Доклад на тему: «Применение компьютерных технологий в коррекционной школе VIII вида в процессе обучения учащихся с различными нарушениями интеллектуального развития»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Доклад на тему:
«Применение компьютерных технологий в коррекционной школе VIII вида
в процессе обучения учащихся с различными нарушениями интеллектуального развития»
Подготовила:
Богданова Ирина Владимировна,
учитель русского языка,
I квалификационная категория.Современный урок нельзя представить себе без применения информационных технологий. При этом я считаю, что красота русского слова и современная компьютерная техника должны не подменять, а разумно дополнять друг друга!
Применение компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, на мой взгляд, является залогом повышения качества образовательного процесса в коррекционной школе. А для коррекционной школы – это ещё и дополнительные возможности по подбору специальных заданий, составляющих коррекционный компонент урока. Я использую компьютеры и на уроках русского языка, и на уроках чтения, и при подготовке различных внеклассных мероприятий. Применение компьютера способствует повышению мотивации к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
При условии владения возможностями компьютерной техники учитель может подобрать необходимый материал к любому уроку, разнообразить приёмы и методы, эстетически оформить урок, используя при этом неограниченные возможности сети Интернет, школьной медиатеки, проектов, разработанных коллегами школы.
Так, например, на уроках русского языка я использую имеющуюся в школе медиатеку по русскому языку с тренажёрами с целью обобщения и систематизации знаний учащихся по определенным темам, воспитания желания стать грамотным.Эта работа способствует коррекции познавательных процессов в целом у умственно отсталых детей и в частности аналитико-синтетической деятельности. А также выработке у детей стремления стать грамотным.
На сегодняшний день при подготовке к каждому уроку мной используются ресурсы сети Интернет: я создаю презентации, слайды с заданиями и упражнениями, карточки, скачиваю иллюстрации для словарной работы на уроках русского языка, иллюстрации-раскраски и художественные фильмы к программным произведениям на уроках чтения, работаю с интерактивной доской.
Приведу несколько примеров.
Одним из этапов урока русского языка по развитию речи является написание сочинения-миниатюры на заданную тему.
Например, «Декабрь».
Я работаю так:
Задание : составить рассказ по данному началу, концу и опорным словам.
На экране появляется слайд 1:
Наступил декабрь.
…………………..
Подкормите птиц зимой.
- Вам дано начало сочинения: Наступил декабрь.
– Это какая часть в сочинении?
– Вступление.
Последнее предложение: Подкормите птиц зимой.
- А это какая часть?
– Заключение.
- Какая часть в сочинении отсутствует?
– Главная, основная.
- Её напишем, используя опорные слова.
На экране появляется слайд 2:
Солнце скрылось.
Белые сугробы.
Снегири и синицы.
Кормушки.
Дети пишут самостоятельно сочинение.
Работаем с деформированным текстом на тему:
« Как стать здоровым».
Подпишите название.
- Вам дан текст, который состоит из 3 частей.
- Начало, основная часть и заключение.
На экране слайд:
Дорогие мои ребята!;
Детский врач(?) – это ваш друг и
…………………… . Но надо сделать так, помощ(?)
чтобы его …………….. вам не понадобилась.товарищ(?)
Для этого возьмите в руки …….. и займитесь душ(?)
спортом. Запомните! Каждый …………. мяч(?)
богат массой витаминов, полезных для
здоровья. Чаще принимайте ………. овощ(?)
и делайте зарядку.
Соблюдайте эти правила! И в нашей стране будет здоровая молодёж(?), а, значит, и здоровое общество.); - Какая часть является неполной?
-Её составим, используя опорные слова: товарищ, помощь, мяч, овощ, душ, зарядка. - Итак, читаем начало текста (читает учитель):
( на экране: 1. Вступление.
Дорогие мои ребята!);- Это какая часть в тексте? (вступление);
-Читаем основную часть текста.
- Её дополним, используя опорные слова ( на экране:
2. Основная часть.
Детский врач(?) – это ваш друг и
…………………… . Но надо сделать так, помощ(?)
чтобы его …………….. вам не понадобилась.товарищ(?)
Для этого возьмите в руки …….. и займитесь душ(?)
спортом. Запомните! Каждый …………. мяч(?)
богат массой витаминов, полезных для
здоровья. Чаще принимайте ………. овощ(?)
и делайте зарядку.
( 3. Заключение.
Соблюдайте эти правила! И в нашей стране будет здоровая молодёж(?), а, значит, и здоровое общество.);- Это какая часть в тексте? (заключение)
- А теперь прочитайте, составленный нами текст (по цепочке).
- Работа по карточкам:
- Итак, как звучит начало сочинения?
- Спишите в тетради.
- Прочитайте и запишите первое предложение основной части , определите род выделенного сущ.. Второе….
- Дома выполните это упражнение до конца.
3.Так же наглядным примером применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе служит представленный ниже урок русского языка в 5 классе.
Тема. Образование слов при помощи приставки и суффикса.
Цель. Учить разбору слова по составу.
Задачи. Формировать умение образовывать новые слова приставочно-суффиксальным способом;
обогащать словарный запас учащихся.
Корригировать мышление на основе упражнений на анализ и синтез; зрительно-слуховую память на основе упражнений на воспроизведение; внимание, устную и письменную речь.
Прививать аккуратность, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование: таблица Шульте (труд), схема «Состав слова», карточки – вагончики, компьютер, гитара, карточки-человечки, карточка с текстом. Ход урока.
I.Оргмомент(труд)
Сообщение задач урока:
- Сегодня будем образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Поговорим о здоровом образе жизни.
II. Проверка д.з.
Беседа с опорой на схемы:
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
- Из чего может состоять слово, исправьте ошибки, расставив карточки по своим местам?
- Что является неизменяемой частью в слове?
- Что такое окончание?
- Где находится приставка? Суффикс? (см.на схемы)
2. Игра «Составь слово» ( учитель переворачивает карточки, на которых – подсказки, надо собрать слово – походка из разных частей)
- Походка – это особенность ходьбы человека. Походка должна быть лёгкой и красивой.
III. Подготовка к теме.
Запись числа, темы.
Словарь: вставить пропущенные буквы,
из данных словарных слов выписать слово, состоящее из корня и окончания -
М..трос, в..рстак, б..седа.
- Выделить корень и окончание.
Орфографическая пятиминутка.
- Вставить пропущенные буквы в словах устно:
Мы, о, б..седуем, похо..ке, красивой.
- Собрать предложение – Мы беседуем о красивой походке.
- Повторить и записать по памяти.
- Проверить (слайд №1)
IV. Работа по теме (закрепление изученного).
Дополни предложение со словом походка:
Красивая ……………- это (согнутая, ровная) спина, расправленные (плечи, ноги), лёгкие (шаги, руки).2. Проверьте себя (слайд № 2 )- Правильная походка и красивая осанка – это ваше здоровье. Сядьте все ровно, красиво.
1. Игра «Паровозик»
Образуйте ещё слова, прицепив нужный вагончик к вагону с корнем – ход (переход, поход, выход, проходная, вход, всходы,находка)
- Слова с корнем ход обозначают движение, а движение это наша жизнь и здоровье. Полезно делать каждый день зарядку, встаньте.
4. Динамическая пауза :- весёлые человечки;
- покажите как можно с помощью кистей рук и пальцев изобразить суффикс, корень, приставку, окончание; разбираем таким способом слово – про беж к а)
Рассмотрите иллюстрацию (слайд №3)
- Мы видим как 2 человека совершают утреннюю пробежку.
(1 ученик читает карточку о пользе утренней пробежки)
Польза утренней пробежки: утренняя пробежка заряжает организм энергией на весь день; при пробежке наше дыхание учащается — это способствует оздоровлению легких.
Разбор слова по составу – пробежка - показывает учитель у доски.
Работа с учебником и иллюстрациями (слайды №4 - 9) (стр.56 №86)
Вывод. Мы образовывали новые слова при помощи приставки и суффикса. Говорили о здоровом образе жизни (о красивой походке, о пользе утренней пробежки и зарядки).
Песня «Не секрет» (слайд №5).
IV. Итог урока. Объяснение оценок. Д.з.: с.54,№83
4.В последнее время эффективным инструментом, позволяющим решать образовательные и коррекционные задачи, становится интерактивная доска, которая может быть эффективным устройством для игры, во время которой ребенок активно развивается. Играя в новой среде, имеющей большие и разнообразные возможности, ребенок учится управлять (поначалу манипулировать) сложной средой, моделировать различные ситуации.Что же такое интерактивная доска?Сегодня во многих школах учителя работают с электронными проекторами, которые позволяют отображать компьютерные файлы на обычных белых экранах. Можно сказать, что интерактивная доска - такой же экран, только он подсоединен к компьютеру, которым можно управлять, не отходя от самого экрана. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл. На интерактивной доске можно писать цветными электронными маркерами или просто пальцем. Вообще, для работы с доской не нужно каких-либо специальных пишущих устройств.На интерактивной доске можно делать все то же, что и на обычном компьютере: набирать и сохранять текст, показывать слайды и фильмы, искать необходимую информацию в Интернете. Только теперь все, что я делаю, видят и ученики, и вряд ли им захочется отвлекаться.
Приготовиться к уроку с помощью доски очень просто - для этого достаточно уметь работать с обычным компьютером. Компания SMART Technologie разработала специальные программы, которые облегчают жизнь преподавателям, предлагая большие коллекции картинок, игр, упражнений, а также подвижных рисунков по всевозможным темам и предметам, которые придают занятиям больше интерактивности и наглядности.
Одним из направлений моей самообразовательной работы является более глубокое изучение возможностей компьютерной техники. И я не представляю себе современного урока без применения информационно-коммуникационных технологий.