Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

Разработка урока развития речи по русскому языку
в 8-м классе с использованием сингапурской методики учителя русского языка и литературы МБОУ «Ново-Кырлайская СОШ» Кабировой Анисы Рашидовны
Тема урока: Составление характеристики
Цели урока:
дать понятие о характеристике, о её композиционной части, о необходимости соблюдения определённых требований при написании характеристики;
формировать умения самостоятельно составить композиционную модель характеристики на основе указанного текста;
показать различие литературной и деловой характеристики;
привитие навыков культуры устного и письменного общения.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Слайд 1
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
1. Актуализация знаний.
Учитель:
- Хай файв. Добрый день, ребята. Поздоровайтесь с партнёрами по плечу и по лицу, улыбнитесь друг другу.


Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
-Сейчас мы повторим то, что мы прошли на прошлых занятиях. Что мы изучаем?
- Мы изучаем второстепенные члены предложения.
СТРУКТУРА «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН»
Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Я буду говорить утверждение, если оно верно не надо вставать, если неверно – надо.
- К второстепенным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.
- Дополнения бывают прямыми и косвенными.
- Определения бывают только согласованными.
- Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падежи.
- Имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений относятся к согласованным приложениям.
- Несогласованные определения пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.
- Молодцы, ребята. Сейчас перейдем к нашей сегодняшней теме. Мы продолжим разговор о деловых бумагах.
2. Изучение нового материала
Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. С некоторыми из них вы уже знакомы. Это расписка, доверенность, телеграмма, заявление.
Сегодня научимся составлять характеристику как официальный документ. Прочитайте словарную статью к слову "характеристика", данную в "Словаре русского языка" С. И.Ожегова.
Слайд 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Характеристика
Описание характерных отличительных качеств, свойств, черт чего-либо.
Дать блестящую характеристику ученику.
Официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т.п. деятельности кого-либо.
Характеристика с места работы.


3. Формирование умений и навыков
Задание 1. Приведите примеры из 2-х предложений, показывающие понимание вами этих двух значений слова " характеристика".
Слово учителя.
Характеристика бывает литературная и деловая. Деловая характеристика отвечает требованиям официально- делового стиля. Назовём основные черты этого стиля. Для этого нам поможет МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР. Я вам покажу технику выполнения. На этих листочках напишите понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры.

Структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН
Слайд 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Вы будете обсуждать этот вопрос по очереди более одного круга. Начинает партнёр №1.
2. Работа с учебником.
- Прочитаем текст (упр. 193) служебной характеристики. Определим пункты, обязательные для составления характеристики, укажем черты официально- делового стиля.
(Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица, личные местоимения, употребляются устойчивые словосочетания неэмоционального характера, преобладают простые распространенные предложения с однородными членами.)

Письменная характеристика как официальный документ содержит следующие пункты:
Название документа.
Фамилия, имя, отчество, год и место рождения того человека, кому даётся характеристика.
Сведения об учёбе (службе, работе) (аргументированные)
Интересы, увлечения, способности.
Работа над самообразованием, физическим и духовным развитием,
Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.
Выполнение общественно - полезной работы.
Вывод, пожелания.
Цель составления характеристики.
Подпись руководителя организации (учреждения, предприятия), где характеризуемый учится, проходит службу, работает.
Дата, печать.


Слайд 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
4. Закрепление нового материала
Прочитаем отрывок из рассказа И. С. Тургенева " Бирюк", определим стиль данного текста. Является ли этот текст характеристикой героя?
Какой именно?
Слайд 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Используя содержание данного текста, попробуем составить деловую характеристику Бирюка.

СТРУКТУРА «ФИНК-РАЙТ-РАУНТ РОБИН». Подумайте, запишите, обсудите.
Слайд 8
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
«Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться,  силен, дескать, и ловок как бес И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет не дается».
(Используются фразеологизмы, сравнения, черты характера героя подтверждаются примерами, поступками, поведением. Это литературная характеристика. Стиль художественный.)
- Чтобы составить деловую характеристику на Бирюка, нам понадобятся сведения о его службе, о дате и месте рождения, о способностях и т.д.
Комментарий ученика об истории написания рассказа (работа с дополнительной литературой)
Слайд 9
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Тургенев работал над рассказом с августа по ноябрь 1847 года. В этом произведении описываются реальные места: недалеко от Спасского- Лутовинова, близ оврага Кобылий верх стояла когда-то избушка лесника. В Орловской губернии Бирюком называют « человека одинокого и угрюмого». Автор пишет, что от своего Ермолая он часто слышал рассказы о леснике, который стал героем его рассказа. Лесник при встрече тоже узнал барина. А лесника звали Фома Кузьмич. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: « Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в « Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.
Слайд 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Словарь.
человек долга;
непреклонен;
честный, суровый;
неподкупный;
безжалостный по долгу службы


Анализируются две-три работы. Исправляются ошибки, отмечаются недостатки.
5. Подведение итогов.
- В чем особенность деловой речи - характеристики?
- Назовите требования, обязательные для этого документа.
Подведём итоги.
СТРУКТУРА «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН».
Характеристика
содержит стандартные обороты речи
информационно ненасыщенна
употребляются односоставные предложения,
используются формы 3 лица глагола и местоимения
присутствуют эмоционально окрашенные слова (слова с уменьшительно-ласкательным значением, изобразительно-языковые средства)


6. Домашнее задание. Написать деловую характеристику одного из товарищей.
Слайд 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Root Entry