Основы проектирования Баз данных
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Колледж автоматизации
и информационных технологий № 20»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины_ ОП.07 Основы проектирования баз данных
код специальности/специальность 230401 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (по отраслям)
уровень подготовки: __базовый________
Москва
2015
ОДОБРЕНО
на заседании ПЦК «Библиотековедение», «ИС (по отраслям», «ОТЗИ»
Протокол № _от « » ______2015 г.
Председатель
_____________________________/Е.Е. Швец/
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 230401 Информационные системы и учебным планом
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учебного структурного подразделения «БТМ»
_____________________________/Т.И. Стеняева/
«_____» ________________________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. учебно-методическим отделением
_____________________________/С.Е. Коваленко/
«_____» ________________________20__ г.
Разработчик (автор): ____Федоткина М.В., преподаватель ________________________________________________________
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
Рецензент:
Внешний: ______________________________________________
(Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория (ученая степень, звание)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Основы проектирования баз данных»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 «Информационные системы (по отраслям) (базовый уровень) укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в качестве факультативного курса для укрупненных групп специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника, а также на курсах повышения квалификации для взрослого безработного населения.
Учебная дисциплина «Основы проектирования баз данных» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин.
Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными дисциплинами: «Информационные технологии», «Операционные системы и среды», «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин к блоку общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение дисциплины «Основы проектирования баз данных» направлено на формирование общих компетенций (ОК 1-10) и ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.7,ПК 1.9. согласно ФГОС по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности
ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения. ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- проектировать реляционную базу данных;
- использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных;
знать:
- основы теории баз данных;
- модели данных; особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
- основы реляционной алгебры; принципы проектирования баз данных,
- обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
- средства проектирования структур баз данных; язык запросов SQL1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112часа,
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
168
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
112
в том числе:
лабораторные работы
48
практические занятия
10
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
56
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено
-
Подготовка доклада на тему:
- «Информационные технологии будущего»;
- « Для каких объектов Acces можно создавать отчёты»;
- «Смысл новых перспективных направлений развития СУБД»;
Подготовка презентации на тему:
- «Способы задания таблиц в Access»;
- «Процесс создания запрос – выборка»;
Подготовка сообщения на тему:
- «Объекты программного средства (ПС) Access их назначение»;
- «Объект – Форма»;
- « Направление СУБД – Postgres»;
Реферат на тему:
- «Способы удаления атрибута в таблице»;
- «Опишите процесс установления связи между двумя таблицами в Acces»;
Выполнение индивидуального проекта тему:
- «Организация работы студенческой библиотеки»;
- «Организация работы университетской типографии»;
- «Организация познавательных экскурсий для школьников»;
- «Организация контроля за успеваемостью ученика»;
- «Расписание занятий»;
9
9
5
5
28
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины оп.07 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
Введение в теорию баз данных
1
Лабораторные работы не предусмотрено
-
-
Практические занятия не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено
Подготовить реферат на тему : «Связь БД с другими дисциплинами».
1
Раздел 1.
Базы данных. Основные понятия
12
Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей данных
Содержание учебного материала
6
2
Дать понятия объекта, сущности, параметра, атрибута, модели данных. Рассмотреть состав информационной модели данных.
3
3
СУБД и ее место в системе программного обеспечения ЭВМ. Функции СУБД. Уровни представления данных.
4
Диалектический переход от одной модели к другой. Три типа логических моделей: иерархическая, сетевая и реляционная. Понятие логической и физической независимости данных.
Лабораторные работы не предусмотрено
-
-
Практические занятия не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада на тему «Информационные технологии будущего»
3
Тема 1.2. Архитектура СУБД
Содержание учебного материала
2
5
Архитектуры баз данных (двух- и трёх-звенная структуры, клиент – сервер, файл - сервер).
Лабораторные работы не предусмотрено
-
Практические занятия не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
2.Сообщение на тему: «Объекты программного средства (ПС) Access их назначение»
1
Раздел 2. Проектирование базы данных
114
Тема 2.1. Концепция проектирования
Содержание учебного материала
2
6
Типы моделей данных корпоративного хранилища данных. Обеспечение непротиворечивости и целостности данных. Основные этапы разработки БД.
3
Лабораторные работы не предусмотрено
-
Практические занятия
Анализ предметной области.
Проектирование концептуальной модели БД.
Формализация реляционной модели.
6
Контрольные работы не предусмотрено
-
Самостоятельная работа обучающихся
3.Презентация на тему : «Способы задания таблиц в Access»
4
Тема 2.2. Модели данных. Реляционная модель данных.
Содержание учебного материала
6
7
Типы взаимосвязей в модели: «один – к- одному», «один- ко -многим» и «многие- ко многим». Реляционный подход к построению модели данных. Особенности реляционной модели и их влияние проектирование баз данных.
3
8
Изобразительные средства, используемые в ER-моделировании Преобразование взаимосвязи «многие - ко многим» в таблицу перекрестных связей.
9
Основны
·