Устранение нарушений слоговой структуры слова у младших школьников
Устранение нарушений слоговой структуры слова у младших школьников.
Среди разнообразных нарушений речи у детей младшего школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слоговой структурой принято называть характеристику слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. Слоговой состав слова - это ритмически организованная последовательность звуков. В школьном возрасте этот дефект отражается на усвоении грамоты: вызывает значительные трудности при овладении письмом и чтением; может привести к возникновению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений". Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьирует: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Существуют следующие типы наиболее распространённых искажений при произнесении отдельных слов:
1). перестановка звуков без искажения слоговой и ритмической структуры слова ("скатан"- стакан);
2). опускание слогов или отдельных звуков, в последнем случае чаще всего сокращение групп согласных ("мако"-молоко);
3). неправильное употребление правильно произносимых звуков при сохранности общей слоговой и ритмической структуры слова ("лимот"-лимон);
4). перестановка звуков с изменением слогового состава слова ("кано"-окно);
5). застревание на предыдущем слове и вылетение его элементов в последующее (замок-зайка-зонтик - "замок"-"зайкок"-"занток").
Правильного произнесения предъявленного слова удаётся добиться только со зрительной опорой, в результате многократного повторения за логопедом;
6). более сложные искажения слов, при которых, так или иначе, сочетаются перечисленные выше особенности произношения ("тратка"-трактор).
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
- Подготовительный. На этом этапе работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа - подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
- Коррекционный. На этом этапе работа ведётся на вербальном материале; цель этого этапа - непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
На подготовительном этапе ребёнку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале включает:
1). Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков. (Сколько раз ударили в барабан? Где позвонили?);
2).Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол).
Виды заданий следующие:
- хлопнуть в ладоши столько раз ,сколько точек на карточке;
- сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой;
- узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным символами;
- воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
3). Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, ходьба.
4). Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой ,двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счёт: кулак - ребро ,кулак - ребро - ладонь.
5). Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).
Работа на вербальном материале включает:
1). Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало ,середина, конец; перед, за, после; первый, последний.
2). Обучаются различать разговорную и шёпотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, чётко выполнять инструкции, предъявленные шёпотом.
3). Проводятся игровые занятия на развитие подражательности (выполнение движений по образцу взрослого), игры сопровождающиеся речью, простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки ,разжать).
Также на этом этапе детей обучают членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да), слоги с разными звуками (ма-па), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней.
1 уровень - это уровень гласных звуков.
Детям предлагаются следующие задания:
-Произнести звук А столько раз ,сколько точек на кубике;
-Произнести звук О столько раз ,сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
-Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией ,повторение звуков за логопедом ,чтение букв ,запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИО ИУАО.
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом.
2 уровень - это уровень слогов.
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.
Детям предлагаются следующие задания:
-Составление всех возможных слогов из предложенных букв;
-Сосчитать, сколько слогов логопед произнёс (слоги прямые ,обратные ,со стечением согласных);
-Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- Наращивание слогов ("Скажи на один слог больше, чем я"): са - со - ....
- Уменьшение количества слогов ("Скажи на один слог меньше ,чем я"): са - со - су - сы;
- Чтение цепочек слогов: са - со - су - сы; сы - са - со - су;
- Запоминание и повторение цепочки слогов: са - со - со; со - са - са;
- Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а - са а - со
и - са и - со
у - са и - су
о - са и - сы
- Придумать слог к схеме: СГ; ГС; СГС; ССГ; ГСС.
- Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
- Запись слогов различных типов под диктовку;
- Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.
3 уровень - это уровень слова.
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
1. Структура осваимаемых слов расширяется и усложняется за счёт уже имеющихся в речи ребёнка конструкций;
2. Формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно ,так и в составе фразы;
3. В наиболее тяжёлых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребёнка слов-звукоподражаний.
4. Переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций.
На этом уровне используются следующие игры и упражнения:
- Игра с мячом: ударить мяч об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются чётким произнесением слогов.
- Ребёнок записывает цифру ,обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
- Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
- Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
- "Разрезные картинки": разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
- Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
- Что изменилось в слове? лис - лиса - лисица
- Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? низ - вниз; шил - сшил.
- Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА.., КА...
- Из двух слов образовать одно: лёд, колоть (ледокол)
- Логопед медленно произносит слово по слогам: со - ба - ка ,а ребёнок произносит это слово целиком.
- Дополнить слово подходящим слогом: земляни..., смороди...
- Поменять слоги местами ,составить слово: рады - дыра ,сосна - насос.
- Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
4 уровень - это уровень предложений и текстов.
На данном уровне отработка слоговой структуры слов проводится на материале законченных предложений, чистоговорок, стихов и других текстов. Работу над слоговой структурой слова необходимо тесно связать с формированием фразы. Работу над фразой следует начинать с простого двусоставного предложения типа: Вот мама. Потом вводятся предложения с обращениями: "Тётя, дай мяч", с указательными местоимениями: "Это маленький мяч". Позднее распространённые предложения с прямыми дополнениями: "Лена ведёт мишку".
Предложения, в состав которых вводятся слова отработанных структур, должны предъявляться в следующей последовательности:
1). Однословные предложения.
2). Двухсловные предложения типа обращение + повеление или обращение + повеление + название предмета.
3). Двухсловные предложения типа: Папа спит .
4). 3 - 5 словные предложения, построенные по схемам: Кто? Что делает? Что? и т.д.
5). Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
При подборе стихотворений для восприятия и заучивания ,необходимо
учитывать ,что наиболее доступными оказываются стихи ,написанные в
классическом двудольном размере (хорей и ямб), и лишь на более поздних этапах - в трёхсложном размере (дактиль, анапест, амфибрахий).
Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над коррекцией звукопроизношения, грамматическим строем речи, увеличением словарного запаса и развитием связной речи.
15