- выполнение практического задания с ключевыми словами; тестом Мюнстерберга
- представление результатов работы; проблемные: метод проблемных ситуаций;
практические:работа с тестом Мюнстерберга, работа с ключевыми понятиями
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач:
ОК 4.1. Поиск информации
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации
OK 4.3. Обработка информации ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами:
OK 6.1.Работа в команде (группе)
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
4 Рефлексивный
5 мин Подвести итог урока, оценить самостоятельную работу (приложения 6,7) Заполнение карты рефлексивные: анализ деятельности ОК 6.2. Эффективное общение: монолог
ОК 6.3. Эффективное общение: диалог
ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация
II. Заключение
В уроке использованы элементы практических работ по разделам №3. «Компетенции в сфере работы с информацией»; №4. Компетенции в сфере коммуникации рабочей программы дисциплины «Введение в профессию: общие компетенции»
Технология предполагает для организации саморазвития человека использовать 4 этапа урока каждый из которых, выполняет определённую функцию. Методика организации этапов урока представлена на примере урока по теме «Победа зависит от каждого». Главной целью урока является создание условий для формирования общих компетенций и развития умений обучающихся. Поэтому мне необходимо организовать взаимодействие обучающихся в познавательном процессе, создавать на уроке такую ситуацию, которая бы вызывала у учащихся желание научиться применять различные виды умений в своей деятельности.
Взаимодействие обучающихся на этапах урока происходит в микрогруппах, где все связаны друг с другом общим познавательным процессом. Результатом работы урока будет выполненная практическая работа; карта формирования коммуникативных и информационных умений. Результаты работы на уроке осознаются путём обязательной письменной рефлексии на аналитическом этапе урока.
3. Список использованных источников информации
Основные источники:
1. Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность: общие компетенции». ГБОУ «ГПТ» 2014г.
2. Селевко Г.К. Реализуй себя. Москва. Народное образование. 2008, 111 стр.
3. Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва. Народное образование. 2006, 109 стр.
Дополнительные источники:
1. Сорокина Е. И. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий [Текст] / Е. И. Сорокина, Л. Н. Маковкина, М. О. Колобова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 167-169.
Электронные ресурсы:
1. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/24/rabota-s-klyuchevymi-slovami-russkoy-kultury-na-urokakh2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%E1%E5%E4%E03. http://www.nngasu.ru/education/high_education/education_manual.pdf4. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/70/3811/5. http://krasivye-stihi.3dn.ru/load/o_vojne_voennye/stikhi_o_vojne_do_slez/23-1-0-1016. http://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/#ixzz3M42tuKCc7. http://www.calend.ru/person/2920/