Статья Применение информационных компьютерных технологий на уроках черчения в средней школе






Тема: «Обмен опытом по совершенствованию учебного процесса на базе современных образовательных технологий.
Применение ИКТ на уроках черчения»



Дата проведения семинара: 23 мая 2013г.
Место проведения: МБОУ Лицей № 11.
Докладчик : учитель технологии и черчения высшей
квалификационной категории МБОУ Лицей № 15
Копытина Светлана Константиновна







ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

«Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point. Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы.
Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения. 
Повышению качества графической подготовки обучающихся в большой степени способствует четкая, целенаправленная и методически продуманная система изложения знаний в часы учебных занятий. В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения. Повышение эффективности обучения черчению во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий. Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека умения пользоваться персональным компьютером.
Ни одно из достижений науки и техники не вызывало такого длительного и мучительного поиска применений в процессе обучения, как персональный компьютер. Скорость внедрения компьютеров в учебный процесс достаточно высока и соответствует темпам развития компьютерных технологий. Успех в применении компьютерных технологий зависит, прежде всего, от того, как новые информационные технологии помогут улучшить преподавание традиционных, хорошо обеспеченных методически, учебных дисциплин [1].
Если использовать информационные технологий при изучении черчения, то: активизируется процесс обучения; формируется навыки работы с компьютером; экономия времени урока; возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение; сокращается время на подготовку к уроку; создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования.
Для подготовки преподавателя к уроку черчения, предлагается использование программы PowerPoint. Это достаточно распространенная и сравнительно легкая в освоении программа. Она проста в управлении, и не требует навыков программирования, для создания красочных, насыщенных и интересных уроков.
Презентации, как наглядные пособия, помогают преподавателю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Презентации приобретают специфическое назначение на всех этапах урока при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет показать на одном слайде условие предлагаемой задачи, а на другом – ее решение (поэтапное выполнение). Это помогает сократить время при проверке домашних заданий, повторении и закреплении старого и изложении нового материала, отвести больше времени на выполнение практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупредить многие графические ошибки, ускорить процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного графического исполнения работы.
В процессе создания презентаций преподаватель может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель.
Прежде чем готовиться к уроку (вне зависимости от темы и программы, по которой преподаватель проводит свои уроки) важно вспомнить общую схему построения урока. На уроке обязательно должны быть представлены чертежи, трехмерные изображения, модели тел или деталей, а т.ж. видео материалы, иллюстрирующие рассказ педагога. Могут быть выделены какие-то основные термины, которые обучающиеся должны запомнить и записать, или зарисовать. Обязательным является наличие примеров готовой работы, и промежуточных чертежей, поясняющих поэтапный ход работы.
Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в мультимедийном кабинете) подходы в обучении.
Компьютерные технологии естественно, не заменяют традиционные уроки черчения, на которых обучающийся получает первоначальные навыки выполнения чертежей. Использование информационных технологий на уроках черчения предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения. Это и одновременное использование нескольких каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, что позволяет достичь интеграции информации, доставляемой несколькими различными процессорами восприятия. И возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов, визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов, возможность развить когнитивные структуры и интерпретации обучающихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией обучающегося [2].
Использование информационных технологий позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы. Вместе с тем, подобно использованию традиционных учебников, применение учебных информационных технологий, обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает обучающимся в учебном процессе.
Использование информационных технологий в учебном процессе обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают все возрастающую роль человеческого фактора. Это закономерно. Человек изменяет устройство общества в процессе практики; в условиях своего бытия он преобразует окружающую жизнь в соответствии с потребностями общества.
Одной из форм общественной направленности личности является интерес. Именно снижение познавательного интереса обучающихся является одной  из главных проблем современной школы. Условием же эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является заинтересованная собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация такой познавательной, творческой деятельности - вот важнейшая задача учителя.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волновало как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Как сказал А. Адамский «Образование держится на трех китах    творчество, инновации и любовь к человеку» [3]. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.
В этом деле большую помощь оказывают такие предметы, как изобразительное искусство, технология и черчение. Это учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. В.А. Гервер выделял  творчество как «мощный, малоразработанный пласт методики черчения, ее огромный резерв, к которому будут обращаться исследователи и практики, желающие сделать обучение более содержательным и интересным для учащихся» [4, с. 50].
Мой практический опыт преподавания показал, что успешность освоения программы намного повышается при использовании в процессе обучения таких форм деятельности, как деловые игры, тематические викторины, игровые ситуации, проектные работы учащихся и т.д., особенно с применением информационных технологий. Открывая перед учащимися пути получения знаний, обучая их различным способам добывания знаний и применения их в жизни, мы тем самым делаем  акцент на деятельностный аспект обучения (анализ, проектирование, рефлексия). 
  Я использую  творческую графическую деятельность учащихся при изучении всех разделов курса черчения, т.к. она обеспечивает применение всех знаний и тем самым завершает процесс их усвоения.
Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является метод проектов. Суть этого метода – стимулирование  интереса ребят к предмету, к овладению углубленным, расширенным уровнем знаний. Целесообразность включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса черчения вижу в следующем:

·     оценка, выставляется не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение;  

·     появляется возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

·     работа учащихся становится увлекательной, познавательно мотивированной.

·     решается проблема разноуровневой подготовки учащихся. Каждый выбирает задание согласно своим возможностям, трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать у них основы информационной культуры. В результате такой самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности.  
Работая по программе Степаковой В.В.  я применяю такие виды проектов, как:
* разработка кроссворда по теме и выполнение его средствами программы Microsoft Office Power Point;
*  изготовление наглядного материала, моделей деталей, геометрических тел; 
*     разработка методического материала по выбранной теме (подготовка и защита презентаций;
    *  реконструкция, преобразование или конструирование технических изделий (бумажный и электронный вариант);
   * создание учебных презентаций по черчению.

При выборе творческих проектов по черчению необходимо учитывать возраст учащихся. В нашем лицее машиностроительное черчение ребята изучают с 7 по 9 класс включительно. Во втором полугодии учащиеся 9 классов получают задание на создание учебных презентаций по черчению, самостоятельно выбирая любые темы, пройденные на уроках, согласно учебной программе по предмету. Эта работа учащихся может быть как индивидуальной так и групповой (не более 3 чел, в зависимости от объема материала).
В данной проектной работе я учитываю  личные интересы учащихся, сложность и трудоёмкость материала, творческую самостоятельность. Подготовленные учащимися презентации в программе PowerPoint я проверяю и оцениваю как учитель черчения, а не информатики. Для каждой работы пишу рецензию и учащиеся, после проверки и получения необходимых с моей стороны рекомендаций и замечаний, исправляют неточности в своих работах. При такой организации проектной деятельности учащихся, где основную информацию к подготовке проекта они получают средствами компьютерных технологий, появляется возможность сформировать электронный банк проектов. Помимо того, что это позволяет оптимизировать дальнейшую проектную деятельность учащихся, также дает возможность использовать учителю продукт их труда в педагогической деятельности.  Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.
Лучшие работы я использую на уроках при объяснении нового материала или текущей фронтальной работы учащихся. Это позволяет мне сделать уроки более современными, интересными и познавательными, а т.ж. сэкономить мне время на поиск материалов, необходимых для проведения урока на современном и высокотехнологическом уровне.

Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество нельзя представить в отрыве от дизайна, от проектирования и т.д. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в черчении, и в технологии, и в изобразительном искусстве). Это и  чертежи, и эскизы и зарисовки, и технические рисунки, в основе которых заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности.
Михаил Михайлович Бахтин пишет, что «личностное знание  - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».
В результате использования проектной технологии в процессе преподавания можно сделать следующие выводы:
*  Необходимость применения данной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учщегося, его подготовки к реальной деятельности.
     * Проектная методика находит все более широкое применение при обучении детей, в развитии их творческого потенциала.
* Применение проектной методики даёт положительные результаты в изучении курса черчения в средней школе.

Это обусловлено тем, что проектная деятельность носит проблемный, исследовательский  характер, а также подразумевает перестроение отношений учитель-ученик в процессе мыслительной деятельности. По сравнению с традиционным  обучением, применением ИКТ в проектной деятельности  имеет видимые преимущества. Оно позволяет создать условия для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Теоретические знания и практические навыки по использованию ИКТ при подготовке и проведении уроков черчения, технологии и изобразительного искусства требуют знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования в своем предмете.
Такие знания и навыки позволяют мне:

·     повысить интерес к предмету;

·     сделать урок современным;

·     создать возможность эмоционально и образно подать материал;

·     установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;

·     повысить свою профессиональную  педагогическую компетенцию.

В целом считаю, что проектная методика с применением информационных технологий является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности и толерантности, а также общее интеллектуальное развитие.  
 
Список литературы

1. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М., 2010. - 80 с.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа-Пресс», 2008. - 205 с.
3.   Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований: учеб.- метод. пособие. – Могилев: Могил. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2001.
4. Гервер В.А.. "Творчество на уроках черчения”, книга для учителя. Владос, Москва, 2001г.- 144 с.













ММО УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЧЕНИЯ И ИЗОTimes New Roman