ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И УСТРАНЕНИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ


Использование дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия и памяти в предупреждении и устранении оптической дисграфии
Никанорова С.Н., учитель-логопед
В последнее время увеличивается количество приемных детей с различными видами дисграфии. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки – это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка. Одна из форм дисграфии, часто встречающаяся у приемных детей младшего школьного возраста, оптическая дисграфия. Она проявляется в неправильном написании букв.
Р.И.Лалаева, И.Н.Садовникова, М.Е.Хватцев и другие среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительной памяти. Исходя из того, что речевая патология носит комплексный характер (овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от психического развития ребенка), профилактические и коррекционные мероприятия должны быть направлены на все компоненты речевой системы и психической сферы.
На базе центра «Семья» учителем-логопедом была организована группа по коррекции оптической дисграфии с приемными детьми младшего школьного возраста. Работа по предупреждению и устранению оптических нарушений письменной речи у младших школьников проводилась по следующим направлениям:
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
Развитие зрительно-моторных координаций.
Формирование пространственного восприятия и представлений.
Из опыта работы по развитию зрительного гнозиса на первом этапе рекомендуем следующие упражнения и игры:
Назвать предметы по контурам, перечеркнутые изображения.
«Прятки». Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
«Ошибки художника». Определить, что неправильно нарисовал художник.
Распределить предметы по величине, учитывая реальные размеры.
Выкладывание геометрического ряда с чередованием цвета, величины, формы, расположения фигур.
«Геометрическое лото». У детей карты с контурами геометрических фигур. Ведущий показывает предметные картинки. Дети определяют, на какую фигуру похож предмет. Картинка кладется на карту с похожей геометрической фигурой.
«Лужайки». Детям предлагаются фоны - «лужайки» разного цвета и картинки с изображением предметов разного цвета. Надо положить картинку на свою «лужайку».
На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис):
Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, наложенные друг на друга (сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку).
На фоне контурных изображений предметов или геометрических фигур найти буквы.
Дописать букву, добавить недостающий элемент.
Работа с текстом. Найти в тексте и подчеркнуть названную букву, другую - обвести в кружок, третью - зачеркнуть.
Реконструирование букв: добавляя и уменьшая количество элементов, изменяя пространственное расположение элементов.
Для уточнения и расширения объема зрительной памяти предлагаются следующие игры:
«Запомни и найди». Надо запомнить 4-5 картинок (буквы, цифры, фигуры), а затем выбрать их среди других (8-10).
«Пары картинок». На столе пары картинок, расположенные попарно в два ряда и связанные друг с другом по смыслу (возможны любые взаимосвязи предметов). Предложить ребёнку внимательно рассмотреть их и постараться запомнить, как можно больше картинок из нижнего ряда. Через 1-2 минуты убрать картинки нижнего ряда, оставив нетронутым верхний ряд. Попросить ребёнка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
«Запомни узор». Нарисовать простой узор. Дать ребёнку рассмотреть его за 1-2 минуты, а потом нарисовать такой же.
Для реализации направления по развитию зрительно-моторной координации специалистами использовались следующие упражнения:
«Трудные виражи». Необходимо нарисовать дорожки разной формы, в одном конце каждой машину, а в другом - дом. Сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. Условие: нельзя отрывать карандаш от бумаги и вылезать за пределы дорожки. В дальнейшем, можно сужать дорожки или менять ритм их изгибов.
«Нарисуй как можно больше фигур». Рисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся. При рисовании нельзя касаться стенок предыдущей фигуры.
Заштриховать рисунок согласно образцу. Предлагается таблица с контурами геометрических фигур и образец - три фигуры, каждая из которых заштрихована по-разному: одна - очень сильно, с большим нажимом карандаша, у другой - штриховка средней силы и третья - заштрихована слегка.
По развитию пространственных представлений рекомендуются такие виды заданий и игры:
Графическое воспроизведение: карточку со стрелкой расположить по словесной инструкции, используя термины - вправо, влево, вверх, вниз.
Рисование узоров, фигур по клеточкам (по образцу, под диктовку).
«Кто внимательнее?». Детям раздаются карты, разделённые на 16 клеток (4х4), в которых изображены различные предметы. Надо выполнить задания и ответить на вопросы: Найти сумку. Что находится над ней? Что находится справа от свёклы? Найти дом. Где находиться яблоко от дома? Что находится под яблоком? И т.д.
«Как расположены геометрические фигуры?». Даны 4 картинки с одинаковыми геометрическими фигурами, но расположенными по-разному. Задание: найти картинку, на которой треугольник справа от квадрата и под кругом; квадрат слева от круга и над овалом; рассказать, как расположены фигуры на других картинках.
«Дополнить рисунок». Дать ребёнку лист бумаги, на котором нарисован домик. Предлагается нарисовать справа и сверху от домика - солнце, слева от домика - забор, справа внизу - озеро. Перед забором - цветы, над цветами - бабочку и т.д.
-11430007048500Таким образом, в процессе работы по предупреждению и устранению оптических нарушений письменной речи у приемных детей младшего школьного возраста внимание учителя-логопеда направлено, прежде всего, на развитие речи, а также на развитие познавательной сферы: внимания, восприятия, памяти, что является необходимой базой для успешного обучения школьников в старших классах.