Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

Светлана Викторовна Красова
государственное бюджетной общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Мы знаем, что дети обучаются эффективно, если они имеют возможность следовать своим интересам, осуществлять выбор, активно взаимодействовать друг с другом. Нам хочется развить у детей желание и любовь к учебе, критическое мышление, воспитывать творческих и социально ответственных личностей через активное обучение, которое побуждает учеников использовать разные учебные формы и думать о том, что они делают. Наиболее стабильная образовательная реформа будет иметь успех, если каждый отдельный учитель будет видеть себя реформатором своего собственного ежедневного опыта. По моему мнению, применение интерактивных форм и метод обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся. Поэтому я руководствуюсь основными правилами управления успехом на уроке, поскольку выполнение их, в свою очередь, позволяет судить об уровне активности всех их участников.
Если после урока у ребенка не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать обучающегося.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
Учитель должен знать и весь класс, и каждого ребенка в отдельности. Он должен много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
80 % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Драма состоит в том, что дети и взрослые говорят на разных языках, вкладывают разный смысл в слова, и выдача домашних заданий без точной проработки того, что хотел бы получить учитель, какую задачу он ставит, нередко приводит учеников в состояние замешательства и понуждает отказаться от выполнения домашних заданий вообще. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.
11. Степень увлеченности обучающихся предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.
12. Учитель должен научиться включать обучающихся в коллективную познавательную деятельность.
Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока. Структура таких уроков состоит из пяти этапов:
- мотивация;
- сообщение, представление темы и ожидаемых учебных результатов;
- актуализация знаний, предоставление необходимой информации;
- усвоение
- рефлексия.
Как правило, интерактивное упражнение – центральная часть урока. Для того, чтобы преодолеть сложности использования интерактивных технологий надо помнить следующее. Использование интерактивных технологий – не самоцель. Это лишь средство создания той атмосферы в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, дает возможность действительно реализовать личностно ориентированное обучение. Для эффективного использования интерактивных технологий, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологии в игры ради игр, я старательно планирую свою работу: отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы; во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически; на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп; очень важно провести спокойное глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопоним
·анию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Весьма эффективно в реализации данной задачи, я использую работу в парах, в группах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
- не владеют умениями совместной деятельности;
- не готовы сотрудничать в больших группах;
- плохо знают друг друга;
- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Конструктивные проекты я применяю на уроках труда уже с первого класса. Сюда относится изготовление материальных предметов: поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Задача данного проекта состоит в том, чтобы придать традиционным заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Демократичный процесс обучения, сотрудничество (кооперация) – это совместная деятельность для достижения общих целей. Учитель учится вместе с учениками, способствует процессу обучения. Кооперативная форма учебной деятельности – это форма организации обучения в малых группах учеников, объединенных общей учебной целью. Сотрудничество способствует более высоким достижениям и большей продуктивности; формирует более заботливые, чуткие отношения; обеспечивает психологическое здоровье детей, социальную компетентность, самоуважение.
Дети много раз слышали, что две головы лучше, чем одна, но не имели возможности убедиться в этом на практике. Объединенные для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Следовательно, увеличивается вероятность того, что они выскажутся все. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе.
Использование форм учебных занятий.
Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.
Комбинированные занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений).
Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.
Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
«Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
«Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
«Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
«Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
«Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: « Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
Метод недописанного тезиса ( письменно или устно: « Самым трудным для меня было ...», « Я однажды наблюдал в жизни своей ...» ).
Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.
Традиционная система обучения поощряет некоторых и теряет многих. Новая модель поощряет всех детей работать вместе, мотивирует их за счет возможности активного общения и взаимодействия с ровесниками. Когда дети работают вместе, они формируют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: умение активно слушать, вместе решать проблему, принимать решения, проводить исследования, анализировать материал, решать проблемы, избегать конфликтов, усваивают навыки демократичного способа жизни, который понадобится им в семье, на работе, в общественной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г
Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2008 г., №8.





15