Консультация Современные коррекционно-развивающие технологии в профилактике зрительных нарушений у дошкольников
Современные коррекционно-развивающие технологии в профилактике зрительных нарушений у дошкольников
Тенденции развития системы образования предполагают использование здоровьесберегающих - образовательных технологий как наиболее значимых среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Одной из таких проблем является неуклонный рост болезней зрения.
Первоначальное накопление необходимой информации у людей и дальнейшее ее пополнение осуществляется с помощью органов чувств, среди которых роль зрения является, безусловно, ведущей. С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Снижение или слабость зрительных функций в период детства может привести к тому, что дети получат недостаточно информации об окружающем мире, либо она будет искажена. Поэтому очень важно иметь хорошее зрение и попытаться сохранить его на долгие годы.
К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По данным Министерства здравоохранения, в нашей стране более миллиона детей страдают от глазных заболеваний и нарушений зрения.
Идеально созданный природой глаз человека оказался плохо приспособленным к современным непомерным нагрузкам и разрушительным воздействиям. Это неудивительно, так как усиленное развитие технического прогресса (малыши уже с раннего возраста играют на компьютере или большое время проводят около телевизора) и ухудшение экологической обстановки привело к тому, что резко увеличивается число детей, страдающих различными нарушениями зрения.
Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел из дошкольного учреждения в первый класс. Безусловно – патологии, закладывающиеся в дошкольный период, плавно перетекают в школьный образовательно-воспитательный процесс.
Сегодня мы поговорим о здоровьесберегающих педагогических технологиях по коррекции и профилактике зрительных нарушений и их эффективном использовании в дошкольных учреждениях.
Безусловно, наибольшая нагрузка на зрение бывает во время организованной образовательной деятельности, а поэтому контроль над её длительностью и рациональным построением очень важен. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.
Во время занятий важно регулировать длительность напряжения аккомодации глаза, не допускать его перенапряжения. Достигнуть этого можно при своевременной смене заданий, не связанных с напряжением зрения (пересказывать прочитанное, читать стихи, играть в дидактические игры и др.).
Во время занятий обязательно надо предусматривать 2-3-минутную физкультурную динамическую паузу по мере утомляемости детей, в которые педагоги нашего детского сада включают элементы гимнастики для глаз. Для повышения интереса у детей мы стараемся делать их разнообразными, яркими, выразительными и содержательными.
Воспитатели нашего сада применяют и специальный комплекс упражнений для глаз «Минутка». В течение 1 мин во время обязательных занятий детям предлагаем поморгать глазами, затем закрыть их и, откинувшись на спинку стула, спокойно посидеть и выполнить2-3 корригирующих упражнения.
Эффективность 10-минутного перерыва между занятиями должна быть максимальной не только как средство устранения физического переутомления, но и должна использоваться для снятия зрительной нагрузки. Для этого я рекомендую пригласить детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц. ……. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии. Развивается устойчивая зрительная фиксация. Восстанавливается пространственная локализация. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.
Упражнения для профилактики зрительного напряжения должны быть включены во все режимные моменты пребывания ребенка в детском саду, а также в самостоятельную деятельность детей. Начиная с утренней гимнастики, педагоги нашего учреждения включают элементы зарядки для глаз. Например, на организационном уровне можно провести следующее упражнение: Ручки вверх…., в более старшем возрасте можно проводить упражнение «Найди зверюшек». (Смотрят поочередно – на енота, льва, кота, льва, енота, крокодила, Чебурашку) Эти упражнения способствует развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного восприятия. Они базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Целесообразно включать такие несложные упражнения, как «Большие и малые повороты», «Медвежьи покачивания».
Детям очень нравится делать зарядку с гибким тренажером «Шарик», с которым кроме общеукрепляющих мы делаем упражнения для глаз – прослеживаем движения шарика по ленточке. При этом развиваются глазодвигательные навыки; способность следить за движущимся объектом, т.е. прослеживающие функции…..
Во время прогулки в солнечную погоду с детьми мы делаем «Соляризацию» - это специальное упражнение, направленное на восстановление зрения с помощью яркого света солнца. Глаза закрыты, лицо направлено на солнце. Начинаем «Большие повороты». Повторяем вслух: «Солнышко слева, солнышко справа» и т.д. Так идет мощнейшая активизация работы сетчатки глаза и идет мощнейшее расслабление глазодвигательных мышц.
Во время подвижных игр, так же необходимо включать элементы упражнений для глаз. Например, играя в игру « У медведя во бору», дети, подходя к спящему зверю, сначала смотрят на медведя, моргают, закрывают глаза, сжимают веки, широко открывают – удивляются, говорят: «ОООО!», только после этого медведь просыпается… и догоняет детей.
Для активизации зрительного восприятия очень полезны игры с двигающимся мячом, которые развивают у ребенка фокусировку внутриглазной мышцы, ведь во время игры, следя за мячом, нужно все время смотреть вдаль и в близь.
Делая зарядку после сна, наши дети так же делают упражнения для глаз. Например, «Полз, полз червячок»……
Во избежания ухудшения зрения детей необходимо организовывать игры-упражнения со зрительными стимуляторами. На конце указки можно прикрепить любой яркий предмет (бабочка, лошадка, самолетик и т.д.) и предложить вместе с ним отправиться в путешествие; необходимо обратить внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает яркий объект в заданном направлении. Сопровождая движения словами: «Посмотри вверх-вниз, влево – вправо, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе. Чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул необходимо располагать чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей. …..Упражнение рекомендую сопровождать стихами и использовать лазерный фонарик, выполняя такие игровые упражнения, как «Где зажегся огонек», «Волнистая дорожка»……
При оформлении групповых комнат и спален необходимо учитывать возможность размещения зрительных тренажёров: различных лабиринтов, схем, символов, ярких знаков, предметных изображений. С помощью, которых дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии, что стимулирует зрительную реакцию ребенка. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные.Играя в дидактические игры, которые сами по себе интересны детям, мы способствуем профилактике зрительных нарушений, обогащению зрительно-сенсорного опыта. Например, игра «Путешествие Колобка», совершенствует зрительно-моторную координацию в системе рука – глаз, способствует развитию глазодвигательных функций, фиксации взора на объекте.
Стимуляция зрительного восприятия играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.
В своей работе мы используем куб «Твизлер», который является универсальным тренировочным комплексом, а в частности способствует развитию зрительного восприятия и укреплению зрительных мышц, где дети прослеживают траекторию движения объекта.
Для развития детского глазомера, глазодвигательных функций, периферического зрения и координационных способностей детей предлагаю использовать игры типа: скатывания шара с горки по жёлобу, «Продвинь шар».
Необходимость регулярного выполнения упражнений для профилактики нарушений зрения - неоспорима. Хочется отметить, что методы, приёмы и упражнения должны быть интересны детям по форме и содержанию, доступны для их понимания и просты в выполнении, не требующие большой физической нагрузки. Проходить они должны эмоционально, в игровой форме, ненавязчиво – дети сами должны захотеть участвовать в играх и упражнениях для сохранения и улучшения здоровья. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, повышается зрительная работоспособность, улучшается кровообращение, а это способствует коррекции зрительных нарушений и предупреждению развития глазных заболеваний. Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет. Превратив эти упражнения в игру, вы на всю жизнь выработаете у ребенка привычку, и он включит их в ежедневный комплекс гигиенических процедур.
Детский сад должен проводит работу по медико-психолого –педагогическому просвещению родителей. В нашем детском саду разработаны циклы бесед и консультаций по применению здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий с детьми дома. Педагоги регулярно проводят мастер – классы для родителей, где демонстрируют упражнения на профилактику нарушения и коррекцию зрения. Распечатывают буклеты для родителей из цикла: «Гимнастика для глаз».
Несомненно, эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от нас воспитателей и педагогов, которые должны знать и уметь применять круг тех здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих приемов и технологий, которые необходимо применять в период функциональной неустойчивости детского организма.