Конспект урока ОРКСЭ. Тема: Христианская семья.
Тема урока: «Христианская семья»
Цель урока: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.
Задачи :
Обучающая: познакомиться со смыслом обряда «Венчания», особенностями семейных традиций в православной культуре.
Развивающая: понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность).
Воспитывающая: воспитать любовь и нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения.
Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо,венец.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебное пособие « Основы православной культуры» 4-5 класс, рабочие тетради, раздаточный материал, мягкая игрушка.
Ход урока:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом сообщение темы и цели урока.
Эмоциональное погружение: звучит музыка «Гимн семье».
Учитель: В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
II. Формирование темы урока:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем вести разговор о семье, узнаем, что такое венчание, что означает обручальное кольцо. Каково значение семьи для каждого, как следует относиться друг к другу в семье.
- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья (ответы детей.)
Учитель:
Семья – это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.
У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.
Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.
Семья – это великий дар.
Когда -то Лев Толстой сказал:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Игровой момент:(работа с кубиками) из кубиков ,лежащих на столе, на которых написаны признаки семьи, построить дом.
- А вы знаете, как появилось слово семья?
- Почему слово семья состоит из 7 – Я?
-А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение.
Как появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
-Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья
-Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».
- Как вы думаете почему?
Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни.
III. Осмысление.
Учитель: А вы знаете, как называли христианскую семью?
Работа по учебнику страница 86.
Поисковое чтение: Что такое семья?- 1 вариант;
венчание – 2 вариант;
про венец и кольцо, что они означают – 3 вариант;
об отношениях в семье, тактичность – 4 вариант.
Выступление детей. Обмен мнениями.
Учитель: Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.
Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то н
·едобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.
Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди Божией говорится о почитании родителей.
- Это 5 заповедь.
-Давайте прочитаем вместе.
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будети на земли.
Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними, в зрелом возрасте – заботиться о них.
Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Физкультминутка.
-А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому из нашего класса.
( Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердце и говорят друг другу что-нибудь приятное)
IV. Закрепление нового.
Работа в группах. Чтение рассказов Л.Н Толстого «Отец и сыновья», «Дед и внучек». Разбор ситуаций.
Рубрика. Это интересно. Рассказ о хамском поведении из библейской истории, на странице 87 в учебнике.
- Какое поведение называют хамским? (обсуждение)
- А какую семью называют дружной?
Чтение детьми стихов.
Там, где дружная семья
От счастья кружиться голова!
Лица светятся улыбкой
Словно звездочки горят.
Там, где дружная семья
Спорятся отлично все дела!
Там, где дружная семья
Удач тропинка пролегла.
Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен клад, коли в семье лад. Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.
Игра « Собери пословицу» есть начало, надо добавить продолжение и объяснить
Когда семья вместе, / и душа на месте.
Дом красив не углами, / а пирогами
Каков батюшка,/ таковы у него и детки.
Объясните смысл.
Учитель: Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
- Без чего невозможна жизнь в семье? (чтение в учебнике страница 87 после абзаца)
Итог урока.
V. Рефлексия. (Тесты на каждого ученика) выбери правильный ответ.
1.Церковное таинство бракосочетания:
Венчание
Крещение
Миропомазание
2.Венцы в таинстве венчания символизируют:
Вечность
Богатство
Долгую жизнь
Единство любви и испытаний.
3.Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.
Учитель: Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными. Если урок понравился, нарисуйте улыбку или грусть. Мне хочется закончить урок словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
VI . Домашнее задание: Написать мини -сочинение о своей семье: рассказать о традициях в семьях, о совместных семейных праздниках. Составить генеалогическое древо семьи.
15