Сценарий фольклорного праздника Ладушки в рамках реализации программы по внеурочной деятельности (2 класс)

МОУ СОШ х.Клетский







Фольклорный праздник

по материалам устного народного творчества для обучающихся 2 класса






















Подготовила и провела
Худикова Н.Ю., учитель
начальных классов





«Ладушки»
фольклорный праздник в рамках внеурочной деятельности (театральный кружок «Теремок») по материалам устного народного творчества для обучающихся 2 класса
Цель: вызвать интерес к пословицам, загадкам, песням, небылицам как яркой, образной форме народного творчества; ближе познакомить с культурой народа.
Оборудование и оформление: русские народные костюмы, гармонь, мешок «со сказками», куклы, «золотое» яичко, ромашка-скороговорка, плакаты с пословицами и цветы для оформления зала.

Ведущие ( по очереди):
- Добрый день, дорогие ребята!
- Добрый день, уважаемые гости!
- Удобно ли вам? Слышно ли вам? Всем ли места хватило?
- С первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры начинается наше знакомство с культурой народа. Эта культура следует за нами и во взрослую жизнь.
- Каждый знает несколько пословиц и помнит несколько песен.
- Закончился трудовой день, теперь можно посидеть и отдохнуть.

(Хором зазывают честной народ на свои посиделки.)
-Добро пожаловать, гости дорогие!
-Давно уж вас мы поджидаем,
Без вас речей не начинаем.
-Для каждого найдется
Глоток водицы из колодца.
-Подарки есть на всякий вкус:
Кому- сказка, кому- быль, кому- песенка в прикус.
-И хлеб- соль, как в старину
-А за хлебом да солью всякая шутка хороша.
Ведущий: В старину родители, бывало, тешили ребенка пестушками и потешками. Знаете, пестовать- значит нянчить, холить. Всякой матери своё дитя мило. Вот мамы и сопровождали свои нехитрые байки выразительными жестами и даже целыми импровизированными спектаклями, которые так нравились детям.
(На сцену выходят ряженые «мамы»- девочки с куклами и исполняют пестушки.)
1.Заря- заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес- то спит,
И река- то спит.
Ходит сон у окон,
Оле спать велит.
2. Баю- баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алёшиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки
Вам под осинку,
Алёше- на перинку.
Баю- баю, Лёшенька,
Засыпай скорёшенько.
Ведущий: Впрочем, мамы не только пел песни, они рассказывали короткие прибаутки и сказки в стихах.
(На сцену выходят два мальчика).
-Заяц белый, куда бегал?
-В лес дубовый.
-Что там делал?
-Лыко драл.
-Куда клал?
-Под колоду.
-Кто украл?
-Родион.
-Выйди вон!
(на кого указывает мальчик, закончив считалку, тот и рассказывает прибаутку)

Ведущий: Тара- бара, домой пора.
Коров доить, тебе водить!
(указывает нового рассказчика)
Девочка: Шел тропинкой старичок,
Старичок- лесовичок,
Весь мохнатенький,
Сучковатенький.
Нёс он рыжики в корзинке.
А куда свернул с тропинки,
Мы и не заметили
Вы его не встретили?
Ведущий: Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града!
Кто поднимет, тот и выйдет!
(указывает нового рассказчика)
Мальчик: Уж как шла лиса по тропке,
Несла грамоту в оклопке.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила:
-Как я лычки драла,
Как я лапотки плела,
Вот я села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится!
И земля вся загорится!
Лисе негде будет жить-
Станет лисонька тужить!
Ведущий: Ох и спасибо, ребята! Познакомили со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.
В нашем оркестре всего понемножку:
Звенит колокольчик, запели уж мошки.
В нашем оркестре всего понемножку:
Даже играют тарелки и ложки.
В нашем оркестре всего понемножку:
Помогут оркестру и наши ладошки.
(звучит песня «Калинка:, исполняет первая группа кружка)

(После исполнения песни выходят две «сударушки»-две девочки в старинных русских одеждах)
Даниловна: Смех, потешки услыхали сразу к вам мы прибежали.
Гавриловна: Где потешки поют- там и весело живут! Правда, Даниловна?
Даниловна: Правда, Гавриловна!
Неразлучные старушки.
Мы живем в лесной избушке.
Избушка на кочке,
Блинами обита, оладьями покрыта.
Есть ограда кругом-
Пирожки с творогом.
А еще представим в лицах
Вам веселы небылицы!
Что Марфута для Петра
Наварила, напекла!
92 блина, 2 корыта киселя,
5 пирогов- не нашла едоков!
Сел комарик на дубочек,
На еловый на пенечек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек. Спрятался!
Ведущий: Стоп-стоп! Голова кругом пошла Что за Марфута, что за комарик? Послушайте- ка лучше наши песни!
( песня «Посею лебеду на берег»; исполняет вторая группа кружка)
Даниловна: Ох и молодцы, ребята! Хорошо поете! Порадовали старушек. А загадки отгадывать умеете?
То толстеет, то худеет,
Громко- громко голосит. (гармонь)
(откуда ни возьмись, выходит гармонист, и звучит плясовая)
Гавриловна: Нам не устоять, Даниловна!
Даниловна: Ох, не устоять, Гавриловна!
Гармонист: Эй, сударушки- старушки, запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей, чтобы было веселей!
Ой, ноги мои, Хорошо вы танцевали,
Что мне делать с вами? Милые подружки.
Для хороших друзей Только что за посиделки
Пляшете вы сами. Без нашей частушки.

Чтобы печка разгорелась, Я плясала в три ноги,
Надо жару поддавать. Потеряла сапоги.
Чтоб частушка лучше пелась, Оглянулася назад-
Надо пляской помогать. Сапоги мои лежат.

Ой, пол, провались, Ох, довольно мы напелись,
Потолок обвались. Дайте смену новую.
На доске остануся- Ой, спасибо гармонисту
С частушкой не расстануся. За игру веселую.
Ведущий: Ребята, смотрите, пока мы веселились, в зале выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Вы знаете, как маленьких детей учат четко говорить? Каждый лепесток нашей ромашки-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку 3 раза!
1.Леня у клена мыл сливу.
Ливень хлынул, сливу вымыл.
2.Лежит ежик у елки, у ежа-иголки.
3.Волк-волчок овцу волок.
4.Ужин нужен и жуку, и ужу.
5.На нашем дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
6.Веселей, Савелий, сено пошевеливай!
Ведущий: Молодцы, ребятушки! Научились скороговорки говорить, теперь можно и за игры приниматься. А не помериться ли нам силой и ловкостью?
(игра «Петухи»; перетягивание)
Ведущий: Ну хватит силой мериться. Слышите, кто-то стучится? Это «Небылицы в лицах»! Те, что сидят в теремах да светлицах, щелкают орешки да твердят насмешки.
(в зале появляются «небылицы» - ряженые девочки и мальчики, они читают наперебой)
1.-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есть!
-Чтож, раз мать зовет, надо идти!
2.У речки на поляне
Гулял козел в кафтане.
Подсел козел к костру-
Прожег козел дыру.
На новом кафтане!
На вышитом кармане!
Бежит коза кафтан чинить,
Кафтан чинить, козла бранить!
3.У Матрешкиной сестрицы
По деревне небылицы:
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка в сережках,
Две свиньи в сапожках,
Коза в сарафане,
Заинька в кафтане.
А всех их пригоже- корова в рогоже.
4.-Плыли утром по реке
Два барана в челноке.
Черный- с удочкой,
Белый- с дудочкой.
Черный рыбку ел,
Белый песни пел.
-Это кто тебе сказал?
-Дедушка Данила.
-Не могло такого быть!
А может быть и было?
5.-Идет лисичка по мосту,
Несет вязанку хворосту.
-Зачем ей хворост?
-Печь топить.
-Зачем ей печь?
-Обед варить
-Зачем обед?
-Гостей кормить.
-А гости кто?
-Медведь с женой, да еж, да кот, да мы с тобой.
Ведущий: Ох, ну и небылицы! Ай да молодцы! А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник? ( без песни) Верно, недаром говорится: русская песня дух бодрит. Где песня поется, там весело живется. С хорошей песней и труд спорится. ( песня «На горе- то калина», исполняют девочки)
Ведущий:
Песня русская в березах,
Песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России,
Столько во поле цветов!
Кто сложил ее- не знаю.
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга и сестра!
И слова ее простые
Душу трогают до слез.
Сколько песен у России,
Столько в рощицах берез.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встает.
В полный голос слышен колос-
Это Родина поет.
Песни русские такие,
Что охота подпевать.
Сколько песен у России-
Никому не сосчитать!
(выходят девочка и мальчик)
-Начинаются сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками.
-Бабушка, развяжи. С чем мешок- то?
-Со сказками.
-Бабушка, расскажи!
-А было то, голубушки, в старину.
Когда задумал дед Архип влезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали.
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
Ведущий: А не хотите ли еще на прощание поучительную историю послушать? Про деда, бабу, курочку- рябу и яичко не простое- золотое.
( Инсценирование сказки в стихах).
-Эй, старик, проснись скорей!
-Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
-Да смотри, что я нашла:
Наша курочка- пеструха
Под кустом яйцо снесла.
-Ну, снесла, какое дело!
Что ты, бабка, обалдела?
-Да яйцо- то не простое,
А, гляди- ка, золотое!
-Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
-Погляди, горит, как жар,
Не случился бы пожар.
-Ой, горит, слепит глаза!
-Чудеса- то!
-Чудеса!
-Ты в сундук запри его(стук)
-(Бабка) Нету дома никого!
Ишь соседей, как назло,
Ненароком принесло.
-Надо дверь бы на засов
Да спустить скорее псов.
-В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко и продам!
Как дадут мне 100 рублей-
Накуплю я соболей.
Разных юбок 40 штук.
До краев набью сундук!
-Что ты мелишь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Тащишь в избу разный хлам!
Нет уж, если мы богаты-
Возведу себе палаты
И беседки по углам
-Что ты, старый, не блажи,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют ведь нас соседки.
-Пусть смеются, мне не жалко
-Да уймись, упала скалка,
Чугуны гремят в печи,
Лучше, дед, ты не кричи!
-Я хозяин или нет?
Сейчас дам тебе ответ!...
-Ой, яичко покатилось.
Покатилось и разбилось.
И скорлупки нет следа,
Подевалось все куда?
-Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
-И шубенку справить можно.
-И поправить можно дом.
-Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
-Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
-Эй, соседка!
-Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок.
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья!
Заходите без стесненья! (всех зазывают за стол)
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселый смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Times New Roman