ЭЛЕМЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ЭЛЕМЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАМИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАЛАЙДЖЯН Т. В.
кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
ЛАЗАРЕВА С.С.
студентка группы МН1з
специальность НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Аннотация: Для активизации деятельности младшего школьника в лексической работе на уроках русского языка важным компонентом считается формирование критического мышления, которое поможет ученику не просто запоминать правила, а «добывать» и осмысливать их в посильной самостоятельной работе.
Ключевые слова: лексическое значение слова, критическое мышление, младший школьник, урок русского языка.
Важнейшей задачей начального образования в рамках ФГОС является развитие коммуникативных учебных действий младших школьников, что неотделимо от развития их речи.  
Обогащение лексического запаса младшего школьника не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в современной начальной  школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников путем применения элементов критического мышления.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Необходимо обучать детей решать проблемы, используя структуры и интеллектуальные стандарты, присущие мышлению. На это способно открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, т.е. мышление критическое. Но для тог, чтобы взрослый человек был способен мыслить критически, необходимо привить ему этот навык еще в школьном возрасте, в то время когда идет развитие его мышления в целом.
На начальном этапе закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в старшую школу. Из «натуральных» эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В этом и состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением.
Критическое мышлением поможет ученику не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем «механически заученные».
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное – каждый при этом сам решал, что ему думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Следовательно, активизация  деятельности младших школьников  в лексической работе будет  выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Это будет возможным при стимулировании такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения школьниками готовых выводов и вооружала их материалом для самостоятельных умозаключений, указывала наиболее рациональные пути усвоения этого материала.
Для этого мы предлагаем использовать личные наблюдения учащихся по специальным заданиям учителя, привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта, проведение на уроках учебных опытов, обобщение однозначного, но вариативного материала по изучаемому вопросу, полученного из нескольких источников.
Таким образом, система работы над лексическим значением слова с применением элементов критического мышления позволят развивать речь обучающихся, будут способствовать обогащению словаря, вырабатывать умение выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, развивать способности к самостоятельной аналитической работе с информацией, воспитывать коммуникативные способности и любовь к родному языку.
Мы не претендуем на полное раскрытие темы, но это дает перспективу дальнейшему исследованию.
Список литературы
Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М., 2003. – С. 11
Агейчева А. Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста - Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 уч.г.
Дорфман Л. Я., Критическое мышление и индивидуальность - Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2001-2002 уч.г. Режим доступа:
Дьюи Д., Демократия и образование. - Москва: Знание, 2000. - 16 с.
Концепция Федеральных Государственных Образовательных стандартов общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - C. 16.
Король С. А., Особенности критического мышления // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С. 47.
Муравьев Е. В., Критика и критическое мышление // Образование в современной школе. - 2010. - № 3. - С. 32.
Мерзлякова  Т. Ю., Тип мышления? Или что такое критическое мышление ребенка? - Вопросы психологии. - 2001. - №  11. - С. 47.
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.