Мастер-класс по общекультурному направлению Тема: Основы актёрского мастерства.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 129 городского округа Самара
Содержание и формы организации занятий
по внеурочной деятельности.
Мастер-класс по общекультурному направлению
Тема: Основы актёрского мастерства.
Учитель технологии
Фомина Е.В.
Самара, 2015
Сценарий занятия внеурочной деятельности для 1 класса
( театральная студия)
«Мы играем - мы мечтаем»
Программа «Театр» для начальной школы И.А. Генералова
Раздел курса программы «Актерское мастерство»
Тема занятия: Основы актёрского мастерства.
Игры и тренинги на развитие внимания памяти, дикции и пластики.
Цель. Передача личного профессионального опыта по ведению занятий внеурочной деятельности, в сфере творческой практической деятельности по общекультурному направлению. Задачи: Развивать навыки сотрудничества, общения. Развивать свой творческий потенциал. Выявить важность занятий театральной студии для детей младшего школьного возраста. Доказать, что актёрское мастерство – это способ формирования навыков публичного выступления и творческого самовыражения.
Ожидаемый результат:
Понимание участниками мастер-класса сути профессионального педагогического опыта. Практическое освоение содержания и форм организации занятий по внеурочной деятельности.
Результаты в области актерского мастерства
Уверенность в себе.
Знакомство и общение с новыми качествами сверстников.
Развитие внимания, памяти, фантазии и воображения.
Инструменты управления эмоциями. Яркость жизни и стрессоустойчивость.
Развитие уверенности в себе. Инструменты управления эмоциями.
Внимание и концентрация. Один из ключевых навыков в современном мире.
Фантазия и воображение. То, что отвечает за наши новые идеи и наш успех.
Развитие интеллекта. Развиваться никогда не поздно.
Дидактический материал:
Презентация на тему «Основы актёрского мастерства».
Раздаточный материал: Смайлики. Значок победителя – «Талант»
Методы:
Словесный: беседа, тренинг, диалог.
Практический: тренинг, упражнения.
Наглядный: презентация.
Метод усложнения заданий.
Приемы: обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу: игры, тренинги.
Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, создание проблемных ситуаций.
Выявление знаний театральных терминов.
Принципы: доступность, научность, связь обучения с жизнью, наглядность, системность и последовательность, вариативность или принцип образности.
Технические средства:
1.Музыкальный центр.
2. Экран.
3. Мультимедиа проектор.
4. Атрибуты для игр и тренинга( сундучок, пёрышки, мыльные пузыри)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Генералов И. А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа: (Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна М.: Баласс, 2011. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
4. Ганелин Е. Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
5.Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Сценарий занятия: Основы актёрского мастерства.
Цель – Создать интерес к занятиям по актёрскому мастерству.
Задачи:
Обучающая – познакомить детей с основами актерского мастерства;
Воспитательная – создать положительный эмоционально - психологический настрой, способствующий активному включению обучающихся в работу;
Развивающая – способствовать формированию веры детей в свои творческие возможности через игровой материал. Актерское мастерство - как способ формирование навыков публичного выступления и творческого самовыражения.
Используемые методы:
Проблемно – поисковый;
Беседа с активным привлечением детей;
Эмпатии (игра образами).
Игровые упражнения.
План занятия:
1. Организационный момент. (5-7 мин)
Цель - Войти в контакт с детьми и создать положительный настрой.
2. Основная часть. (25-30 минут)
Цель - Познакомить детей с основными составляющими актерского мастерства.
3. Итоговый момент. (5 – 7 минут)
Цель - выявление результатов.
Методы:
Словесный: беседа, тренинг, диалог.
Практический: тренинг, упражнения.
Наглядный: презентация.
Метод усложнения заданий.
Приемы: обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу: игры, тренинги.
Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, создание проблемных ситуаций.
Выявление знаний театральных терминов.
Принципы: доступность, научность, связь обучения с жизнью, наглядность, системность и последовательность, вариативность или принцип образности.
Межпредметные связи:
«Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
«Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
«Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Прогнозируемые результаты:
Дети приобретают практический навык сценического поведения, умение органично действовать в условиях вымысла, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества. Формирование навыков публичного выступления и творческого самовыражения.
Вводная беседа.
Актуальность и проблема темы.
В существующем сегодня образовательном пространстве роль учителя значительно возрастает. Но к этой роли он не готов и не будет готов, если не изменится система его профессиональной подготовки, то есть если педагог не овладеет новыми эффективными технологиями, позволяющими существенно изменить методы ведения образовательного процесса. Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс – мощный рычаг, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. Популярность театральной педагогики в образовательном процессе объясняется тем, что с помощью её средств можно направленно влиять на мотивационную, эмоционально-образную и интеллектуально-творческую стороны личности. К сожалению, искусству часто отказывают в возможности интеллектуального познания, признавая за ним лишь эмоционально-эстетическое понимание действительности.Существующее противоречие подтолкнуло меня к созданию мастер-класса по актерскому мастерству для педагогов общеобразовательных учреждений по теме: «Основы актёрского мастерства», «Актёрское мастерство – как способ формирование навыков публичного выступления и творческого самовыражения»
Актерское мастерство преподают по-разному – методик существует немало. Актерское мастерство развивает самые хорошие качества у детей. При правильном обучении, индивидуальном подходе к каждому ребенку, отмечается положительное влияние занятий. Развивается внимание, память. Дети лучше общаются друг с другом, стараются проявлять активность, любознательность. Не иссекаемый поток фантазий, импровизаций, находит выход в игровых упражнениях. Самое главное с первых дней обучения постараться плавно, не отделяя их внутреннее ощущения и состояние, возможно, не навязчиво и совсем не заметно вводить детей в мир творчества. И, конечно, насколько сам педагог будет увлечен, искренен, настолько он получит результат своей работы. Дети очень чувствуют отношение к ним. Для них важно понимать, что их любят, ценят. Обязательно в течении занятия надо похвалить, отметить каждого ученика, это вселяет в них уверенность. Очень часто приходят дети с большими проблемами речи, как правило, стеснительны и зажаты. Важно не фиксировать на этом внимание всех учеников. А за каждое преодоление похвалить. В этом случае помогут и индивидуальные занятия. И совсем не важно, что в дальнейшем не все они будут актерами. Главное чтобы они выросли людьми духовно богатыми, увлеченными.
Программа театральной студии «Мы играем - мы мечтаем» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах.
5. Наш театр.
Учимся актёрскому мастерству (1 час)
Актёр – творец, материал и инструмент.
Выражение настроения, характера через слово, мимику и жесты.
Занятия, как правило, состоят из нескольких этапов, каждый из которых - новая ступень к мастерству перевоплощения.
Начальный этап, самый важный, - это научиться свободно и естественно выражать свои эмоции.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Войти в контакт и создать положительный настрой.
Игра «Настроение» используется для личного контакта и знакомства с каждым по очереди.
- Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть! Все в хорошем настроении? Поиграем в игру «Настроение»
Игра «Настроение»
Все поочерёдно называют свои имена в разных настроениях, эмоциональных окрасках. Не обязательно, чтобы это было только хорошее настроение. Главное умело показать голосом эмоции, удивив своих товарищей. К примеру: радость, обиду, испуг, страх, торжественность и т.д.
- Предлагаю на время забыть, что вы педагоги и взрослые люди, и побыть детьми. Ненадолго вернуться в детство.
А это значит: нет никаких проблем, вы беззаботны и веселы, вы с удовольствием играете и радуетесь жизни.
- Сегодня на занятии мы повторим то, что изучали на предыдущих занятиях и попробуем применить наши знания в различных театральных играх.
Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, создание проблемных ситуаций.
Выявление знаний театральных терминов.
- Наше занятие начнём со словаря. Мы знакомы со многими театральными терминами, например: Например: Театр (дети называют любые знакомые термины).
Театр - основное значение место для зрелищ.
Основное значение термина «театр» - это место зрелищ. Однако театр - это также само зрелище, которое включает в себя элементы разных видов искусства ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и оказывает огромное воздействие на человека, зрителя и включает в себя различные его виды.
-Какие виды театра вам знакомы?
( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], театр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Спектакль - театральное зрелище.
Грим - искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли.
Декорация - оформление сцены художника для определенного спектакля, общий вид места действия.
Антракт – перерыв между актами (действиями) спектакля или отделениями концерта, циркового представления.
Диалог (театральный) - основная форма драматической речи, разговор двух актеров на сцене, отличающийся обязательной действенностью.
Опера - музыкально-драматический спектакль, где актеры не разговаривают, а поют.
Маска - накладка на лицо с изображением, какого-либо персонажа, зверя, головы мифологического существа применение ее началось в глубокой древности в обрядах
Балет - спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем.
Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.
Дирижер - лицо, руководящее коллективом исполнителей музыкального произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), предлагающее музыкантам трактовку произведения.
Занавес (театральный) - мягкие шторы, закрывающие сцену от зрителей, делающие невидимым процесс смены декораций, создающие ощущение промежутка времени между действиями.
Кулисы – деревянные рамы, обтянутые декоративно расписанным полотном или куски плотной материи, расположенные по бокам сцены. Являются дополнением к общей декорации спектакля.
2. Актуализация знаний:
Познакомить с основными составляющими актерского мастерства.
На данном этапе используется эвристическая беседа с подкреплением наглядности.
Основными составляющими актерского мастерства являются такие качества, как выразительность речи, пластики, жеста, мимики, а так же хорошая память, внимательность, душевные качества и творческие способности. Эти же или аналогичные игры и упражнения могут быть включены в последующие занятия или на уроках - как элемент или физкультминутка.
На данном этапе используется групповая форма работы, применяя метод взаимооценки. Учащиеся дают название своей труппе. К примеру - «Звездочки» Предложить на каждое качество провести гимнастику и игры-упражнения. Как актерская труппа, так и индивидуально каждый может получить смайлик. В заключение занятия подсчёт смайликов, побеждает обладатель наибольшего количества смайликов – значок ТАЛАНТ.
- Сегодня мы пополним наши знания. Найдите в словаре слово – АКТЁР
Актёр - исполнитель ролей в драматических, оперных балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а также в киноискусства.
- Кто может быть актёром?
- Какими качествами должен обладать актёр?
- Что должен уметь настоящий актёр? Мы узнаем это, собрав пирамидку.
- Для будущего актёра очень важно владеть речью, быть внимательным, иметь отличную память, чувство ритма и музыкальный слух, свободно двигаться и уметь пользоваться мимикой и жестами, воображение.
- Что же такое - актёрским мастерством. (Работа со словарём)
Актёрское мастерство - это умение создать образ с помощью речи, мимики, жестов и движения.
-Вы правы! Настоящий актёр должен уметь создать образ с помощью речи, мимики и движения, а для этого нужно иметь богатое воображение, память и внимание.
- Как вы считаете - мы можем быть настоящими актёрами?
- Нет. Потому что этому надо учиться.
Для начала научимся правильно дышать и владеть выразительной речью. Вы научитесь извлекать свободный не зажатый звук, разработаете органы речи для четкого произношения. Не следует забывать и об интонации - она эмоционально обогащает слова, усиливает и их значение. Яркой и оправданной интонацией можно успешно привлечь к себе внимание.
2. Упражнения для правильной и выразительной речи
Голос - это главный аспект при общении и контакте. Cпециальные упражнения повысят звучность голоса, усилят его диапазон, улучшат тембр. Нужно учиться освобождать дыхание и свободно говорить в движении. Помимо голоса нужно поработать и над речью, извлекать свободный не зажатый звук, разработаете органы речи для четкого произношения.
Упражнения на три вида дыхания
Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.Свистит ветер ССССССС...Шумят деревья ШШШЩШ...Летит пчела ЖЖЖЖЖЖ...Комар звенит 3333333333...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.Работает насос ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!Сверлит дрель 33333! 33333! 33333!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.Кошка сердится Ф! Ф! Ф! Ф!Пилит пила С! С! С! С!Заводится мотор Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: мотоцикл
Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!
Артикуляционная гимнастика.
- Нам необходимо провести артикуляционную гимнастику, для того, чтобы голос у нас был свободным, и его полету ничего не мешало.
Я покажу упражнения – шаги, которые нам помогут обрести свободный голос.
(слайд «5 шагов к свободному голосу»).
1 шаг – осанка. Сели все прямо, опираемся на спинку стула, ноги прямо, руки на коленях.
2 шаг – умелое дыхание. Не забываем: набираем воздух в легкие через нос, при этом не поднимаем плечи.
У меня есть волшебная палочка. Вы должны медленно дуть на палочку. Приготовились, начали (выполняем 2 раза)
Теперь вам нужно резко подуть на палочку, выпустив весь воздух разом.
Положили одну руку на грудь, другую на живот. Пробуем набрать воздух в живот, чтобы он надулся как мячик (выполняем 2 раза), а теперь набираем воздух в грудь, живот должен быть неподвижным (выполняем 2 раза).
3 шаг к свободному голосу – незатрудненное движение челюсти.
Злимся, молча, как бы про себя. Крепко сожмите зубы в задней полости рта. Разожмите! (выполняем 2 раза)
Изображаем рыб. Открываем медленно, широко нижнюю челюсть и закрываем её.
Двигаем нижней челюстью вперед и назад (выполняем 2 раза)
4 шаг к свободному голосу – учимся зевать! Позевали, потянулись. Замечательно!
5 шаг – учимся смеяться! Давайте посмеемся скромно, от души, как большой толстый человек, как гномики.
Работа со скороговоркой.
- А теперь проверим, как у нас работает речевой аппарат. Произнесем знакомую нам скороговорки:
«Шесть мышат в камышах шуршат»,
«У калитки маргаритки, подползли к ней три улитки»
« Шла Саша по шоссе и сосала сушку» «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»
«Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали» «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать зарапортовался» медленно шепотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса. И наоборот.
Все получают смайлики.
3. Игры на внимание и память
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
"упражнениями на внимание" в процессе занятий требуют специально организованной работы. Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
- А теперь проверим - всегда ли мы внимательны!
Игра на сплочение «Миксер» Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого... и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга. Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции. Самые быстрые, получают смайлики.
«Цифры»Данная игра аналогична предыдущей. Игроки, рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру. Самые быстрые, получают смайлики.
«Что изменилось?»
Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 10 секунд (считают до10) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 10 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 смайлик, но зато и за каждую ошибку 1 смайлик снимается из числа выиграшных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре. Правильно угадавшие, получают смайлики.
«Сломанный телефончик»
Это задание на концентрацию слухового внимания. Для его проведения
необходимо разделиться на 2-3 группы. Побеждает та группа, которая точнее передаст информацию (слово или целое предложение).
Они и получают смайлики.
«Радуга внимания»
Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: лист бумаги или слайд с изображением радуги. Цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Согласно астрологическим данным каждый цвет соответствует определенному дню недели. Выбрать и назвать цвет, соответствующий дню недели, в который проводиться занятие. Первый угадавший, получает смайлик.
4. Игры для развития музыкального слуха и ритма ГРУЗИНСКИЙ ХОР
С помощью игр для развития музыкального слуха и ритма - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Грузинский хор» (упражнение на развитие дыхания)
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец, он и получает смайлик. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает пение грузинского мужского хора. оде
Караоке «От улыбки»
Пение по очереди по одной строке непрерывно. Удерживая ритм, очерёдность, мотив мелодии.
Лучшие певцы - получают смайлики.
Музыкально – пластические импровизации.
«Танцевальный микс»
Танцевальные движения соответствующие музыкальной зарисовке. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений: полька, вальс, кадриль, барыня, цыганочка и т. д.
Лучший танцор (по мнению детей) получает смайлик.
5.Мимика и жесты
Уметь распознавать эмоции по мимике и интонации. Изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Работа со словарём.
Мимика – выражение чувств и настроений (радости, грусти, гнева и проч.) с помощью движения мышц лица.
Жест – очень выразительное средство передачи мысли. Жест усиливает восприятие образа.
«По небу летит самолет»
Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
По небу летит самолет. По небу летит самолет (руки в стороны).
Мы ему помашем рукой и пойдем все вместе домой (махи руками).
По небу летит вертолет, по небу летит вертолет (локти согнуты махи согнутыми руками).
Мы ему помашем рукой и пойдем все вместе домой.
По небу корова летит, по небу корова летит (имитация рожек).
Мы и ей помашем рукой и пойдем все вместе домой.
По небу летит крокодил, по небу летит крокодил(имитация движений пасти крокодила).
Мы ему помашем рукой и пойдем все вместе домой.
«Театральная разминка»
Уметь распознавать эмоции (радость, грусть, злость, удивление) по мимике и интонации. Изображать эти эмоции, используя жесты, мимику, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Раз, два, три, четыре, пять
Вы хотите поиграть?
Называется игра
«Разминка театральная».
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.)
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?
(Жесты и, конечно, мимика.) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения.)
Бывает, без сомнения,
разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас...
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
Ведущий называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да».
«Рисуем картину»
Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения
Кисти, краски я беру и нарисую:
небо, звезды и сосну большую- пребольшую.
Кисти, краски я беру и нарисую:
Море, звезды и луну большую- пребольшую.
Кисти, краски я беру и нарисую:
Маму, папу, бабушку большую- пребольшую.
«Как живёшь?»
Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ведущий: Дети:
Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец).
Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).
Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).
Вдаль глядишь? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)
Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
«Маленькое приведение»Упражнение направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга: По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: “у-у-У!” Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но, помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”. Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!”
6. Рефлексия. Итоговая часть:
- Наше занятие подошло к концу. Вспомним, чем мы занимались. (Ответы детей.) Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. Подведём итог – подсчитаем смайлики, полученные во время игр, и определим самых талантливых. Самые талантливые получают значок - «ТАЛАНТ». А сейчас я предлагаю вам – оценить нашу работу на занятии с помощью театральной маски. Покажите ту маску, которая, по вашему мнению, соответствует результату нашего занятия.
- Спасибо вам за наше сотрудничество. На следующем занятии мы продолжим знакомство с актёрским мастерством, поиграем в интересные игры.
Выводы и рекомендации
«Самое прекрасное, что мы можем испытать, это ощущение тайны, которое дает нам актерское мастерство»
К.С. Станиславский.
Актёрские игры раскрывают творческий потенциал ребёнка, дают возможность обрести коммуникационные навыки, что делает его общение с людьми лёгким и увлекательным. Кроме того, навыки актёрского мастерства позволяют ребёнку стать самостоятельным, творчески развитым, способным незаурядно мыслить.
Воспитывайте, прививайте своим детям любовь и уважение к театру и актерскому искусству.
А
Авансцена открытая часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал (перед занавесом)
Актёр - исполнитель ролей в драматических, оперных балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а также в киноискусства.
Актёрское мастерство - это умение создать образ с помощью речи, мимики, жестов и движения.
Антракт – перерыв между актами (действиями) спектакля или отделениями концерта, циркового представления.
Амплуа в прежнем театре специальность актера, имевшего определенный род ролей, например героя, злодея, простака и т.д.
Амфитеатр в Древнегреческом театре места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов, в современных театрах часть зрительного зала, расположенная уступами.
Антракт перерыв между действиями (актами) спектакля
Аншлаг объявление в театре о том, что все билеты проданы; «спектакль прошел с аншлагом» полный сбор в театре
Арлекин 1) одна из масок слуги в итальянской комедии дель арте; 2) ткань, обрамляющая портальную арку сцены
Афиша вывешиваемое объявление о спектакле
Б
Бельэтаж первый этаж над партером и амфитеатром в зрительном зале
Бутафория – изделия, изображающие настоящие предметы, используемые во время представлений в театре
Балет - спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем.
В
Вертеп – в прошлом - переносной театр кукол, в котором разыгрывались представления религиозного характера
Водевиль небольшая театральная пьеса легкого комедийного характера с куплетами и танцами
Г
Гастроль выступление приезжего актера или спектакль театра, приехавшего из другого города, другой страны
Грим - театральная косметика, искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли.
Д
Декламация искусство выразительного чтения
Диалог (театральный) - основная форма драматической речи, разговор двух актеров на сцене, отличающийся обязательной действенностью.
Декорация - оформление сцены художника для определенного спектакля, общий вид места действия.
Дирижер - лицо, руководящее коллективом исполнителей музыкального произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), предлагающее музыкантам трактовку произведения.
Драма литературное произведение, отличающееся серьезностью конфликта, глубиной переживаний. Часто используется для представления в театре
Драматург - писатель, пишущий драматические произведения, пьесы
Дублер - второй исполнитель одной и той же роли в спектакле
Ж
Жанр определенный вид литературных произведений (драматические жанры: трагедия, комедия, драма и др.)
Жест – очень выразительное средство передачи мысли. Жест усиливает восприятие образа.
З
Занавес (театральный) - мягкие шторы, закрывающие сцену от зрителей, делающие невидимым создающие ощущение промежутка времени между действиями.
И
Импровизация-сочинение стихов, монологов, речи, этюда в момент исполнения, без предварительной подготовки
Инсценировать переделать литературное произведение, предать ему драматургическую форму для постановки в театре
Интонация - тон речи, ее ритмико-мелодическая сторона, чередование понижений и повышений голоса.
Интрига - организация действия в драматургическом произведении, которое характеризуется особой запутанностью сюжета.
К
Кастинг - процесс подбора актеров.
Комедия - драматургическое произведение веселого, жизнерадостного характера, часто высмеивающее недостатки общественной жизни.
Кукла театральная – все виды театральных кукол делятся на две большие группы: верховые (перчаточные, тростевые, мимирующие, механические), низовые (марионетки)
Кулисы – деревянные рамы, обтянутые декоративно расписанным полотном или куски плотной материи, расположенные по бокам сцены. Являются дополнением к общей декорации спектакля.
М
Марионетка - в кукольном театре - кукла, приводимая в движение шнурками или нитями
Мимика – выражение чувств и настроений (радости, грусти, гнева и проч.) с помощью движения мышц лица.
Маска - накладка на лицо с изображением, какого-либо персонажа, зверя, головы мифологического существа применение ее началось в глубокой древности в обрядах
Миниатюра - театральная пьеса небольшого размера
Мюзикл - вид музыкально-сценического представления, синтетически соединяющего в себе драматическое действие, музыку, хореографию, вокалОпера - музыкально-драматический спектакль, где актеры не разговаривают, а поют.
Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.
П
Пантомима - театральное мимическое представление, сопровождаемое музыкой
Панч – популярный герой английского театра кукол (хулиган и драчун)
Папье-маше – один из наиболее распространенных материалов для изготовления кукольных голов (бумага, глина или пластилин, гипс)
Патронка – картонная трубочка, которая вклеивается или вшивается в шею и в руки перчаточной куклы
Партер - места в зрительном зале, расположенные рядами между сценой и противоположной стеной или амфитеатром
Персонаж - действующее лицо в произведении искусства (драме, кинофильме, опере и т.д.)
Петрушка - герой русского народного театра кукол. Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году.
Полишинель – герой французского театра кукол (весельчак и немножко циник)
Портал – (портальная арка) – плоскость, ограничивающая в виде широкой рамы с боков и сверху зеркало сцены
Премьера-первый спектакль театральной пьесы
Пульчинелла – популярный комический герой неаполитанской комедии дель арте. Его приметная черта – черная маска
Пьеса - драматическое или музыкальное произведение
Р
Реверанс - почтительный поклон с приседанием
Реквизит - предметы быта, используемые в театральном представлении
Репертуар-1.подбор пьес, идущих в каком-либо театре за определенный промежуток времени; 2.совокупность ролей, исполняемых каким-либо артистом
Репетиция - предварительное пробное исполнение театральной пьесы, сцены и т.п.
Реплика - последние слова фразы одного актера, вслед за которой другой актер произносит следующие по ходу пьесы слова
Риторика - теория красноречия; наука об ораторском искусстве
С
Скоморохи – первые артисты на Руси
Станиславский К.С.- выдающийся русский режиссер и актер, основоположник театральной системы, нового театрального метода
Спектакль - театральное зрелище.
Сцена-часть театрального зала, на которой разыгрывается театральное действие; театральные подмостки
Сценарий-набросок театральной пьесы; описание драматического действия
Сюжет-совокупность действий, событий, определяющих характер и развитие конфликта, изображаемого в спектакле
Т
Трагедия - драматическое произведение, изображающее крайне острые или непримиримые жизненные конфликты и оканчивающиеся чаще всего гибелью героя (трагедии В.Шекспира)
Тренинг (актерский) – комплекс упражнений по всем разделам сценического творчества (речь, пластика и т. д.), развитие внимания, воображения.
Ф
Фарс - легкая комедия, небольшой водевиль
Х
Художественный образ в театре – продукт совместной работы актера, режиссера в виде персонажа театрального представления
Э
Экспрессия - выразительность
Экспромт - короткое выступление без предварительной подготовки
Эстрада - малая форма искусства, в широком смысле – концертно-зрелищные выступления
Этюд - в переводе с французского языка означает «учение», более распространенная форма работы в театральных студиях. Этюд является связующим звеном между артистической техникой и сценическим методом.
Рисунок 0Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 815