Методическая разработка аудиторного занятия на темуСестринский процесс при родовых травмах. Перинатальная энцефалопатия.

ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»





Методическая разработка
открытого лекционного занятия

Тема: «Сестринский процесс при родовой травме новорожденных. Перинатальная энцефалопатия»

Дисциплина: «Педиатрия с детскими инфекциями»
Группа 311
Специальность «Сестринское дело» (базовый уровень)
Форма занятия: лекция

Открытое занятие проводилось преподавателем второй категории Савельевой Е.Г.







Самара
2012

«Согласовано»
Старший методист ______________ Жилякова О.И.




















Составила
Преподаватель Савельева Е.Г.
Рассмотрено
на заседании ЦМК педиатрии
протокол № 7 от 14.03.2012 г.
Председатель методической комиссии Купершмидт И.С._____________



Пояснительная записка
Данная тема изучается при освоении дисциплины «Педиатрия с детскими инфекциями» студентами специальности «Сестринское дело». Выбор темы лекции для будущих сестер обусловлен тем, что по данным Всемирной Организации Здравоохранения диагноз «родовая травма» ставится 90% новорожденных. В частности, перинатальное поражение нервной системы и остаточные явления данной патологии у детей относятся к одной из важнейших медико-социальных проблем детей раннего возраста.
Современное здравоохранение предполагает радикальное повышение качества медицинской помощи. Это достигается, прежде всего, путем совершенствования подготовки медицинских кадров. Медицинская сестра должна обладать современными знаниями и навыками ухода за больными детьми и иметь представление о новых методах обследования и лечения детей с данным заболеванием.
Знание этиологических факторов, клинической картины, принципов лечения и способов профилактики необходимы для их последующей профессиональной деятельности медицинской сестры.
На усвоение материала отводится 1 лекция и 1 практическое занятие. Продолжительность лекции - 2 часа.

Методические цели:
общие
продемонстрировать широкие возможности использования мультимедийных презентаций на лекциях по педиатрии;
показать возможности работы с электронной техникой в различных вариантах
рассмотреть возможности применения современных информационных компьютерных технологий при изучении данной темы;
узкие
продемонстрировать методы активизация познавательной деятельности студентов при восприятии нового материала;
показать содержание учебного занятия на основе интеграции дисциплин анатомия, гинекология, терапия, «Здоровый человек и его окружение», фармакология, реабилитация;
продемонстрировать возможности применения оздоровительного массажа с элементами лечебной гимнастики в реабилитации детей с родовой травмой.

Методы проведения лекции:
лекция с мультимедийным сопровождением
исследовательский метод (решение ситуационных задач, тестов, анализ материала электронного пособия в котором содержится видеоролик);
актуализация знаний студентов в начале занятия и рефлексия деятельности в конце занятия,
контроль и оценка образовательных результатов студентов;
активизация учебного процесса за счет воздействия через все информационные каналы, удовлетворение потребности обучающегося в визуальной информации и зрительной стимуляции;
понятийный контроль знаний в конце занятия

Истоками темы являются знания, полученные при изучении анатомии, фармакологии, предмета «Здоровый человек и его окружение», знание АФО нервной системы у детей, особенностей нервно-психического развития детей.

Выход темы лекционного занятия: на практическое занятие по педиатрии, в последующем - на профессиональную деятельность медицинской сестры.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Тема лекции: «Сестринский процесс при родовой травме у детей. Перинатальная энцефалопатия»
Время: 2 часа
Место проведения: учебная аудитория.
Цели лекционного занятия
Достижение основных образовательных результатов:
знать:
понятия «родовая травма», «перинатальная энцефалопатия»
классификацию,
причины развития,
клинику родовых травм, перинатальной энцефалопатии
особенности сестринского ухода, режима
основные клинические проявления периода остаточных явлений при ПЭП
принципы лечения, профилактики,
особенности реабилитации детей с травмой нервной системы

уметь:
выявить проблемы ребенка и семьи, определить задачи медицинской сестры;
составлять план ухода и вскармливания;
провести беседу с родителями ребёнка о способах реабилитации детей с родовой травмой и ПЭП;

владеть
- способами диагностики, лечения, профилактики родовых травм и ПЭП у детей.

Оборудование:
- опорный конспект лекции;
- компьютерная презентация лекции на съемном носителе;
- электронное пособие на тему «Детский массаж. Комплекс массажа с элементами лечебной гимнастики для детей первого года жизни»;
- карточки с заданиями по оценке нервно-психического развития детей;
- карточки с терминами и определениями по теме занятия;
- ноутбук;
-мультимедийный проектор;
-экран;
-звуковые колонки;
- препараты, улучшающие мозговое кровообращение;
-препараты ноотропного ряда;
- воротник Шанца;
-ортопедическая подушка;
-фантом.

Внутридисциплинарные связи:


Тема лекционного занятия
Предыдущие и последующие темы

Сестринский процесс при родовой травме новорожденных.

Перинатальная энцефалопатия
АФО нервной системы у детей. Особенности нервно-психического развития.
Гемолитическая болезнь новорожденных.





Междисциплинарные связи



Тема занятия
Дисциплины
Темы

Сестринский процесс при родовой травме новорожденных.
Перинатальная энцефалопатия.
Латинский язык

Анатомия

Фармакология

Медицинская терминология

Анатомия нервной системы

Фармакодинамика препаратов, улучшающих мозговое кровообращение





Ход лекционного занятия


Название этапа
Развернутый план
Слайд №
Время
Мин

Организационный этап
Приветствие, проверка готовности к занятию, оценка внешнего вида, проверка присутствующих

2

Постановка учебной задачи
Постановка проблемы, обозначение темы и цели занятия; актуализация имеющихся знаний. Совместно с обучающимися осуществляется планирование занятия, постановка учебных задач
1-2
3

Контроль исходного уровня знаний
Самостоятельная работа обучающихся в виде тестового контроля исходного уровня знаний.


7

Проверка результатов тестов
Тесты проверяются и обучающимся сообщаются результаты тестов. По итогам готовности студентов к занятию обсуждаются неясные вопросы, корригируются ошибки.


·5

Проблемная лекция с использованием электронной презентации
Преподаватель, используя гиперссылки, рассказывает о строении и особенностях нервной системы детей, о способах оценки и показателях нервно-психического развития детей различного возраста.
3-11
10

Практическая работа
Для закрепления разобранного материала обучающиеся решают задачи по оценке нервно-психического развития, используя таблицы оценки НПР.

8

Проблемная лекция с использованием электронной презентации
Преподаватель дает определение родовой травмы и перинатальной энцефалопатии. Рассказывает о причинах развития и классификации родовых травм.

12-16
7

Практическая работа
Используется приём «корзина». Небольшой группе обучающихся раздаются карточки с названиями различных заболеваний и карточки с указанием причины той или иной патологии.
Задача обучающихся – распределить предложенный материал на две группы, объяснив свой выбор: «корзина № 1» – родовые травмы мягких тканей, «корзина № 2» - родовые травмы нервной системы. По окончанию задания остальная аудитория комментирует и дополняет ответ с обоснованием своего выбора, преподаватель контролирует правильность ответа.

8

Проблемная лекция с использованием электронной презентации
Преподаватель разбирает основные клинические симптомы и принципы диагностики при родовой опухоли и кефалогематоме.
Объясняются основные этапы лечения и сестринского ухода

Преподаватель демонстрирует обучающимся клинику, периоды течения заболевания.

Преподаватель демонстрирует основные принципы диагностики и лечения перинатальной энцефалопатии.

С использованием снимков пациентов разбираются возможные осложнения травм нервной системы и остаточные явления после ПЭП.

Преподавателем даётся характеристика основных групп риска новорожденных.

Преподаватель объясняет основные принципы сестринского ухода за детьми при ПЭП.

Преподаватель подчёркивает важность для профилактики остаточных явлений ПЭП таких этапов ухода, как массаж с элементами лечебной гимнастики, плавание.

На фантоме демонстрируется принцип иммобилизации ребёнка с родовой травмой шейного отдела позвоночника.

Обучающимся показывается электронная презентация на тему "Детский массаж. Комплекс массажа с элементами лечебной гимнастики для детей грудного возраста». В конце презентации демонстрируется видеоролик с фрагментом процедуры массажа гимнастики для ребёнка в возрасте 3-х месяцев (основные приёмы и упражнения комплекса)
17-19



20-23


24-28


29








30



31-33
17

Практическая работа
Осуществляется контроль знания основных понятий по теме лекции. Студенты делятся на несколько групп, преподаватель раздает карточки с терминами студентам групп. Каждый студент, получивший карточку с терминами, дает им характеристику (не называя сам термин) и предлагает своей группе «угадать» термин.
Критерии оценки:
термин «угадывается» с первой подсказки - 2 балла;
термин «угадывается» после нескольких подсказок – 1балл;
формулировка термина неточная или он «угадан» частично – 0,5 балла;
термин не «угадан» - 0баллов.
Баллы суммируются и оценивается работа всей группы.

10

Проблемная лекция с использованием электронной презентации
Преподаватель сообщает принципы медикаментозного лечения ПЭП и родовых травм, классификацию препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и мочегонных препаратов и правила их приема.

Преподавателем разбираются особенности нервно-психическое развитие ребенка, перенесшего родовую травму и методы профилактики ПЭП (антенатальная и постнатальная) у детей. Обучающимся предлагаются принципы составления рекомендаций по профилактике ПЭП и дается домашнее задание - составить памятки по профилактике ПЭП у детей первых лет жизни и уходу за детьми грудного возраста с травмой нервной системы.


8

Контроль и оценка основ- ных образо- вательных результатов







Самостоятельная работа обучающихся - тестовый контроль. Проверка и самопро- верка результатов: обучающиеся получают листы с контрольными вопросами, отвечают на них и выставляют себе оценку по критерию:
5 правильных ответов - отлично;
4 правильных ответа - хорошо;
3 правильных ответа - удовлетворительно;
2 правильных ответа - неудовлетворительно

5

Подведение итогов дея- тельности обучающихся
Возвращение к проблемному вопросу лекционного занятия: можно ли предупреждать развитие родовых травм?
С помощью каких медицинских, социальных и образовательных приемов медицинская сестра может заниматься предупреждением развития родовых травм у детей и их осложнений (Детский церебральный паралич, вегето-сосудистая дистония и т.д.)
Общая характеристика занятия. Ответы на вопросы.

7


Контрольные вопросы к занятию

Выберите правильный ответ.

1. Укажите, какой вид ухода необходим ребёнку, перенёсшему внутричерепную родовую травму.
а) Прикладывать к груди матери
б) Обеспечить полный покой
в) Назначить фототерапию
г) Провести гигиеническую ванну.

2. Укажите темп прироста окружности головы на первом году жизни при гидроцефальном синдроме:
а) 1 см
б) 0,5 см
в) более 1 см
г) более 2 см

3. Укажите, какой препарат усиливает ацидоз при внутричерепной родовой травме:
а) нативная плазма
б) фуросемид
в) маннитол
г) диакарб.

4. Назовите причину возникновения кефалогематомы:
а) нарушение лимфотока в области предлежащей части плода
б) гипоксия головного мозга плода
в) кровоизлияние под надкостницу при продвижении плода по родовым путям
г) резус-конфликт крови матери и плода по эритроцитарному фактору.

5. Назовите возраст, характерный для начала периода остаточных явлений при родовой травме нервной системы:
а) после 2 лет
б) 1 – 2 года
в) с рождения до 6 месяцев
г) от 6 месяцев до 1 года.

Эталон ответов: 1 - б), 2 - г), 3 - г), 4 – в), 5 – а).


Используемая литература
Александрова В.А., Братова Е. А. Перинатальные поражения центральной нервной системы и их последствия у детей в практике педиатра. – СПб., 2010.
Ежова Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия. Минск, 2005.
Исаева Л.А. Детские болезни. М., 2001.
Тульчинская З.В., Соколова Н.Г. Педиатрия с детскими инфекциями. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Шабалов Н.П. Детские болезни. М., 2000 г.
Шеффер А., Беннет А. Детские болезни в вопросах и ответах. С-Пб.: Питер-пресс, Практическая медицина, 1996.



































Заголовок 1 Заголовок 215