Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Основы актерского мастерства


Департамент образования Администрации города Омска
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска
«Дом детского творчества Октябрьского административного округа»
Образовательная программа
«Основы актерского мастерства»
Срок реализации – 1 год
Возраст воспитанников: 6 – 18 лет
Педагог дополнительногообразования Волкова И.Н.
Принято на Методическом совете
«____»________________ 20…. г.
Председатель Методического совета
__________________
Омск
Пояснительная записка
Образовательная программа «Основы актерского мастерства» имеет художественно–эстетическую направленность.
Актуальность программы определяется особенностями современного искусства, где исполнитель существует в постоянном синтезе актерской игры, музыки и слова и пластики.
Вокальные, хореографические, драматические произведения позволяют  пройти через большее разнообразие эмоциональных впечатлений, а главное обучающиеся должны уметь донести до зрителя образ исполняемого произведения.
Преподавание театральных дисциплин по узким направлениям привело к тому, что даже профессионалы не всегда органично сочетают пение и движение, или, к примеру, танец и актерскую игру. Работа над образом исполняемого произведения требует полной самоотдачи, постановки целого «спектакля» одного актера. В связи с этим педагогу важно донести до своих учеников тот факт, что для артиста в равной степени важное значениеимеют воображение и художественный вкус, которые, наравне с их вокальными, танцевальными и актерскими способностями, являются определяющими в актерской интерпретации их роли. Само исполнение, однако, должно каждый раз быть «свежим», искренним, естественным. Эта «естественность», как правило, является результатом хорошей подготовки и напряженной работы над произведением, но для зрителей она должна выглядеть абсолютно натуральной.
Работа над всеми компонентами профессионального мастерства адаптирована к работе с детьми, учитывает психофизическое развитие детей разного возраста. Например, для учащихся младшего школьного возраста в программе большое место уделяется игровому тренингу. С развитием индивидуальности ребенка от младшего к старшему возрасту постепенно усложняются задачи, стоящие перед учениками, формируются новые умения и навыки, эстетический вкус, потребность в общении с искусством.
И наукой и практикой уже давно доказано, что во всяком деле - будь то совершенствование своего тела, голоса, изучение иностранного языка, занятия спортом или научная деятельность - необходимы систематичность, настойчивость, трудолюбие и главное - последовательность. Любая система, если она выстроена разумно, обязательно принесет пользу и непременно даст положительный результат.
Цель программы - развитие актерских способностей детей посредством актерского тренинга и работы над постановками концертных номеров.
Задачи программы:
изучить основы сценического поведения;
развить артистические способности;
сформировать навыки актёрского мастерства;
сформировать художественно-эстетический вкус;
познакомить с профессиональным языком, понятиями и категориями основ актерского мастерства;
воспитать культуру общения в коллективе, внимательное и ответственное отношения к работе;
способствовать снятию внутренних зажимов, развитию продуктивной индивидуальной деятельности.
Программа по основам актерского мастерства рассчитана на детей в возрасте 6 – 18 лет ; срок реализации –1 год (72 часа); может корректироваться и претерпевать периодические изменения в ходе работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Программа является модифицированной. За основу взяты авторские программы:  детской эстрадной студии «Фантазматика» В. А. Смирнова (г. Санкт-Петербург), программа для театрального отделения детской школы искусств Е. Б. Жетинёвой (г. Киров) и программа объединения «Актерское мастерство-тренинг» Ю. Ю. Рихтер.
Обучение проводится в форме групповых занятий по общей программе, однако это не исключает необходимости индивидуального подхода к учащемуся.
Все учащиеся объединяются в три группы:
младшая – 6 – 9 лет
средняя – 10 – 13 лет
старшая – 14 – 18 лет.
Такое делениена группы предусмотрено исходя из психофизических возрастных особенностей детей.
Занятие с каждой группой проводится 2 раза в неделю, длительность - 45 минут и включают в себя актерский тренинг – игры и упражнения, развивающие внимание, воображение и фантазию, артистическую смелость, координацию; упражнения на снятие мышечных «зажимов», развитие навыков взаимодействия, общения и т.д., а также работу над образами при постановке концертных номеров.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

п.пНазвание разделов, тем Количество часов
теория практика
Раздел I. Актерское мастерство
Элементы внутренней организации актера по системе К. Станиславского
1. Вводное занятие. 2 Тренинг внимания. 3 Тренинг воображения, фантазии. 4 Тренинг актерского мышления. 5 Тренинг памяти. 6 Развитие навыков работы с партнером. 7 Чувство жизненной правды актера на сцене. 8 Действие «если бы», предлагаемые обстоятельства. Раздел II. Основы театральной культуры
1 Знакомство с театральными профессиями. 2 Знакомство с устройством театра, зрительного зала, сцены. 3 Беседа о культуре поведения в театре. Раздел III. Работа над постановками
1 Выбор материала. Распределение ролей. 2 Этюды к образам. 3 Построение мизансцен. Репетиции. 4 Работа над постановкой концертных номеров. 5 Работа над литературным чтецким материалом. ИТОГО Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел I. Актерское мастерство
Элементы внутренней организации актера по системе К.Станиславского
1. Вводное занятие. Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком». Дать представление о театре. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Актер. Его роль в театре. Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральном коллективе.
Тренинг внимания. Основные понятия сценического внимания (малый, средний, большой круги внимания). Виды внимания: непроизвольное, произвольное, увлеченное, творческое. Непрерывная линия внимания. Особенности сценического внимания.
Практические занятия. Выполнение комплекса упражнений на внимание: «Зеркало», «Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Слушаем тишину», «Хлопки» и др.
Тренинг воображения, фантазии. Основная характеристика понятия «воображения». Развитое воображение - необходимое качество человека, занимающегося сценической деятельностью.
Практические занятия. Выполнение комплекса упражненийна развитие фантазии и воображения: «Тень», «Одно и то же по-разному», «Сочиняем сказку», «Биография» и др.
Тренинг актерского мышления. Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа.
Практические занятия. Этюды на тему «Я – животное». (показать любое животное на выбор).
Тренинг памяти. Эмоциональная память - основа актерского мастерства. Закрепление и применение эмоциональной памяти в создании сценического образа.
Практические занятия. Этюды на тему: «Я – предмет» (показать осветительный прибор, дверь, вешалку, сосуд).
Развитие навыков работы с партнером. Тренинги на работу с партнером в условиях предлагаемых обстоятельств. Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; «пристройка к партнеру», самовоздействие на партнера в желаемом направлении.
Практические занятия.
Чувство жизненной правды актера на сцене. Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой. Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия.
Практические занятия.
Действие «если бы», предлагаемые обстоятельства. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Вера в предлагаемое обстоятельство - главный принцип существования актера на сцене. Ведущее предлагаемое обстоятельство. Магическая формула «если бы» по К.С. Станиславскому, «а вдруг» - по Е.Б. Вахтангову.
Практические занятия.
Развитие речи, работа над дикцией. Дикционная отработка произнесения гласных и согласных звуков в слоговых и многосоставных звукосочетаниях, словах, чистоговорках, поговорках, скороговорках.
Практические занятия. Изучение скороговорок, чистоговорок, поговорок, работа над четким произношением.
Работа над литературным материалом. Логический разбор как первый этап в работе над освоением авторского текста. Сверхзадача и сквозное действие. Пути воплощения.
Практические занятия.Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы.
Раздел II. Основы театральной культуры
Знакомство с театральными профессиями. Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.
Знакомство с устройством театра, зрительного зала, сцены.
Беседа о культуре поведения в театре.
Раздел III. Работа над постановками
Выбор материала. Распределение ролей. Первое впечатление. Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе. Творческая манера драматурга. Раскрытие основного замысла.
Этюды к образам. Характеристика образов. Показ этюдов к образам.
Построение мизансцен. Репетиции. Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и сценического костюма. Поиск мизансцен.
Работа над постановкой концертных номеров.
Работа над литературным чтецким материалом.
Планируемые результаты
В результате освоения программы у учащихся формируются определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки, способствующие самореализации творческой личности учащихся.
Обучение по программе «Основы актерского мастерства» должно подвести обучающихся к умению совершать подлинные, целесообразные органические действия в вымышленных обстоятельствах. Для этого важно воспитать чувство правды действия, переживания, а артистическая техника должна быть доведена до такого состояния, когда природа исполнителя сама, непроизвольно втягивается в процесс творчества. Все это подводит учащегося к показателю результата - к работе над этюдом. А одна из главных задач - органическое существование актера в условиях сцены - диктует еще одно условие: необходимость зрителя в зале.
Воспитанники должны знать:
- законы сценического действия;
- работу актера над ролью;
уметь:
- владеть элементами внутренней техники актера;
- правильно выполнять упражнения актерского тренинга;
- самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;
- работать над малыми театральными формами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- четко анализировать стихотворную форму, нести логику мысли, не нарушая ритма и формы;
владеть:
- техникой снятия мышечных и психологических комплексов «зажатости».
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Материально-технические Занятия проводятся в специальном кабинете или зале, где имеется свободная площадка для выполнения двигательных упражнений и этюдов, имеются зеркала, магнитофон и стулья, количество которых соответствует количеству детей в коллективе.
Наличие костюмов, декораций, реквизита, а также места для их хранения.
Кадровые Педагог дополнительного образования по сценическому искусству.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В программе используются следующие педагогические приемы:
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
В программе используются следующие педагогические принципы:
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов,
ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной
ими в будущем.
Организационные формы:
• Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах
сил и времени удается выполнить работу.
• Парная — рассчитать работу на двоих.
• Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Программа обеспечена Учебно-методическим комплектом игр, упражнений, бесед, сценариев открытых занятий по направлению деятельности.
Методические рекомендации
На начальном этапе обучения преподаватель и учащиеся не должны быть разделены барьером; они – непосредственные участники игр, упражнений, преподаватель играет с группой прямо на площадке, «ничем не отличаясь» от учеников. В этом «ничем не отличаясь» и кроется самая тонкая методическая задача – суметь учить «исподволь», практически не вмешиваясь в сложные процессы взаимодействия мира реального и мира фантазии.
Сложность работы в этом направлении обусловлена в современном мире тем, что большинство детей подвержены уже в раннем возрасте сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, изобретательности и остроумии их создателей, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. Ведь именно воображение для ребенка, так же как и для актера, становится локомотивом всей его творческой деятельности.
Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий.
Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.
В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и игры.
Набор игр и упражнений, применяемых в тренинге, постоянно меняется, обновляется, рождаются новые формы, необходимые для последовательного развития личности ребенка.
К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:
внимание к объекту;
органы восприятия: зрение, слух и др.;
память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
воображение;
способность к взаимодействию;
логичность и последовательность действий и чувств;
чувство правды;
вера и наивность,
ощущение перспективы действия и мысли;
чувство ритма;
обаяние, выдержка;
мышечная свобода и пластичность;
владение голосом, произношение;
чувство фразы;
умение действовать словом.
Овладение этими элементами творчества приводит к созданию нормального творческого самочувствия.
Театральный педагог Борис Евгеньевич Захава видел путь к достижению верного сценического самочувствия в прочных и глубоких знаниях, ибо знание дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела. Но как часто театральный педагог сталкивается с тем, что умный, знающий человек, теряется в условиях публичности, и, напротив, человек, не блещущий особыми проявлениями ума, держится на сцене свободно и независимо. Знания, дающие артисту уверенность на сцене - познание им своего психофизического аппарата и умение свободно им пользоваться в процессе действия.
Список литературы для обучающихся1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Ленинград «Детская литература», 1986.
2. Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
3. «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем».
4. Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985.
Список литературы для педагогов
Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации, М., Просвещение, 1973 г
2. ГанелинЕ.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. - СПб, 2002.
3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.
4. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992 г.
5. Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М., 1984.
6. Захава Б.Е.. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для ин-тов культуры, театр. и культ.-просвет. училищ. - М. «Просвещение», 1973.
7. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей, М., Просвещение, 1970 г.
8. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественно-педагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004.
9. Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. - М.: Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств" N 6(46) 2001.
10. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство, 1978.
11. Пеня Т.Г., Ершова А.П., «Театральные занятия для младших школьников» - М.: Просвещение,1995.
12. Петров В.А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 1985.
13. Савостьянов А.И. Рождение артиста. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2006.
14. Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985.
15. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
16. «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 3,4 2004 год, Выпуск № 1,2 2005 год.
17. Титова А. А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь», М., 1981 г.
18. Товстоногов Г.А. «Зеркало сцены» в 2 томах - 2е изд., Л.: Искусство, 1984 г.
19. Чехов М.А. О технике актера. Литературное наследие: В 2т.: Т. 2 - М.: Искусство, 1986.
20. Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. – Барнаул, 1990.