Анализ и план работы РПМС учителей русского языка и литературы 2014-2015 уч.г.
,
УТВЕРЖДАЮ
Начальник информационно-
методического центра
___________И.А.Белова«______» ________ 2014 г.
ПЛАН
работы РПМС учителей
русского языка и литературы
на 2014 – 2015 учебный год
2014 г.
I. Анализ работы РПМС
учителей русского языка и литературы за 2013-2014 уч.г.
Районный предметно-методический совет учителей русского языка и литературы (далее - РПМС) работал над темой: «Развитие профессиональных компетентностей учителей русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС». Целью деятельности РПМС было обеспечение условий для повышения профессиональных компетентностей, развитие творческого потенциала учителей русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.
В 2013-2014 уч.г. в РПМС входил 81 педагог, из них: 81(100%) - с высшим образованием; 13 (16,4%) - с высшей квалификационной категорией, 42 (51,9%) – первую, 5 (6,2%) – вторую, 21 (29,6%) – без категории; со стажем работы: до 5 лет – 14 человек (17,3 %), от 5 – 10 лет – 6 человек (7,4 %), от 10 - 20 лет – 14 человек (17,3 %), от 21-30 лет – 26 человек (32,2%), свыше 30 лет – 16 человек (19,8 %); с отраслевыми наградами - 12 человек (14,2 %) (из них награждены: нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» - 3 человека (3,7%); знаком «Почетный работник общего образования» - 3 человека (3,7 %); Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации – 6 человек (7,4%)).
В 2013-2014 уч.г. были проведены: августовская конференция и 4 заседания РПМС, в которых приняли участие 73% учителей русского языка и литературы ОО Кстовского муниципального района.
На августовской конференции учителей русского языка и литературы выступила Зуйкова Т.А. с анализом работы РПМС за 2012-2013 уч.г. В своём выступлении Зуйкова Т.А. отметила, что работа РМПС велась активно, согласно плану. Она также познакомила учителей с планом работы РПМС на 2013-2014 уч.г. Погожева Л.И., методист ИМЦ, представила аналитическую справку по результатам сдачи учащимися района ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, отметила учителей, подготовивших выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов (Лемудкина Н.В., МБОУ Гимназия № 4, и Миронова С.Л., МБОУ СОШ №5). Пряхина А. А. (МБОУ СОШ №8) рассказала об особенностях экзамена по литературе учащимися 9-х классов и отметила, что при подготовке к данному экзамену следует обратить большее внимание на теорию литературы.
В октябре прошло заседание по теме: «Формирование компетенций по использованию инновационных технологий на уроках русского языка и литературы». Борисова И.И. (МБОУ СОШ с. Новоликеево) представила свой опыт работы по формированию проектных компетентностей педагогов на уроках русского языка и литературы. Она поделилась методикой организации уроков –проектов различных видов: информационного- «Знакомимся с лингвистами», исследовательского - «Найди часть речи», творческого – создание синквейна, проекта-рекомендации - «Изучайте русский язык!». В своём выступлении она подчеркнула, что внедрение проектных технологий в учебный процесс-это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации каждого учащегося, развивает умение общаться, трудиться, познавать. Зуйкова Т.А. рассказала о системе работы учителя-словесника по развитию языковых и коммуникативных умений и навыков с использованием инновационных технологий на уроках русского языка и литературы, отметила, что основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков, что в основе инновационного обучения лежат технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке.
В ноябре Стерлягова И.В. (МБОУ СОШ №1), представив материалы ФИПИ «Об изменениях в КИМах ГИА выпускников 9-х классов 2013-2014 уч.г.» отметила, что существенных изменений в КИМах ГИА-2014 нет. Яковлева М.В. (МБОУ Лицей №7) представила педагогам Кстовского района проект урока по подготовке учащихся к выполнению заданий по литературе части С с развернутым ответом ограниченного объема (С1,С2) по прозаическим, драматическим и лиро-эпическим произведениям. Рыжова Г.А. (МБОУ Гимназия №4) представила проект урока по подготовке учащихся к выполнению заданий по литературе ограниченного объема по поэтическим текстам (С3, С4).
В феврале было проведено заседание по теме «Формирование компетентности учителя в области организации учебной деятельности (подготовка учащихся к выполнению заданий высокого уровня ЕГЭ)». ЛемудкинаН.В.(МБОУ Гимназия №4) представила свой опыт работы по подготовке учащихся к выполнению заданий высокого уровня ЕГЭ (часть 2) по русскому языку»: «Словообразование» - В1; «Морфология» - В2; «Синтаксис» - В3-В6; «Речеведение» - В7-В8, а Миронова С.Л. (МБОУ СОШ №5) - по построению развернутого ответа на проблемный вопрос с опорой на текст художественного произведения (С5) (материалы представлены).
В апреле на очередном заседании РПМС была проведена экспертиза экзаменационного материала по русскому языку и литературе в 9-х классах, организована подготовки экспертов ГИА по русскому языку и литературе.
Зуйкова Т.А. (рук. РПМС) подготовила методические рекомендации для экспертов ГИА, членов ТЭППК по русскому языку и литературе. ПогожеваЛ.И.(методист ИМЦ) представила вниманию членов РПМС своё выступление «О порядке подготовки и проведения ГИА» (нормативные документы, КИМы, сайты, правила поведения на экзамене).
В 2013-2014 уч.году педагогам ОО Кстовского муниципального района удалось добиться значительных результатов: обучающиеся Кстовского муниципального района по итогам ГИА показали 100% уровень обученности.
Средний общий балл за выполнение всей работы по русскому языку составил 30,3 в 2012-2013 уч.г. (29,26 в 2011-2012 уч.г. и 27,55 в 2010-2011 уч.г.), что на 1,0 балла выше 2011-2012 уч.г., критерий 30,3 баллов соответствует отметке «4». Средняя экзаменационная отметка в Кстовском муниципальном районе составила балла 3,8 балла (3,7б. в 2011-2012 уч.г. и 3,6 б. в 2010-2011 уч.г.), что на 0,1б. выше прошлогодних результатов.
В 2012-2013 учебном году государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ прошли 545 человек (2012 г. – 501). Экзамены по русскому языку сдавались обучающимися из 20 (9 городских и 11 сельских) образовательных учреждений.
Средний балл по русскому языку по ОУ Кстовского муниципального района – 60,2. Более высокий результат показали среди статусных школ: МБОУ Лицей № 7- 69,23(Яковлева М.В.), МБОУ Гимназия № 4- 68,4 (ШаталинаГ.А., Торгашова В.К.), МБОУ СОШ № 3-64,65 (АфанасьеваЕ.П.); среди общеобразовательных ОУ: МБОУ Запрудновская СОШ (64,54), МБОУ СОШ №2 (62,8), МБОУ СОШ с.Работки (59).
В 2013-2014 уч.г. Афанасьева Е.П. (МБОУ СОШ №3) подготовила выпускницу, сдавшую ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов.
Положительная динамика результатов ЕГЭ по русскому языку на протяжении последних трех лет наблюдается в ОО: МБОУ СОШ №5 (рук. ШМО-Миронова С.Л.); МБОУ СОШ д. Афонино (рук. ШМО – Глушкова Т.Д.); МБОУ Ждановская СШ (рук. ШМО – Ханова С.В.); МБОУ ВСОШ (рук. ШМО - рук. ШМО-Шеронова Л.М.).
По результатам ЕГЭ по русскому языку не преодолели минимальный порог, установленный Рособрнадзором 3 выпускника 11-х классов (0,55%) из: МБОУ СОШ №5, МБОУ СОШ №6, МБОУ СОШ с. Б.Мокрое.
В муниципальном этапе ВОШ по русскому языку и литературе приняли участие 266 учащихся из 23 ОО района. Учителя-словесники в 2013-2014 уч. году подготовили победителей и призёров: Зуйкова Т.А. (МБОУ Гимназия №4) -4 человек;
Есина Н.А. (МБОУ СОШ с.Запрудное) -3 человек; Короленко В.М. (МБОУ СОШ №1), Тараканова Н.Г. (МБОУ СОШ №8) -2 человек; Афанасьева Е.П. (МБОУ СОШ №3), Гнечко Е.В. (МБОУ СОШ №3), Мартусевич О.Б. (МБОУ СОШ №3), Темирова М.А. (МБОУ СОШ №3); Озерова Т.Н. (МБОУ Лицей №7), Смирнова Г.П. (МБОУ Лицей №7), Яковлева М.В. (МБОУ Лицей №7); Зубрилова Н.С.(МБОУ СОШ №5); Голованова В.А.(МБОУ СОШ с. Новоликеево); Шульпина О.Г.(МБОУ СОШ с. Работки); Буланова Т.А.(МБОУ СОШ п. Ждановский); Разорёнова Н.Н.(МБОУ СОШ п. Селекция)-по 1 человеку.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по ключевому направлению развития общего образования «Система поддержки талантливых детей», Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 гг., в Кстовском муниципальном районе в целях повышения качества русской речи, углубления представлений о русской культуре и ее значении в 2013-2014 уч.г. прошли Конкурсы:
- районный этап областного конкурса чтецов «Классика - юношеству» (Кислова С.В. (МБОУ СОШ №2), Бовина М.В. (МБОУ СОШ №8) - 3; СиланьеваМ.Б.(МБОУ СОШ №8) – подготовили 4 участника);
- районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»(Стерлягова И.В. (МБОУ СОШ №1) подготовила 9 победителей и призёров, один из которых стал победителем регионального этапа конкурса и принял участие в финале, проходившем в г. Санкт-Петербурге.нкурс юных сочинителей ().
75% педагогов из 23 ОО приняли участие в подготовке школьников к конкурсам районного уровня, оставшимся 25% педагогам следует обратить внимание на необходимость участия в данных мероприятиях работы РМПС и активизировать этот вид своей деятельности в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по ключевому направлению развития общего образования «Система поддержки талантливых детей»,
В ежегодном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года» выступили учителя: Воробьёва Ю.К.(МБОУ Гимназия №4) с темой «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых образовательных компетенций учащихся» и Краснова Н.В. (МБОУ ООШ с. Вязовка) с темой «Использование педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы как средство личностного и познавательного совершенствования обучающихся». Воробьёва Ю.К. стала победителем в номинации «Урок-поэзия души», Краснова Н.В.- в номинации «Искусство педагогического общения».
В районном этапе областного конкурса чтецов «Классика - юношеству», посвящённому 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, приняли участие 5 педагогов: Краснова Н.В.(МБОУ ООШ с.Вязовка), ставшая победителем, Орлова О.А.( МБОУ ООШ с.Вязовка), Митяева И.А(МБОУ СОШ №1), Мочалкина О.Д.(МБОУ СОШ №1), Варенцова Л.А. (МБОУ СОШ с. Прокошево).
В 2013-2014 уч.году прошёл районный конкурс молодых педагогов «Открытие», в котором приняли участие 5 словесников: Бовина М.В. (МБОУ СОШ №8), Шишкина Е.С. (МБОУ СОШ №8), ДоронькинА.А.(МБОУ СОШ с.Запрудное), Шишина Е.В.(МБОУ СОШ п. Ждановский), Кустарёва С.А.(МБОУ СОШ с.Чернуха). Кустарёва С.А., занявшая 1 место, стала победителем и в номинации «Инновации в образовании», Доронькин А.А.- в номинации «Искусство педагогического общения», Шишкина Е.В.- в номинации «Сердце отдаю детям».
В 2013-2014 уч. году приняла участие в ПНП «Образование» Лемудкина Н.В. (МБОУ Гимназия №4).
На заседаниях районных методических объединений было проведено 10 открытых учебных занятий с обучающимися:
учителей английского языка:
Саможенова Н.И., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ Лицей №7, по теме «Творческие задания как средство обучения письму при подготовке к Г(И)А и ЕГЭ».
Раева Т.А., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №5, по теме «Использование приемов технологии критического мышления с использованием британских УМК, как средства для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся».
На заседаниях районных методических объединений было проведено 3открытых учебных занятия с обучающимися: Мироновой С.Л., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5, по теме «Проектирование урока при подготовке учащихся к выполнению заданий высокого уровня ЕГЭ (часть 2) по русскому языку»: «Словообразование» - В1; «Морфология» - В2; «Синтаксис» - В3-В6; «Речеведение» - В7-В8.
Яковлевой М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея №7, на тему «Проектирование урока при подготовке учащихся к выполнению заданий высокого уровня ЕГЭ (С5): построение развернутого ответа на проблемный вопрос с опорой на текст художественного произведения».
Пряхиной А.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3, на тему «Трудные вопросы ЕГЭ (часть 2) по русскому языку заданий высокого уровня: «Словообразование» - В1; «Морфология» - В2; «Синтаксис» - В3-В6; «Речеведение» - В7-В8».
3 педагога имеют свой сайт: Пряхина А.А., Кутякова Е.Б., Ершова О.Н.
Таким образом, в 2013-2014 уч.году в работе РПМС были созданы все условия для совершенствования профессионального уровня педагогов, а, следовательно, созданы оптимальные условия для получения учащимися качественного образования при подготовке к сдаче ГИА и развития внутреннего потенциала каждого школьника. Учителя-словесники были обеспечены достаточной информацией по вопросам внедрения ФГОС, что способствует развитию их профессиональных компетентностей в современном образовательном пространстве.
Учителям русского языка и литературы в 2014-2015 уч.г. необходимо внедрять в образовательный процесс современные технологии преподавания, использовать деятельностный подход в обучении с целью обеспечения успешного усвоения знаний, умений и навыков,и компетентностей в организации проектной деятельности.
Педагоги района обобщали и распространяли передовой и инновационный опыт в региональной системе образования: в 2013 году выпущен сборник «Материалы региональной научно-практической конференции «Инновационные технологии формирования компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС», министерства образования Нижегородской области, ГБОУ ДПО НИРО, в который вошла статья Пряхиной А.А., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №3, тема «Учебный проект: от «школы знаний» к «школе деятельности».
В целях повышения качества образования и подготовки к ГИА учителям русского языка и литературы ежегодно анализировать результаты обучения в основной и средней школе.
II. Тема, цель, задачи на 2014-2015уч.г.
Тема: «Развитие профессиональных компетентностей учителей русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования».
Цель: Обеспечить повышение профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы через освоение современных подходов, содержания и технологий преподавания учебных предметов гуманитарного цикла в формате требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Задачи:
1. Создать условия для повышения профессионального роста педагогов.
2. Обеспечить достаточной информацией педагогов по вопросам внедрения ФГОС ООО.
3.Повысить эффективность деятельности РПМС по созданию оптимальных условий для получения школьниками качественного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников, к сдаче ЕГЭ и Г(И)А.
4. Изучить и распространить позитивный педагогический опыт учителей русского языка и литературы высшей квалификационной категории: Зуйковой Т.А., учителя МБОУ Гимназии №4 по теме «Использование инновационных технологий при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку» и Красновой Н.А., учителя МБОУ СОШ с. Вязовка по теме ««Развитие критического мышления через чтение и письмо».
III. Заседания РПМС в 2014-2015уч.г.
Август, МБОУ Гимназия №4.
Тема: «Государственно-общественная форма управления как направление развития самостоятельности образовательной организации»
1. Государственно-общественная форма управления как направление развития самостоятельности образовательной организации.
Отв. Погожева Л.И.
2. «Анализ работы РПМС учителей русского языка и литературы за 2013-2014 уч.г. и утверждение плана работы на 2014-2015 уч.г».
2.1. Об итогах ОГЭ – 2014 г. по русскому языку и литературе.
2.2. Об итогах ЕГЭ – 2014 г. по русскому языку и литературе.
2.3. Об итогах всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014уч.г.
Отв.Погожева Л.И.
Зуйкова Т.А. (руководитель РПМС).
3. Об особенностях работы экспертной комиссии по проверке работ выпускников 9-х классов в ходе Г(И)А в 2013-2014уч.г.
Отв. СтерляговаИ.В. (МБОУ СОШ №1)
4.Об особенностях прохождения аттестационных испытаний на высшую и первую квалификационные категории в 2014- 2015 уч.г.
Отв. Кутякова Е.Б. (МБОУ СОШ с. Чернуха)
Ершова О.Н. (МБОУ СОШ п. Ст.Шелокша)
5. О повышении уровня квалификации учителей-словесников ОО Кстовского муниципального района.
Отв. Погожева Л.И.
Октябрь, МБОУ Гимназия № 4
Тема: «Использование творческих заданий как средство обучения развитию речи при подготовке учащихся к ОГЭ».
Мастер-класс «Использование творческих заданий как средство обучения развитию речи при подготовке учащихся к ОГЭ».
Отв. Зуйкова Т.А. (МБОУ Гимназия №4)
2. Мастер-класс «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Отв. (Краснова Н.В. МБОУ ООШ с.Вязовка)
О формировании проектных компетентностей педагогов на уроках русского языка и литературы (теоретический аспект).
Отв. Зуйкова Т.А. (руководитель РПМС),
Есина Н.А. (МБОУ Запрудновская СОШ).
Декабрь, МБОУ Гимназия №4
Тема: «Об изменениях в КИМах ГИА выпускников 9-х классов 2014-2015 уч.г.».
Проектирование урока при подготовке учащихся к выполнению заданий по русскому языку части С1 (сжатое изложение) и С2 (сочинение-рассуждение).
Мастер-класс «Использование творческих заданий как средства обучения развитию речи части С1 (сжатое изложение) и С2 (сочинение-рассуждение) при подготовке учащихся к ОГЭ ».
Отв. Зуйкова Т.А. (МБОУ Гимназия №4)
Использование проектных технологий на уроках русского языка и литературы как эффективного средства повышения речевой культуры, учащихся при подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ высокого уровня Методические рекомендации с учетом опыта работы.
Отв. Пряхина А.А. (руководитель ПГ),
Гнечко Е. В, (МБОУ СОШ №3).
4. Об особенностях проведения муниципального (второго) этапа ВОШ в 2013-2014 уч.г.
Отв. Погожева Л.И. (методист ИМЦ),
Зуйкова Т.А. (руководитель РПМС).
Февраль, МБОУ ООШ с. Вязовка
Тема: «Формирование компетентности учителя в области организации учебной деятельности».
1. Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Отв. КрасноваН.В., МБОУ ООШ с.Вязовка2. Требования к структуре и содержанию примерной рабочей программы по русскому языку и литературе,
Отв. Зуйкова Т.А. (руководитель РПМС),
ЛемудкинаН.В. (МБОУ Гимназия №4),
Афанасьева Е.П. (МБОУ СОШ №3).
3. Проектирование урока при подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ (части С).
Отв. Погожева Л.И. (методист ИМЦ),
Зуйкова Т.А. (руководитель РПМС),
Воробьева Ю.К. (МБОУ Гимназия №4).
4. Об особенностях подготовки, учащихся к районному этапу конкурса «Юный сочинитель».
5. О подготовке к районному и областному этапам всероссийского конкурса чтецов, посвящённого юбилею М.Ю.Лермонтова.
Отв. Погожева Л.И. (методист ИМЦ),
Зуйкова Т.А.(руководитель РПМС).
Апрель, МБОУ Гимназия №4
Тема «Анализ работы РПМС учителей русского языка за 2014-2015уч.г.
1. Анализ работы РПМС учителей русского языка за 2014-2015 учебный год.
2. Планирование работы РПМС учителей русского языкана 2015-2016уч.г.
3. Подготовка методических рекомендации для экспертов ОГЭ, членов ТППК по русскому языку и литературе.
5. Организация дистанционной подготовки экспертов ОГЭ по русскому языку и литературе.
Отв. Погожева Л.И. (методист ИМЦ),
Зуйкова Т.А. (рук. РПМС)
6. «О порядке подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ».
Отв. Погожева Л.И. (методист ИМЦ),
Зуйкова Т.А. (рук. РПМС)
IV. Консультации руководителя РПМС.
Время проведения: с 9-00 до 12-00, последняя пятница каждого месяца.
Место поведения: ИМЦ
Руководитель РПМС____________ Зуйкова Т.А.