Конспект урока по основам православной культуры Христианская семья


Казакова Мария Викторовна
МБОУ СОШ № 105
Учитель начальных классов высшей категории
Модуль Основы православной культуры
Тема урока Христианская семья
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель Формирование представления о христианском понимании семьи.
Задачи
- создать образ христианской семьи
-познакомить с понятиями: венчание, обручальное кольцо,
тактичность, семейные ценности
-воспитывать уважение и любовь к своей семье, интерес к её традициям
Оборудование
интерактивная доска, проектор, учительский компьютер, учебники
Дидактическое обеспечение
Учебник, рабочая тетрадь, текст рассказа И.Гамазковой «Волшебная семья», текст о Святых Петре и Февронии.
Планируемые результаты урока
Личностные
- формирование гражданской идентичности (уважение ценностей семьи)
Предметные
формирование представления о христианской семье
Метапредметные умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнеров ,владение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Проекты учащихся
« Традиции моей семьи»
«Моя любимая семейная традиция»
«Фотовыставка «Моя семья»
«Пословицы о семье»
Литература и Интернет-ресурсы
Толковые словари Даля, Ожегова
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator генератор ребусов
http://learningapps.org/ генератор кроссворда
учебный диск, видеоролик «Гимн семье»
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.4-5 классы.-М.: Просвещение, 2012
Этап урока Деятельность учителя. Применяемые методы и приемы работы методы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1.Организует показ видеоролика «Гимн семье»
2. На экране ребус: http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator генератор ребусов

Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока : - Как вы думаете, о ком или о чем мы будем рассуждать на уроке? 1. Просматривают видеоролик.
2. Разгадывают ребус, выдвигают предположения о теме предстоящего урока
(фронтальная работа). Личностные УУД (мотивация учения)
Познавательные УУД (умение отвечать на вопросы, анализ объекта.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует беседу, выявляющую представление детей о семье: - Как вы понимаете, что такое семья?
- Для чего люди создают семью?
- Сегодня наш разговор пойдёт о христианской семье.
Давайте обратимся к словарям и посмотрим значение слова «семья»
Читает рассказ И.Гамазковой «Волшебная семья»
Сделайте вывод, какие отношения должны быть в семье. Принимают участие в беседе, дают ответы на вопросы. (Семья – самое главное в жизни человека, близкие люди, которых мы любим, семью создают для счастья.)
Учащиеся обращаются к словарям Даля, Ожегова и находят значение слова «семья».
Слушают текст
(фронтальная работа)
Ответы на вопросы по содержанию
-Почему Петя не хотел слушаться маму?
-Что на это ему ответила мама?
-Понял ли Петя, что в семье нужно уважать друг друга, помогать, прислушиваться к чужому мнению?
Учащиеся высказывают свои мнения. Познавательные УУД (рефлексия материала, пройденного на прошлых уроках, собственного опыта, развитие монологической речи.)
3. Выявление места и причины затруднения. Организует постановку проблемы:
- Какой должна быть семья, чтобы соответствовать замыслу Бога? Какие качества необходимы людям для создания христианской семьи? Отвечают на вопросы (фронтальная работа)
Учащиеся формулируют проблему урока: « Как должны жить люди в христианской семье?»
Познавательные УУД (формулирование познавательной цели) Коммуникативные УУД (постановка вопросов умение вести диалог, высказывать и аргументировать свою точку зрения.)
Регулятивные УУД (целеполагание, оценка)
4. Построение проекта выхода из затруднения Помогает учащимся построить план:
1.Понятие «христианская семья»
2. Обряд венчания.
3. Православные семейные ценности.
Организует деление класса на группы. Отвечают на вопросы (фронтальная работа)
Делятся на группы Коммуникативные УУД
(сотрудничество в поиске и сборе информации)
5.Реализация построенного проекта. 1.Каждая группа выбирает слова, характеризующие христианскую семью: радость, злость, любовь, взаимопонимание, ненависть, милосердие, сочувствие, дружба, счастье, щедрость.Вывод: Что такое христианская семья?
2.Вступление в брак у христиан называется венчанием.
Семья-это маленький ковчег, основанный на любви и радости. Но порой любовь включает в себя также и боль.
3. Православные семейные ценности Каждая группа объясняет, почему выбрала именно эти слова, говорит об их значении
Учащиеся 1 группы читают по учебнику о таинстве венчания и готовят сообщение.
Учащиеся 2 группы читают о семейных ценностях и готовят сообщение.
Игра «Обмен вопросами» (учащиеся групп задают друг другу вопросы по теме) Познавательные УУД
(поиск и выделение информации, логические действия, доказательство, составление высказывания с новым понятием.)
Коммуникативные УУД
(сотрудничество в поиске и сборе информации)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждой группе дается задание: «Восстанови высказывания известных людей о семье»
Рассказывает о Святых Петре и Февронии – покровителях семьи и брака и о Всероссийском празднике: 8 июля – День семьи, любви и верности.
Иллюстрирует рассказ слайдами из презентации.
Беседа по рассказу.
1 группа
любовь,к , основа, родителям, добродетелей, всех (Цицерон)
(«Любовь к родителям-основа всех добродетелей»2 группа
Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери (В.Г.Белинский)
«Ничего нет бескорыстнее любви матери»
3 группа
Не только, горе, и, умей, радости, беду,несчастье, делить,но (В.А.Сухомлинский)
«Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье»
4 группа
Следует, так же, брак, как, дым, за, пламенем, за (С.Шамфор)«Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем»
5 группа
Истинный, тот, любовь, который, брак,только,освещает (Л.Н.Толстой)
«Брак истинный только тот, который освещает любовь».
6 группа
Семейного, залог, доброте, откровенности, отзывчивости, счастья, в (Э.Золя)
«Залог семейного счастья в доброте, откровеноости, отзывчивости»
Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.
Познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме). Регулятивные УУД (осуществление самоконтроляКоммуникативные УУД
(сотрудничество в поиске и сборе информации7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Соедините поговорки о семье (начало и конец) и запишите в тетрадь.
В семье любовь да совет, Когда над ней крыша одна
В родной семье так и нужды нет
Вся семья вместе Коли в семье лад
Семья сильна, и каша гуще
Зачем и клад, Так и душа на месте
Выбери и запиши в тетрадь:
Что символизируют
Брачные венцы
-царство
-мученичество
-награда
-вечность
-богатство
Обручальные кольца
-бесконечность
-верность
-богатство
-единство
-любовь
Учащиеся записывают в своих тетрадях
1.В семье любовь да совет, так и нужды нет.
2.В родной семье и каша гуще.
3.Вся семья вместе, так и душа на месте.
4.Семья сильна, когда над ней крыша одна.
5.Зачем и клад, коли в семье лад.
Самопроверка по доске.
Выписывают, проверяют на интерактивной доске Регулятивные УУД
(контроль в форме сличения способа действия и его результата) Познавательные УУД (анализ и синтез).
8. Включение в систему знаний и повторение. Проведите сравнительный анализ понятий «хамство» и «тактичность» в семье.
Составьте синквейн на тему «семья»
Придумайте поговорку о семье
Выполнение заданий в рабочей тетради Проводят сравнительный анализ понятий, доказывают свою точку зрения.
Составляют синквейн. Обмениваются впечатлениями.
Составляют поговорку о семье.
Работают в рабочей тетради Регулятивные УУД
(оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Познавательные УУД (развитие творческого мышления).
9. Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание детьми урока в целом и своей деятельности на уроке
Учащиеся оценивают значимость и полезность урока в целом и своей деятельности на уроке.
Регулятивные УУД (оценка)
Личностные УУД:
эмоциональное восприятие образа семьи, формирование понимание основных моральных норм, формирование убеждений семьи.
(нравственно – этическое оценивание)
10. Домашнее задание Учебник стр. 86 – 87 прочитать текст, ответить на вопросы.
Подготовить один из проектов
« Традиции моей семьи»
«Моя любимая семейная традиция»
«Моя родословная»
Составить кроссворд на тему «Семья» в генераторе кроссвордов http://learningapps.org/Задают вопросы по выполнению домашнего задания