Программа «Психолого-педагогическая подготовка к поступлению в первый класс»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 909

124527, Г.Москва, Зеленоград, корп.818 E-mail:s909@zou.ru
Телефон: (499) 731-16-41, факс: (499) 731-04-61 http://www.s909.zouo.ru

Утверждаю
«___»__________20____г.
ИО Директора ГБОУ СОШ №909
Прокофьева Е.А.
_______________________

Программа «Психолого-педагогическая подготовка к поступлению в первый класс»


Автор-составитель:
Прокофьева Ю.В. (тьютор)




Москва, 2014г.


Пояснительная записка
Поступление ребенка в школу – это событие, важность которого сложно переоценить. Любая концепция психологического и социального развития ребенка непременно выделяет период перехода из дошкольного детства в школьное – как существенный шаг взросления. Начальные этапы такой новой для ребенка деятельности – как учение – задают дальнейшую успешность обучения. В связи с этим чрезвычайно высоко значение6 психологической подготовки старшего дошкольника в поступлению в первый класс.
Составляющие психологической готовности к школе
Поступление в школу качественно изменяет жизнь ребенка. Учебная деятельность присутствует в жизни ребенка еще до школы, когда в ранние годы его учат писать, считать, рисовать, читать. Однако, если даже он умеет все это делать до поступления в первый класс, это не означает, что ребенок готов к обучению в школе. Самое главное, чем определяется такая готовность, - в какую деятельность включены все эти умения. Усвоение детьми знаний и навыков в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому происходит по-другому, нежели в школе. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в первый класс, - никогда не надо измерять школьную готовность по формальному усвоению умений, таких как счет, чтение или письмо. Владея ими, ребенок часто не имеет соответствующих навыков умственной деятельности. Именно необходимость овладения качественно новыми приемами деятельности и обуславливает возникновение первого адаптационного кризиса в обучении.
Широко распространено понимание готовности к обучению как суммы неких конкретных умений (читать, считать, рисовать, писать, решать задачи). Однако такое мнение ошибочно: вовсе не эти навыки являются предикатом успешного обучения ребенка в дальнейшем. Быть психологически готовым к какой-либо деятельности – это значит обладать такими психологическими способностями, которые позволят успешно осваивать эту деятельность.
Современная школа неизбежно ставит перед каждым своим учеником некоторые обязательные задачи и требует от него определенного уровня развития. Первоклассник непременно должен обладать умением работать по заданным правилам, поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих не теряясь и не обижаясь. Он должен быть способен к тому, чтобы принимать задачи, которые ставит перед ним учитель, и сохранять стремление к знаниям, невзирая на трудности и неравномерность своих успехов. Он должен иметь способность рассуждать на абстрактном материале, выражать свою мысль, в том числе в ситуации оценки, и много чего еще. Школа развивает все эти способности, но это не означает что первый класс начинается «с нуля». Ребенок, поступающий в школу, уже должен что-то уметь, обладать рядом специфических психологических способностей:
- достаточный уровень познавательного развития /логическое и творческое мышление, произвольное внимание, память, речь, знания и представления о мире, высокий уровень развития мелкой моторики руки, хорошие графические навыки/
- произвольность /умение работать по инструкции взрослого/
- школьная мотивация
- социально-психологическая готовность к школе.
Заметим, что эти составляющие психологической готовности к школе инвариантны и независимы от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.












Описание программы
Предлагаемая программа составлена с учетом всех вышеперечисленных положений. Программа может использоваться в работе с детьми подготовительной группы детского сада и первого года школьного обучения. В первом случае целесообразно проводить занятия во втором полугодии с целью подготовки к поступлению в первый класс в рамках функционирования «Школы дошколят»; а при реализации программы в школе занятия будут носить психопрофилактический характер по реализации задач адаптации к школьному обучению.

Цель и задачи программы
Цель программы: формирование высокого уровня психологической готовности старших дошкольников к поступлению в первый класс, а именно: развитие познавательной, волевой, мотивационной и социально-психологической готовности детей к школе.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Развитие познавательной деятельности: умения следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе.
Развития желания посещать школу, стать школьником, а также стремления следовать правилам и нормам поведения в школе.
Развитие познавательной сферы дошкольников:
- произвольного внимания
- памяти
- словарного и понятийного запаса
- фонематического слуха
- артикуляционного аппарата
- зрительного восприятия
- логического мышления
- навыков рассуждения и формулирования выводов
- творческих способностей и воображения
- мелкой моторики руки и навыков графической деятельности
4. Развитие социально-психологических умений детей
- навыки публичного устного ответа
- навыки коллективной работы
-навыки оценивания

Принципы построения программы
Методы и формы обучения и воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, т.е. в форме:
- дидактических игр;
- предметных занятий;
- различных видов практической и творческой деятельности;
- проведении физкультминуток на каждом занятии;
- чередовании типов заданий и уровня сложности заданий на каждом занятии.
2. Способности, навыки и умения формируются и развиваются в соответствующей деятельности за счет актуализации зоны ближайшего развития. Поэтому развивающие занятия предполагают:
- повышенный уровень способностей и умений
- использование заданий различного уровня сложности
3. Индивидуальный подход к ребенку:
- контроль деятельности и достижений каждого ребенка
- наблюдение и выявление детей, имеющих особые трудности в обучении и развитии
- раннее установление контакта педагога-психолога/тьютора с семьями будущих первоклассников

Тематическое планирование занятий по программе
Длительность курса программы рассчитано на 2 месяца, 8 занятий, по 1 занятию в неделю длительностью 25 минут по подгруппам. Численность одной подгруппы на должна превышать 15 человек.
Занятия рассчитаны на детей, испытывающих адаптационные трудности при поступлении в школу: нехватку мотивации, эмоциональные сложности, неразвитую произвольность, проблемы в усвоении предшкольной программы, дети, не посещающие образовательные учреждения ранее.









Тематическое планирование занятий по программе


Тема занятий
Содержание занятия

1
«Будем дружить!». Знакомство
Игра «Знакомство»
Беседа «Чем отличается школа от детского сада?»
Скрининг школьной готовности Семаго Н.Я. 2001г.

2
Правила школьной жизни «Лучший первоклассник»
Беседа «Самый лучший первоклассник»
«Школьные правила»
«Графический диктант»

3
Развитие логического мышления, творческого воображения
Рассказывание по последовательности картинок
«Дорисуй фигуру»

4
Развитие восприятия
«Перерисуй без ошибок»
«С какого звука начинается»
«Графический диктант»

5
Развитие памяти
«Повтори ритм»
«10 предметов»
«10 слов»
«Назови приметы по памяти»

6
«Мы много знаем!» развитие понятийного запаса
«Числа и их соседи»
«Вчера сегодня завтра»
«Назови быстро»
«Найди лишний»

7
Правила школьной жизни «Оценка или отметка»
«Правила поведения в школе»
Беседа «Оценка и отметка»
«Анкетирование родителей»

8
Развитие умений работать в группе
«Цепочка»
«Коллективный рисунок»


Рисунок 6 Заголовок 115