Участие социального педагога и психолога в профилактике и разрешении конфликтов


Участие социального педагога и психолога в профилактике и разрешении конфликтов
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивался с разного рода конфликтами: «Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации»Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии.
Каждый человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Задача психолога и социального педагога научить детей, подростков и взрослых распознавать конфликт, анализировать причины его возникновения и находить пути выхода из конфликта.
Подростковый возраст является одним из важнейших периодов в человеческом развитии. Этот возраст, как назвал его С. Холл – период «бури и натиска», – характерен амбивалентностью и парадоксальностью. Подростковый возраст насыщен стрессами и конфликтами, в нем доминирует нестабильность, энтузиазм и смятение.
Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями, которые затрагивают все стороны развития ребенка. Одним из наиболее значимых моментов психофизиологического развития является половое созревание и связанная с этим процессом половая идентификация. Интенсивный рост сопровождается отставанием в развитии органов кровообращения и дыхания, что является причиной резкого перепада настроения и активности, быстрой утомляемости.
Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка.
Конфликты немаловажны для подростка и их последствия очень сильно влияют на последнего. В результате обострившихся в конфликте отношений друзья могут стать врагами и (или) у его участников могут возникнуть неврозы, понизиться стрессоустойчивость личности. Возникает порочный круг: конфликт может привести к невротизации человека, что в свою очередь, может спровоцировать возникновение нового конфликта.
Более того, конфликты, глубоко затрагивающие интересы подростка, вызывающие у него сильное чувство неудовлетворенности, обиды, эмоциональный стресс могут привести к функциональным заболеваниям нервной системы
Работа психолога и социального педагога предполагает посредничество, т.е. привлечение его третьим лицом в решении конфликта. При урегулировании конфликтной ситуации необходимо помнить некоторые правила:
1. соглашение об основных правилах:
- напомнить оппонентам о взаимном уважении;
- выслушать точку зрения каждого;
- высказать своё мнение о сложившейся ситуации.
2. контроль эмоций:
- определить эмоциональное состояние всех участников;
- подавлять спонтанные вспышки участников конфликта;
- не продолжать разбор конфликта пока оппоненты не успокоятся.
3. выяснение позиций:
- смотреть на ситуацию с точки зрения каждого оппонента;
- не выносить решения сразу, необходимо несколько раз обдумать и обосновать его;
- предлагать реальные варианты решения проблемы.
4. определение скрытых нужд и интересов:
- спрашивать, почему человек выбрал именно эту позицию;
- интересоваться, почему его не устраивает другая позиция или другое решение проблемы;
5. выдвижение альтернативных вариантов:
- подчеркивать общность интересов каждого из оппонентов;
- обращаться к фактам;
- предлагать больше вариантов решений;
- не торопиться с выбором оптимального варианта.
6. согласие на взаимовыгодные варианты:
- поощрять все шаги навстречу;
- помочь человеку почувствовать себя комфортно независимо от принятого решения.
При взаимодействии с участниками конфликта психолог и социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:
- поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;
- сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;
- челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;
- давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов, участник идет на уступки;
- директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу.
Решение конфликтной ситуации состоит в прямом обсуждении и определении, что верно в предложениях, а что нет, не в примирении позиций, а в разрешении ситуации. Результатом работы посредника является соглашение сторон, благодаря которому все участники конфликта уверены, что их интересы будут удовлетворены. Действительно лучше сразу решить ситуацию мирным путём, чем затянувшуюся ссору, к обеим сторонам которой присоединяется всё больше и больше людей
Поступая в КК воспитанники попадают в совершенно новые условия жизни и быта:
жесткая регламентация распорядка дня;
преобладание групповых видов деятельности;
подчинение и субординация;
совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей,
связанных с бытом, с получением дополнительного образования.
В КК перед воспитанниками стоят взрослые задачи:
1. Принять нормы, правила и традиции кадетов.
2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.
4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.
5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
Адаптация кадет - это сложный процесс. Адаптация бывает психофизиологической, социальной, психологической и социально-психологической.
Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.
Учитывая специфику общеобразовательного учреждения Кадетского корпуса педагог - психолог сопровождает воспитанников на протяжение всего периода обучения с момента поступления до выпуска из школы-интерната.
Психологу контактирующим с кадетами, необходимо уметь прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации в среде кадет, и применять на практике приемы и способы их разрешения. Мотивом конфликтов между кадетами в КК выступает несовпадение точек зрения, подходов целей, поэтому в среде кадет высока вероятность возникновения конфликтных ситуаций разной причины. Например
1.Я личность и положения в коллективе.(Социометрия)
2.Групповое давление( учеба, нежелание уч-ся в КК) (диагностика на степень адаптации)
3.Несовместимость характеров,(подрозумевается неприятие, неодобрения поступка одного из участников конфликта другим. Различия во взглядах на одни и те же вещи) здесь проводятся псих. круглые столы, целью которой станет формирование у кадет адекватных представлений друг о друге и направит на позитивное восприятие друг друга, установит в группе здоровые взаимоотношения. Организация совместной дея-ти поможет кадетам на первых курсах побольше узнать друг о друге.
4.Несовместимость интересов,(такой конфлик неизбежен на первых курсах, так как столкновения различных позиций и точек зрения в процессе совместной интеллектуальной и трудовой деят-ти являются нормой межгруппового общения)
4.Отсутствие эмпатии.(данный конфликт характерен стихийностью и ситуативностью. мотивом его возникновения становится отсутствие способности понимания псих. состояния личности кадета окружающими.)
4.Неподчинение старшему по званию или должности.( нет желания подчинятся старшему по званию)
5.Нарушение устава КК.(невыполнение устава)
Психологу необходимо прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации среди кадет, применять на практике приемы и способы их разрешения. Для предотвращения возникновнения внутриличностных и межличностных конфликтов среди первокурсников психологу необходимо оказать кадетам с первых дней пребывания в КК квалифицированную псих.пед. помощь в саморазвитии, саморазвитии, самопознании, самореабилитации, самореализации. Для достижения здоровых псих-х взаимоотношений между кадетами в классе, безусловно психолог должен приложить немало усилия.
В рамках общеобразовательной школы работа по развитию межличностных отношений может осуществляться психологом и социальным педагогом с помощью целого ряда видов деятельности.
1.Беседа с воспитанниками всего взвода, педагогическим составом, родителями (выяснение причины конфликта)
2.Индивидуальная беседа с конфликтующими оппонентами.
(с целью выяснения причины конфликта и пути их примирения).
3.Проведение классного часа на тему: " Самый дружный класс", "Учимся жить без конфликтов".
4. Диагностика
5. Проводятся тренинги (состоящий из 5занятий.) , которые способствуют доверительному и уважительному отношению кадетов между собой в группе , что и обеспечит бесконфликтное взаимодействие на курсе.
Психологом КК широко применяются индивидуальные и групповые формы, которые можно условно разделить на несколько блоков:
(для предотвращения конфликтов, т.е чтобы как можно меньше было конфликтов)
мероприятия учебно-воспитательного характера: лекции беседы, диспуты, семинары;
мероприятия спортивного характера: соревнования, летная практика, военно-полевые сборы, прыжки с парашютом и т.д.;
мероприятия тематические: конкурсы, викторины, выставки, экскурсии;
мероприятия трудовые: субботники, трудовые рейды, акции;
мероприятия смешанного типа: КВН, смотры-конкурсы и т.д.;
мероприятия развлекательные: концерты, игровые программы, посещение театров, праздничные вечера отдыха, праздничный бал.
отдельная форма внеучебной деятельности – работа в органах ученического самоуправления;
социально-психологический тренинг.
Каждое мероприятие имеет определенный воспитательный эффект, способствует углублению знаний, развитию способностей, повышению уровня самооценки учащихся. И каждое из видов мероприятий и собственно профессиональной деятельности социального педагога и психолога можно и нужно использовать в профилактике и практике разрешения конфликтных ситуаций в среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Практическая работа психолога КК крайне необходима так как направлена на формирование у кадет адекватных представлений друг о друге, способствует разрешению межличностных конфликтов. Работа соц.педагога и педагога-психолога по разрешению межличностных конфликтов у подростков в условиях общеобразовательной школы будет эффективной в том, случае, если своевременно будет изучена склонность к конфликтному поведению подростков и на основе полученных диагностических данных будет разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование конструктивных способов разрешения межличностных конфликтов среди подростков в условиях общеобразовательной школы
Педагог-психолог Т.У. Бураканова