Статья по теме Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках математики


Развитие устной и письменной речи учащихся.
Сазонова Татьяна Васильевна, учитель математики,
ЧОУ гимназия «ЛИК-Успех», город Ставрополь.
Учитель математики должен помнить, что речь учащихся есть результат их мышления и отражает понимание пройденного материала и знание его. Грамотная речь сама способствует математическому развитию и закреплению знаний. Грамотная математическая речь выражается в правильном написании математических терминов, в знании, где возможно применять эти термины, в понимании значения употребляемых терминов и специальных математических выражений. Очень часто ребята пишут: матиматика, арефметика, перамида, парабала и др. Поэтому правописание вновь вводимого термина обязательно показываю на доске, а учащиеся обязательно записывают новый термин в тетради. В кабинете имеются стенды: «Словарный минимум», «Читай правильно» (см. приложение). В них по классам с 5 по 11 записаны математические термины, правильное написание которых является обязательным, а также показано как правильно делать ударение в том или ином слове. Поэтому при проведении словарных диктантов прошу учащихся правильно записать термины и правильно поставить ударение. Эта работа обязательно оценивается. Часто обращаю внимание на правильное сокращение слов в математических записях, особенно в сокращении наименований мер. В различных источниках сокращения показываются по-разному, поэтому пользуюсь специальным справочником стандартов, в котором предусмотрены сокращённые обозначения метрических мер.
В практике своего преподавания стараюсь не допускать вольного обращения с математическими терминами и выражениями. Общеизвестно выражение «сократим уравнение на одно и тоже число», правильно сказать «разделим обе части уравнения на одно и тоже число», «смешанная дробь» вместо «смешанное число». Не следует разрешать учащимся употреблять выражении «наверху» вместо «в числителе», «внизу» вместо «в знаменателе». Распространены выражения «поверхность» вместо «площадь поверхности».
В погоне за сокращениями речи, учащиеся употребляют термины «степень» вместо «показатель степени», «корень» вместо «подкоренное выражение». Небрежность и неточность в употреблении терминов ведёт к непониманию математических законов, путанице в формулировках и неправильному практическому приложению. Можно привести большой ряд подобных ошибок, связанных с неумением учащихся раскрывать сущность употребляемых терминов. Поэтому ещё в начальной школе необходимо работать с раскрытием употребляемых математических терминов.
Развитию математической речи содействует требование учителя к учащемуся излагать полно и связно всякого рода объяснения теоретического порядка и рассуждения при решении задач. Требую от учащихся не только правильных формулировок, но и очищения речи от слов-паразитов (наше ребро, ваш треугольник), надуманных ими лично терминов, например: подобность треугольников, дробь перевернуть. Во время проведения уроков учу учащихся слушать свою речь и следить за согласованием слов в предложениях, так как неправильное согласование в математической речи настолько искажает мысли, что часто приводит к грубым ошибкам и выводам. Учу слушать и оценивать речь товарищей, что приводит к тому, что ребята замечают даже незначительный погрешности в речи друг друга.
Пути борьбы за правильную грамотную речь разнообразны. Прежде всего, речь учителя должна быть правильной и служить образцом для учащихся. Учитель должен владеть чёткой дикцией, его речь должна быть немногословной, но не в ущерб пониманию. Не следует в речи злоупотреблять словами-сорняками: ну – вот, видите ли, так сказать и т. п.
Учитель в первую очередь должен обеспечить математическую правильность своей речи и выработать её у учащихся. Особое внимание с 5 по 11 класс обращаю на чёткость почерка, ясность написания букв, особенно цифр, в частности при записях на классной доске, как при объяснении теории, рисунков к задачам и доказываемым теоремам: чётко выполненный чертёж, правильно расположенный на доске – половина решённой задачи.
Стараюсь тщательно отшлифовать формулировки, заранее продумываю записи на доске, особенно внимательно отношусь к тому, что диктую учащимся для записи в тетрадях. Стараюсь преодолеть вредную привычку ставить учащемуся вопрос за вопросом, предоставляю ему возможность полностью излагать свои мысли, только изредка подаю реплики почему, подумайте верно ли это, для того чтобы направить ответы учащихся в нужное русло.
Помимо требования верных формулировок, правил, предлагаю учащимся устно доказать теоремы, сделать вывод некоторых законов, правил, потому что устные доказательства развивают и обогащают устную и письменную речь учащихся. Значительную роль в развитии математической речи играют перефразировки одной и той же мысли, начиная с элементарных.
Например, 52 –пять в квадрате, пять во второй степени, вторая степень числа 5.
Упражняю учащихся в чтении формул, законов и теорем, записанных символически (формулы сокращённого умножения, тригонометрические тождества, правила нахождения производных и первообразных и др.). В некоторые контрольные работы включаю теоретические вопросы на которые надо дать ответы или объяснения не символически, а текстуально. Названные виды формы работы, а также многие другие служат развитию точной и лаконичной речи учащихся и учителя.

Приложение.
Словарный минимум.
5 класс: Арифметика, величина, вычесть, вычисление, вычитаемое, грамм, дециметр, делимое, километр, математика, миллиметр, миллион, сумма, центнер, число, килограмм.
6 класс: Вычитание, диагональ, диаметр, двухсотый, двухтысячный, делитель, единица, измерить, коэффициент, множитель, отрезок, переместительный, процент, цифра, частное, сомножитель, произведение, радиус.7 класс: Абсцисса, аксиома, алгебра, аргумент. Биссектриса, вписанный, высота, геометрия, доказательство, медиана, описанный, ордината, параллельный, теорема.
8 класс: Гипотенуза, наклонная, параллелограмм, периметр, перпендикуляр, проекция, симметрия, соответственные, трапеция, треугольник, уравнение, функция, четырёхугольник, окружность.9 класс: Гипербола, вершина, интервал, квадратичная, координата, неравенство, парабола, полуплоскость, прогрессия, последовательность, радиан, рациональные, тригонометрия, центральный.10-11 класс: Апофема, интеграл, иррациональные, логарифм, лемма, плоскость, пирамида, секущая, сектор, сегмент, стереометрия, сечение, цилиндр.
Пиши и читай правильно.
АлфавИт, асимптОта, апофЕма,
вЕкторколлинеАрный, комплЕксный, курсИвупростИтьфОрзац.
НьЮтон, МАксвелл Ан.
ЛекАрт, ЛопитАль, ВиЕт Фр.
ЕвклИд, АрхимЕд, ПифагОр, ГерОн. Гр