Внеклассное мероприятие по химии: Час химии в 7 классе
Час химии в 7 классе
Цель урока: Пробудить у учеников интерес к предмету «химия», помочь подготовиться к новому учебному году. (Здесь я привлекаю обучающихся старших классов)
Ход урока
Учитель (вступительное слово). В 8 классе, ребята, у вас появится новый предмет – химия. Химия – это наука о веществах и их превращениях. Большинство из вас, очевидно, читали про «могучего» и прославленного во всех частях света джинна Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба? Помните, какие чудеса совершал знаменитый старик Хоттабыч? Но, увы, старика Хоттабыча на самом деле никогда не было, его выдумал писатель Л.И.Лагин. Все мы в детстве читали немало любопытных сказок про добрых фей и могущественных волшебников, а в жизни, как известно, ни тех, ни других не бывает. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их не джинны и феи, а люди, вооруженные знанием. Наука – вот истинная волшебница наших дней! А химия умеет делать настоящие чудеса!
Первый ученик.
Вы ещё не слышали о химических явлениях, а уже не раз встречались с доброй волшебницей. Знаете, где и когда? У себя дома, каждый день, каждый час.
Наступило утро. Вы встали, заправили постель, сделали физзарядку и пошли умываться. Вы берете мыло и намыливаете руки. И тут происходит ваше первое знакомство с химией. Мыло – это сложное химическое вещество, которое изготовляют на заводах из жиров и других материалов. Ну а после того, как вы помылись, пора и чай вскипятить. Вы берете спичку, чиркаете ею по коробку, спичка вспыхивает, и вы зажигаете газ. Казалось бы, что может быть проще? Между тем здесь происходит целая серия любопытных химических превращений.
Боковые стенки коробка покрыты сухим тонким слоем сложной смеси, состоящей из красного фосфора, клея и сульфида сурьмы. В отличие от белого фосфора красный не ядовит и сам по себе не воспламеняется. Но если его потереть, он разогревается, превращается в белый фосфор и сразу же вспыхивает. Именно это и происходит, когда мы чиркаем спичечной головкой по коробку. Что же дальше? От пламени спички зажигается газ. И снова химия! Газ – это смесь различных химических веществ, при горении соединяющихся с кислородом воздуха и превращающихся в другие вещества.
Кроме этого, газ – превосходное сырье, из которого делают много различных вещей – от тканей до каучука, от лекарств – до пластмасс.
Второй ученик.
Посмотрите вокруг себя. Вот на столе стоит красивый граненый флакон. Вы открываете пробку и вмиг чувствуете нежный запах ландыша. Возникает вопрос: кто и как сумел запрятать в стеклянный пузырёк аромат чудесного лесного цветка?
А откуда взялась эта сверкающая на солнце и удивительно лёгкая «хрустальная» ваза? Оказывается, она сделана не из хрусталя, а из особой небьющейся пластмассы, которую называют органическим стеклом.
Бежит по улицам города юркий «Москвич», шурша по асфальту резиновыми шинами . Знаете из чего сделаны эти шины? Из каучука, в который превратилась чёрная маслянистая нефть. А пестрый, в красивых узорах ковер соткан изгаза!
Таких чудес, или, скажем проще, таких примеров, можно назвать сотни, тысячи. Как же происходят все эти удивительные и волшебные превращения нефти в каучук, газа – в ткань, угля – в духи? Ответ один: в результате химических превращений.
В эволюции человека химия сказала своё слово. Химия кормит нас, одевает, обувает, лечит, т.е. предоставляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество.
Третий ученик.
Химия помогает человеку не только в быту. В любой отрасли промышленности вряд ли можно обойтись без этой науки. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов. Не было бы химии, не было бы и современной металлургии, и промышленного производства машин, станков, любого оборудования.
А полёты человека в космос? Горючее для ракет, прочные, лёгкие и жаростойкие материалы для их конструкций дала химия. Химические поглотители очищают воздух в корабле, с помощью химии сделаны материалы для костюмов космонавтов. Благополучное возвращение на землю космонавтов и корабля происходит тоже благодаря химии, продукты которой защищают космический корабль от сгорания в атмосфере.
Четвертый ученик.
С помощью химии из минерального, животного и растительного сырья человек извлекает вещества, одно другого чудесней и удивительней. Химия не только копирует природу и подражает ей, а с каждым годом все более превосходит её, рождая тысячи и десятки тысяч веществ, природе неизвестных, со свойствами, очень полезными и важными для практической жизни человека.
Более трёх миллионов искусственных соединений – вот итог работы химиков – органиков. Это в тысячу раз больше, чем могла бы создать природа. На выставках можно увидеть квартиры, где всё, начиная с облицовки стен и кончая ванной, сделано из пластмассы. Существуют сверхлёгкие пластмассы, и дома, сделанные из этих пластмасс, можно перевозить на вертолёте.
Пластмассы завоевывают все новые и новые области техники, промышленности и быта. Уже никто не удивляется, что даже части человеческого тела, такие, как, например, кровеносные сосуды. Можно сделать из пластмасс.
Пятый ученик.
Химия – наука старая и вместе с тем молодая. Старая, потому что ещё в Древнем Египте и даже раньше – в доисторические времена – люди умели вызывать различные превращения веществ. Уже когда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб. И всё это химические процессы.
Химия – наука молодая, потому что в подлинном смысле наукой со своими определенными законами она стала не так давно, всего два с лишним века назад. Правда, за эти два столетия химия достигла значительно больших успехов, чем за предыдущие годы. С помощью химии человек раскрыл немало тайн природы.
После теоретической части старшеклассники показывают семиклассникам, как «делаются» чудеса. (опыты)
Опыт 1.
1-й ученик. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2-й ученик. Я бы выпил много газировки без сиропа.
3-й ученик. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4-й ученик. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
(выходит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью)
5-й ученик. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас по плану. (Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы веществ. 5-й ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.)
5-й ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
(Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов)
5-ученик. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1,2,3,4 ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5-й ученик. Чудо первое свершилось, что в стакане находилось?
1-й ученик. А ответ совсем простой - был у меня стакан пустой.
2-й ученик. У меня в стакане сода.
3-й ученик. Вместе с ней метилоранж.
4-й ученик. В моем - бария хлорид.
5-й ученик. О чём это говорит? Угадай, 9-й класс, мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе
9-й класс: К и с л о т а !
5-й ученик. Знаете, наверное, вы её название?
9-й класс. С е р н а я !
(Необходимые материалы: 4 стакана, сода, метилоранж, хлорид бария, серная кислота)
Опыт 2. «Чудо без чудес»
В чудесах химических я уже остёр, без огня и спичек разведу костёр. Наложу лучинок дров и костёр уже готов. Возьму в руки ватку, спиртом намочу, на костёр им капну: гори раз я хочу!
(Проделывает всё, о чем говорит, костер загорается.)
Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь зажигательную смесь
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!
(Необходимые материалы: перманганат калия, конц. H2SO4, спирт, фарфоровая чашка, вата, лучинки дров)
Опыт 3.
У меня спокойный опыт, без огня и пламени.
Буду задавать вопросы. Девятый класс, внимание.
(проделывает опыт с фенолфталеином)
Не страшны кислоты мне, даже очень сильные,
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я?
9-й класс Ф е н о л ф т а л е и н!
(Опыт с метилоранжем)
В щелочах я очень жёлтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?
9-й класс М е т и л о р а н ж е в ы й!
(Опыт с бумажкой универсального индикатора)
Эта желтая бумажка всё укажет без труда: посинеет – в колбе щелочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовём её?
9-й класс У н и в е р с а л ь н а я !
(Материалы и оборудование: фенолфталеин, метилоранжевый, универсальный индикатор, щелочь, кислота, соль, стаканы -8)
Опыт 4. «Эндотермическая реакция»
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Девятый класс, внимание, будет вам задание.
На обычную дощечку наливается вода
И стаканчик с талым снегом тоже ставится туда
(Выходит ученик)
Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь.
Я считаю до пяти, а ты всё палочкой крути.
(Медленно считает, чтобы стакан успел примёрзнуть)
Примёрз стакан химический, процесс
9-й класс Э н д о т е р м и ч е с к и й !
(Необходимые материалы:дощечка, стакан с водой, снег, стеклянная палочка, аммиачная селитра)
Опыт 5. Нанесение раны и её исцеление.
Вот ещё одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.
Оперируем без боли, правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация
Иодом смочим мы обильно, чтобы было всё стерильно
Не вертитесь, пациент! Нож подайте, ассистент.
Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода,
Но сейчас я вытру руку – от пореза ни следа!
(реактивы и оборудование: растворы хлорид железа (III), роданид аммония, вата, скальпель, фторид натрия)
Опыт 6. Дым без огня
Вы не раз слышали, как говорят: «Дыма без огня не бывает». А я могу показать, что бывает.
(Реактивы: раствор NH3 и конц.HCl, 2 стакана)
Стакан со следами HCl держать над стаканом со следами NH4OH.
Опыт 7. Несгораемый платок.
А у меня в руках – платок, который не сгорает в пламени.
(Реактивы: вода, спирт, платок)
Намочить платок в воде и потом тщательно выжать (чтобы он стал лишь чуть влажным, после чего слегка смочить спиртом. Взять платок щипцами за один угол, поджечь снизу и, когда пламя охватит весь платок, вращать его по кругу, пока горение прекратится, после чего передать платок зрителям.
Опыт 8. «Морковный сок».
Давайте получим морковный сок.
(Растворы: раствор глюкозы, щелочи, сульфат меди (II), спиртовка)
Налили в пробирку, 2-3мл раствора глюкозы и столько же разб. Раствора NaOH (NaOH должен быть в избытке). Затем добавили несколько капель раствора сульфата меди (II). Пробирку нагрели.
Опыт 9. Обугливание без нагревания.
«Пирог» испечен на столе.
Всем известно, что сахар при длительном нагревании обугливается. А мы это сделаем и без нагревания.
(реактивы: сахар, конц. H2SO4, вода)
В стаканчик с сахаром влить 4-5 мл воды, тщательно перемешать сахар, чтобы весь он стал влажным, и влить в стакан 20-25 мл кислоты.
Сахар начнет обугливаться, и образующаяся чёрная рыхлая масса начнёт «вылезать» из стакана.
Опыт 10. Фейерверк на столе.
Сразу вспомнили слегка, про конька, про горбунка
Там жар-птицыно перо Ване счастье принесло
Пришло время подивиться, как горит перо жар-птицы.
На листе бумаги тщательно перемешать стеклянной палочкой равные по массе количества сахара с бертолетовой солью, предварительно растертые в ступке (каждое вещество в отдельности). Растирать смесь в ступке нельзя – может произойти взрыв. Для опыта используют не более 5-8 г смеси. Для получения: 1) жёлтой вспышки к смеси добавить немного хлорида натрия;
2) фиолетовой – немного хлорида калия. При смачивании смеси конц.H2SO4 происходит мгновенная вспышка.
Длинной стеклянной пипеткой, заполненной небольшим количеством конц.H2SO4, капают на заранее приготовленную смесь.
(Материалы и реактивы: стеклянные палочки, стеклянная пипетка, фарфоровые чашки, сахар, конц.H2SO4, бертолетовая соль, NaCl, KCl.)
Опыт 11. «Проявление надписей огнём»
Ведущий:
«Я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто поможет моей беде? В чём тут дело?»
Учащийся из зала (заранее подготовленный) нагревает лист бумаги над пламенем. Надпись была сделана раствором H2SO4; при нагревании H2SO4 становится концентрированной; она обугливает бумагу и надпись проявляется. Ученик передает письмо ведущему.
Ведущий (читает). « Спасибо всем, кто принял участие в подготовке и проведении вечера, за хорошие опыты.
Ведущий (обращается к зрителям). Спасибо вам за то, что вы оценили наш труд, за внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере, разгадывая наши «чудеса». Теперь вы видите, что ничего «чудесного», «таинственного; сверхъестественного во всем, что было представлено на часе нет, что химия даёт возможность понять и объяснить все эти явления. Многие из показанных нами опытов вы объяснили сами на основе тех знаний по химии, которые вы уже имеете. Чтобы проникнуть в тайны многих явлений, происходящих вокруг нас, мы с вами должны хорошо знать химию.»
Сегодня химия как наука глубоко проникла в природу веществ, и, где бы человек ни работал, в какой бы отрасли промышленности, сельского хозяйства, он должен знать химию. Хлеборобу химия даёт мощные средства в борьбе за урожай. Металлурга – научит варить прочную сталь. Химия – верный спутник врача, строителя, нефтяника, агронома.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15