«Портфолио – как средство индивидуализации воспитанника»


«Портфолио – как средство индивидуализации воспитанника» Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания – ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.Термин портфолио - означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, показать все, на что ты способен. Портфолио дошкольника  - это своеобразный маршрут его развития, это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни дошкольника. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей между ДОУ и начальной школой. Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения. Педагогические задачи - создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;- поощрять его активность и самостоятельность;- формировать навыки учебной деятельности;- содействовать индивидуализации образования дошкольника;- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ. Условия - Добровольность.- Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. - Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.- Удобство хранения. - Индивидуальность. - Систематичность в сборе информации. Функции портфолиодиагностическая – фиксирует динамику развития ребенка  целеполагающая – поддерживает учебные целимотивационная – поощряет достигнутые ребенком результатысодержательная – раскрывает спектр выполняемых работсоциообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельностиразвивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений Виды портфолиоЭлектронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек. Принципы работы по составлению портфолиоПервый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Этапы работы по составлению портфолио1 этап: Постановочный.     Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. 2 этап: Поисковый.Сбор информации3 этап: Заключительный. Взаимодействие с родителямиОчень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Алгоритм работы по составлению портфолио - Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. - Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.- Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.- Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.- Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.) Структура создания портфолио Портфолио воспитанницыМДОУ «Детский сад №24 «Солнышко»Жуковой Варварыг. Красный Кут Знакомтесь это - ЯФамилия: ЖуковаИмя : ВарвараОтчество: АлексеевнаДата рождения: 24мая 2011годаЯ живу в г.Красный Кут ул. Рабочая, дом 112, квартира 11. Имя Варвара произошло от греческого слова варварос «иностранный» (иностранка).Характеристика имени Варвара: маленькая Варя это чудо, а не ребенок. К себе относится требовательно и объективно . Под внешним спокойствием скрывает целую гамму чувств. Моё имя означает Я расту!2 года3 года4 года5 лет6 лет7 лет86.4 см11.5 кг95.1 см13.9 кг102.7 см16.1 кг Моя семьяПапа -Алексей Васильевич. С папой я люблю кататься на машине. Мама -Анастасия АнатольевнаМоя мама вкусно готовит. Братик –Савелий. Он такой забавный, люблю с ним играть. Мои друзьяМилый, добрый детский сад,Славный и хороший.Познакомил ты меняС Машей и АлисойКрепкой дружбою девчатОчень мы гордились,Даже мамы из-за насТоже подружились.Мы теперь всегда втроём.В будни, в выходные.Будто стали для меня Сестрами родными.Это все мои друзья, мне сними весело.Дима и Глеб живут в соседнем доме.Глеб мне очень нравится Моя группа «Пчёлка» Мои воспитателиМухамбетьярова Светлана Бисенгалиевна Акчурина Людмила Петровна Мои увлеченияЯ люблю рисовать и лепить из пластилина. С бабушкой Таней делаем различные поделки.  Мои впечатленияВ цирке мне очень понравилосьДедушка катал нас на лодке Ездили по святым местамПервый раз была в игровом центре Моё творчество Рисунок «Моя семья»СемьяСемья – словечко странное,Хотя не иностранное.– Как слово получилось,Не ясно нам совсем.Ну, «Я» – мы понимаем,А почему их семь?Не надо думать и гадать,А надо просто сосчитать:Два дедушки,Две бабушки,Плюс папа, мама, я.Сложили? Получается семь человек,Семь «Я»!– А если есть собака?Выходит восемь «Я»?– Нет, если есть собака,Выходит Во! – семья. «Золотая осень» « Радуга» «Храбрый петушок» Пластилиновые поделки Аппликация Мои достижения Моя мечтаКогда я вырасту буду лечить детей Мои любимые сказкиМои любимые сказки«Петушок – золотой гребешок» «Царевна лягушка»« Красная шапочка» «Снежная королева» Мир вокруг нас Отзывы и пожелания воспитателей Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.Спасибо за внимание