Методический материал на тему Применение коммуникативных технологий при обучении написанию сочинений на уроках русского языка в начальной школе.
Применение коммуникативных технологий при обучении написанию сочинений на уроках русского языка в начальной школе.
Работу выполнила:
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №3 г.БорНижегородской обласстиПиракова Зайтуна Михайловна
2017год
Содержание.
Введение 3
1.Теоретические особенности работы над сочинением 5
1.1 Понятие «школьного сочинения» в современной методике преподавания русского языка. 5
1.2 Классификация сочинений
2. Методические особенности работы с сочинениями в начальной школе
2.1Этапы подготовки к сочинению
2.2 Методика работы над сочинением в 1 классе
2.3 Методика работы над сочинением во 2 классе
2.4 Методика работы над сочинением в 3-4 классе
2.5 Методические рекомендации по коммуникативным технологиям обучения младших школьников написанию сочинения.
3. Сочинение как показатель продвижения ребенка в развитии.
Заключение
Список литературы
Приложения.
Введение.
Люди, которые не умеют
и не учатся связно говорить и писать,
как правило, не умеют и не научатся думать.
А.Н.Привалов Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Успех всего обучения зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Научить детей писать сочинения правильно и красиво - большой кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты.
Усваивая родной язык, школьник учится понимать природу и отношения между людьми, узнает о радостях и горестях старших поколений, приобщается к художественному творчеству народа и его лучших писателей. Нет лучшего воспитателя, чем родной язык, и уважение и любовь к нему воспитывает школа.
Сочинения как раз являются тем средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения. Ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется не только пером, но и сердцем. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей.
Объект исследования – процесс развития учащегося при работе над сочинением.
Предмет исследования –работа над сочинением как способ развития младших школьников.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования – разработать коммуникативные технологии обучения написанию сочинения и доказать эффективность сочинения как способа развития младших школьников.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу: методически грамотное применение методики работы над сочинением способствует развитию учащихся начальных классов.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
Определить теоретические особенности работы над сочинением;
Рассмотреть и проанализировать наиболее известные определения «школьного сочинения», выбрать из них наиболее полное и удачное;
Рассмотреть и дать краткий анализ наиболее известным классификациям сочинений;
Выявить методические особенности работы с сочинениями в начальной школе;
Практическая значимость: материалы данной работы возможно использовать как практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений, так и будущим учителям .
Методическая основа исследования: труды выдающихся психологов и педагогов.
Методы исследования:
Теоретический анализ научной и методической литературы.
Изучение опыта учителей начальных классов
Наблюдения на уроках за учащимися
Беседа с учителями и учащимися.
Поставленный круг задач определяет и структуру работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Теоретические особенности работы над сочинениями
Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка.
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности, в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение сочинения: «Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка».Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку.
Ефремова Т. Ф. дает следующее определение: «Сочинение - cамостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему». Это определение практически не отличается от первого, с той лишь разницей, что здесь исключено слово "упражнение". Однако употреблено выражение "самостоятельная школьная работа". Следовательно, для Ефремовой Т. Ф. больше важен тот факт, что сочинение – это именно самостоятельная работа, развивающая творческие способности учащихся.
Школьное сочинение по определению Моисеевой В. В. - это один из видов работ, которые предусматривают продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме произведения. Школьные сочинения являются важным фактором в общей системе обучения.
В определении Ходяковой Л.А. сочинение называют уже просто работой. В данном понимании сочинения смысл самого понятия сужен, в силу того, что ограничен материал, по которому возможна работа по сочинению. Автор определения обозначает в качестве материала лишь произведения, однако, как известно из работ по методике русского языка и школьной практики, материалом сочинений может служить и эпизод из своей жизни, жизни другого человека; экскурсия; посещение выставки; посещение музея и многое другое.
Далее мной было рассмотрено несколько точек зрения ученых-методистов на понимание "сочинения":
Сочинение – один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика (Ладыженская 1974).
Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только "упражнения в форме и стиле", что "упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных"В этом определении методист подчеркивает тот факт, что сочинение - это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – "мысль, основанная на достаточных данных".
Методист В.А. Никольский отмечает, что "школьное сочинение" есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя.Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя. Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания.
«Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью».(Текучев А.В.)На мой взгляд, наиболее приемлемая точка зрения на понимание сочинения представлена методистом А.В. Текучевым. Здесь автор, в первую очередь подчеркивает творческий характер сочинения, затем говорит о роли плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения, что не находит отражения ни в одной из других точек зрения.
Итак, можно сделать вывод, что:Сочинение – это упражнение высшего порядка.
Сочинение – это творческое, самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим.
Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном развернутом изложении какого-либо содержания.
1.2 Классификация сочинений
Сочинение в школе занимает особое место, ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний - к таким условиям, какие складываются в жизни.
Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.
Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям). В зависимости от источников материала выделяются: Во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсии, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта. Во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта. В-третьих, сочинения, где используются материал разных источников, например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта.
Особо следует отметить сочинение на основе творческого воображения - по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию на тему сказок и т.п. В сочинениях этого типа реализуется различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.
По степени самостоятельности , по методике подготовки различаются сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.
По типам текста сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в начальных классах чаще всего используются повествования с элементами описания и рассуждения.Жанры сочинения в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы.
По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные (художественные) и «деловые» (научные).Первые - это преимущественно рассказы о событиях и описаниях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объяснения и другие.
Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам:- природа нашей Родины - лес, поле, река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы;- труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;- лучшие представители народа в прошлом и настоящем;- наша великая Родина;- школа, семья, товарищи.Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства.Разнообразие детских творческих работ настолько велико, что все охватить невозможно. Но показать некоторые примеры необходимо.
Сочинения - миниатюры.Почти всегда они - продукт свободного творчества. Подготовка к таким сочинениям сводится к созданию творческой атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач. Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-то случае»; «о каком-то зверьке» и т.п. Следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии.Приведу несколько примеров миниатюрных сочинений, написанных учениками 2 класса, работа продолжалась 20 мин.
Мой любимый Бимка.
У меня есть пес Бим. Шерстка у него белая, как зимний снег, а лапки коричневые. Он очень добрый, любит играть. (Это написала Ермакова Катя)
Дятел.
Высоко на дереве сидит дятел. Из-за красной шапочки на голове его видно издалека. Клюв у дятла крепкий, как молоток. Тук-тук. Это дятел стучит.
( Это написал Вилков Матвей)
В этой миниатюре - сравнение, эпитет, и все это подобрано вполне удачно.Все сочинения разные. Одни более удачные, другие менее. Встречаются в них стилистические и грамматические ошибки. Несмотря на это, ценность этих работ еще и в том, что они заставляют ребят думать самостоятельно, наблюдать и писать о том, что они видят. Кроме того, детские сочинения помогают лучше понять психологическое состояние ребенка, увидеть его продвижение в развитии, проследить расширение его кругозора, а также позволить увидеть материал по русскому языку, который дети не усвоили или усвоили плохо.
Описание картины. Сочинения по картинам также распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.Велика роль картины в развитии творческого воображения учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте.Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы ученику. Она облегчает ему познание жизни. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. Сочинения по картинам делятся на три основных вида: 1.повествовательные сочинения по серии картин и по картинному плану; 2.повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок творческому воображению, отражая лишь один момент сюжета; 3.описание картины. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в 1 классе я считаю необходимым обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Учащиеся, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1-3 предложения, озаглавливают рассказы. Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил художественной действительности. Описание картины - самая трудная форма сочинения. Учащиеся описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины; во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей, творческое воображение.
Сочинение на литературные темы.В последнее десятилетие, в связи с принятием программ по литературному чтению и выходам в свет учебников по литературе для начальных классов, возрос интерес к литературным сочинениям. Сегодня сложилась такая типология сочинений на литературном материале:а) отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях. Это наиболее частый тип сочинения на литературном материале ;б) сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например, «Весна в русской поэзии», «Стихи о России», «Мир животных в творчестве К .Г. Паустовского»;в) сочинение о творчестве одного писателя: «Сказки А. С. Пушкина», «Дети в творчестве Н. А. Некрасова», «Я люблю читать К. И. Чуковского»;г) рассказ о героях произведений литературы (подступы к сочинению - характеристике): «Полководец Суворов (по рассказам С. Алексеева)», «Ванька Жуков, его радости и горести», «Обезьяна в баснях И. А. Крылова»Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении - так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения рассматриваемого типа должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными текстами, а также словарями, справочниками.
Сочинение сказок. Методика развития речи детей издавна опиралась и на сказочные сюжеты, и на язык сказки. Сказка и сегодня используется в детских садах и в школе. Дети любят не только слушать и читать сказки, но и сами их рассказывают, перестраивают сюжет, добавляя новые линии действия, новых персонажей, придумывая приключения.Особенно интересно, когда каждый ученик начальных классов должен сочинить сказку. Они с интересом придумывают сказки, вместе с родителями иллюстрируют их.
Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся. Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описания одного предмета, например березы, сосны, дома, железнодорожного моста, часов; сравнительные описания (у Ушинского - «Заяц и Орел»); рассказы о походе, экскурсии, путешествии на основе длительных наблюдений, а зачастую и на опыте собственного труда - «Сделаем город чище», своеобразны отчеты о проделанной работе - «Как мы сажали деревья в будущем парке» и рассуждения - «Лучшая профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнезда». Бывают описания трудового процесса, напоминающие инструкцию: «Как сделать скворечник»; «Как охотники определяют, где север, где юг»; «Какие работы я выполняю в школе и дома»; «Как убирают улицы в городе зимой» и мн. др.Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями.Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об использовании этого дерева для пользы людей: березовая древесина используется в строительстве, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для сбора ягод, а в старину на бересте писали и мн. др. Такой вариант сочинения развивает точность выражения мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом - формирует научный стиль речи.Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет березу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудет зеленый шум». О летней березе расскажет как о тенистом укрытии от палящего зноя. И всего прекраснее береза в нежно-золотистом осеннем наряде.Береза - любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины знаменитых художников…
Методические особенности работы с сочинениями в начальной школе.
Этапы подготовки к сочинению.
«Сочинения, если под ними подразумевать упражнение дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, то есть по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз» (Ушинский 1994). Слова К.Д. Ушинского актуальны и значимы по сей день, поскольку отражают не только направленность уроков русского языка («главное занятие»), сущность сочинения как «дара слова», но и специфику деятельности учащихся в написании сочинения «… самостоятельными усилиями <…> выразить <…> свою самостоятельную мысль».Написание сочинения - это сложный процесс как для ребенка, так и для взрослого человека, потому что от пишущего требуется не только сформулировать свою мысль и найти средства для ее выражения, но и желание, умение осуществлять этот процесс (иметь свой речевой опыт в осуществлении данной работы).
Выбор темы и план. Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период - определение тематики сочинений.
Тема - это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении, развивая тем самым творческое воображение учащихся. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены учащиеся к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «Первые признаки весны». Школьники могут озаглавить сочинения по-иному: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, художественные заглавия. В то же время нельзя забывать, что заглавие помогает понять замысел. Так, название сочинения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы нашего края» предполагает более широкое содержание, стиль, близкий к деловому. Тему помогает раскрыть план, обычно из 3-5 пунктов; так, широкая тема «Осенью» может иметь такое содержание, отраженное в плане:1. Сентябрь, первые признаки осени в природ2. Радостные дни золотой осени.3. В нашем саду: снимаем урожай яблок и слив. В зависимости от типа и задач сочинения детали подготовительной работы меняются, но есть общие ступени подготовки: первая - ситуация, вторая - мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на выставку, в парк), участие детей в труде, поездки, переписка с другими школами, встречи с интересными людьми, посещение театра и пр. Необходимо создать у детей определенное настроение.
План - необходимая ступень любого действия, любого высказывания. Обдумывая свою речь, особенно монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план - письменный, затем - устный, затем - мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В I классе план нередко дается в виде вопросов; во II классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется коллективно; в III и в IV классах - индивидуально.В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на образцы. Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картинке составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет. План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения. Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом.
Накопление материала Накопление материала - вторая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения. Первый вариант постоянен и непрерывен, второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам и проспектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например, при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя». Иногда наблюдение превращается в творческий процесс, например при подготовке к сочинению «Осень золотая». Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или написания текста. Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста. Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выслушивание, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность.
Написание сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках (не только русского языка). Работа над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:а) накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;
б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики;
в) словесное, речевое оформление сочинения, то есть составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка. Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока, на котором пишется сочинение. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.Если сочинение - итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные черты уроков письма сочинений.1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления.3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.7. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.
Рассмотрим следующие особенности работы над сочинением в начальной школе.
2.2 Методика работы над сочинением в 1 классе
За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: « Как мы убирали школьный двор», « Как мы встречали птиц». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетные, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.
Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.
В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:
1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;
4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.
Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами. Учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи.
В альбом демонстрационных картин по развитию речи в 1-ом классе включены картины предметные, сюжетные и пейзажные. Каждая из картин содержит материал, по которому можно составить ответы на вопросы, объединенные темой. Вопросы учителя должны быть направлены не только на раскрытие содержания картины, но и на ее осмысление, они должны будить мысль, приучать к самостоятельности суждений, подводить к выводам.
Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить иллюстрации к прочитанному и сюжетные картинки. Учитель обращает внимание детей на иллюстрации в «Азбуке», а затем и в книге «Литературное чтение» и просит рассказать, что на них изображено. В ходе такой работы у учащихся вырабатывается умение точно подбирать слова, правильно строить предложения на заданную тему.
Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять предложения по нескольким картинкам, объеденным темой.. Составление предложений по сюжетным картинкам приближает учащихся к связному рассказу, так как последовательность картинок серии отражает развитие сюжета.
Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.
Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:
* Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме.
* Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом.
* Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
* Связный рассказ по плану.
* Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
* Проверка записанного.
В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок.
После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.
2.3 Методика работы над сочинением во 2 классе
Сочинения во 2-ом классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.
Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.
С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений следует проводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания. Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам .Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:
Сообщение темы и цели работы.
Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.
Коллективное составление плана рассказа по плану.
Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
Связные рассказы по плану.
При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:
1. Постановка перед классом цели работы.
2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
3. Озаглавливание картинок.
4. Устные рассказы по плану.
Хороший материал для устных рассказов содержат иллюстрации, данные в книге «Литературное чтение». С этой целью следует брать иллюстрации, открывающие каждую новую тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде людей в разные времена года. Все они красочно выполнены, доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактический материал в целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой иллюстрации и составить по ней рассказ.
Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений. Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.
Хороший материал для устных рассказов содержат работа над составлением сказки.
Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе:
*Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)
*Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.)
*Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко).
*Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.
2.4 Методика работы над сочинением в 3-4 классах
В 3-ем и 4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
-Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
-Написать рассказы о случаях из своей жизни.
-Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.
-Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
-Правильно строить простые предложения различных типов.
-Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.
В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.
Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно- следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно. К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.
Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки сочинения на тему «Что я люблю рисовать». Выяснив в ходе подготовительной беседы, любят ли дети рисовать и что именно они любят, следует приступить к коллективному составлению плана сочинения. Вопросы учителя помогают учащимся определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. План по мере его составления записывается на доске. В заключение учитель спрашивает учащихся: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы могут быть самые различные, но учитель направляет мысль детей. «Обычно, - говорит он, - когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов хорошо или плохо». Попытки детей дать оценки своему труду учитель корректирует и помогает включить в сюжет элемент рассуждения. Так как в сочинении на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде (удачный рисунок) и заключительные предложения у каждого ученика будут различными по лексическому составу. Так под руководством учителя дети впервые вводят в сюжетный рассказ элемент рассуждения.
При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.
Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в 1-2 классах, так и в 3- 4классах, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки, демонстрационные картины. Но в отличие от II класса для этой цели рекомендуются художественные картины.
Письменные сочинения в3-4 классах разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.
В 3-4 классах продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам.
2.4 Методические рекомендации по коммуникативным технологиям обучения младших школьников написанию сочинения.
Результатом проделанной работы могут стать различного вида рекомендации по написанию сочинений как способа развития творческого воображения младших школьников.
Интересен прием под названием «Обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения». Исследование методической литературы позволяет обозначить методические подходы в обучении младших школьников этому умению.
Знакомство учащихся с темой сочинения и вариантами темы.
На уроке, посвященном знакомству учащихся с сочинением как новым видом творческой работы в I классе, предлагаю детям ответить на вопрос: «Сочинение - это…?» В процессе обсуждения данного вопроса выслушиваю варианты ответов детей и делаю вывод: Сочинять - это значит создать свой текст, в котором выражены свои мысли и чувства. Проведенное обсуждение должно привести учащихся к постановке учебно-практической задачи: учусь писать сочинение. На данном уроке первоклассникам может быть предложена тема «Первые весенние цветы», которая записывается на доске. К уроку ученики приносят открытку с изображением первого весеннего цветка, привлеченный материал позволит избежать однообразия в фактическом материале. Отвечая на вопрос: «О чем можно рассказать по данной теме?» - мои ученики обычно называют цветок и описывают его внешний вид. Я как учитель предлагаю несколько вариантов данной темы: «Мой любимый весенний цветок», «История весеннего цветка», «Сказка о весеннем цветке». Ha данном уроке выбирается первая тема – «Мой любимый весенний цветок». Обсуждая выбранную тему, учащиеся могут высказывать свои предположения, которые в виде ключевых слов могут быть записаны на доске и служить своего рода пунктами плана: внешний вид (стебель, листочки, бутон), живёт, появляется. Особо на уроке обсуждается задача сочинения о цветке: выразить чувство восхищения первым весенним цветком. Сформулированная задача может послужить основанием в отборе словаря. Домашним заданием будет сочинение сказки о весеннем цветке. Для того чтобы ученики смогли справиться с заданием, им будет предложено разрешить речевую ситуацию, которая не только создает мотив в речевой деятельности, но и помогает отобрать содержание сказки, актуализировать читательский опыт в различении особенностей жанра.
Фрагмент работы «Сочиняем сказку».
- Представь себе, что твой любимый цветок живет в сказочном лесу и с ним происходят необыкновенные встречи и приключения.Но прежде чем сочинить свою историю о цветке, попытайся ответить на такие вопросы:1. Какой характер у твоего цветка?2. С кем встретится цветок? Каким будет его друг (враг)?3. Какое событие с ними произойдет?4. Как изменятся твои герои?5 Чему будет учить твоя сказка? А теперь твори, сочиняй. Не забудь о своих отношениях и чувствах!
При подготовке к следующему уроку школьникам предлагается собрать информацию о скворце: описание внешнего вида, поведение, место обитания, забота о потомстве. Отобранный материал послужит содержанием новой темы сочинения. На уроке учитель предлагает учащимся встать на позицию другого существа (скворца) и сочинить от его лица рассказ.Фрагмент урока во 2 классе.
- Вас не было всю зиму в родных краях. Вы вернулись. О чем вы можете рассказать своим соседям-воробьям, которые никуда не улетают ?Выносится на обсуждение основная тема и варианты ее раскрытия:Обсуждая тему и ее варианты, на доске появляются ключевые слова, которые станут основанием для создания сюжетной линии. В дальнейшем ученики выбирают свой вариант темы, составляют словарь, ориентируясь на сформулированную коммуникативную задачу. В качестве домашнего задания учащимся предлагается сочинить историю о скворце. Данная работа позволяет поставить учеников в новые условия речевой ситуации, которая предполагает создание ими свободного высказывания, опираясь на собственную фантазию и читательский опыт. Встреча с домом. Наступила весна. Скворцы вернулись на родину. Вот родной дом. Скворушка очень обрадовался родному дому. Вместе с ним радовались его друзья. Они сидели на старом дереве и весело разговаривали между собой. Наверное, рассказывали о том, где побывали, что видели. Старое дерево тоже радовалось прилёту своих знакомых. (написал Аникин Вова) В начале 3 класса можно предложить сочинение на основе личного опыта.О чем можно рассказать по данной теме? (О каникулах; об интересном случае; о знакомстве; о том, как собирали грибы; о походе на речку и др.) Обсуждая с детьми данный вопрос, нужно подвести их к осмыслению границы темы. Не следует рассказывать обо всех событиях, которые произошли летом, а только о каком-то одном. На это указывает в названии темы слово это. На доске появляется запись:- С какой целью вы хотите рассказать о летнем событии? (Выразить свои чувства и переживания, поделиться радостью.)
2.Знакомство учащихся с вариантами отправителей сообщения в раскрытии одной темы.
В процессе создания высказывания особое место занимает пишущий (говорящий) или отправитель сообщения (адресант), поскольку именно он, решая коммуникативную задачу, отбирает свой фактический, лексико-грамматический материал, тип создаваемого текста, его стилистическую окраску. Отправитель сообщения становится автором, который высказывает свою позицию, свое отношение, свои чувства и переживания. В процессе чтения художественных произведений учащиеся пытаются увидеть автора через специально организованную работу над образной системой, изобразительными средствами языка. Создавая собственное высказывание, школьники встают в позицию автора, который не просто фиксирует происходящие события, но и выражает свое отношение, собственное «Я». Одно и то же событие, явление, действие может быть по-разному воспринято и описано участниками речевого общения. Помочь школьникам понаблюдать и испытать в собственной речевой практике возможности вариативного раскрытия темы в сочинении и в зависимости от выбранного отправителя – одна из задач в работе по развитию связной речи учащихся. Во 2 классе, готовя школьников к сочинению по наблюдениям (объект наблюдения - береза, изменение ее убранства), я предлагала им в качестве домашней работы провести наблюдения за отрывками из художественных текстов для того, чтобы они могли увидеть в слове не только образ, но и чувство, настроение писателя, создающего этот образ.
«Листопад» Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной;
Фрагмент работы. - Прочитай.
И. БунинОсень приходила к нам светлая и тихая... Она убирала березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока наконец не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорно вся сияла...
-Какое настроение передается в прочитанных отрывках?-Какие чувства испытываешь ты при чтении этих строк?-Выпиши слова из текстов, подтверждающие настроение автора и твои чувства.-Найди в Толковом словаре объяснения слов убор, очарован.
До урока проводилась экскурсия в парк с целью организации наблюдений за изменениями осеннего убранства деревьев. В ходе экскурсии выяснили, какие чувства испытывают дети от увиденного, что особенного происходит с деревьями, в чем проявляется волшебство осеннего парка, что может испытывать дерево (береза) в осеннюю пору. Результаты наблюдений (не только изменения в природе, а главное - изобразительные средства языка, передающие чувственное восприятие наблюдаемых изменений) заносили в творческие тетради в процессе экскурсии. На уроках чтения дети читали стихи, созвучные теме наблюдения, и выписывали изобразительные средства языка, создающие картины природы и передающие чувства и настроения авторов. Такая работа позволяла учащимся накапливать собственный речевой опыт и «видеть» за словом образ, смысл и чувства.
На уроке тема сочинения не предъявляется ученикам в готовом виде. Это обусловлено задачей урока: формировать умение определять границы темы. Сформулировать тему сочинения учащимся помогут предметные картинки, на которых изображена береза в разные времена года: в зеленом уборе, в желтом наряде и обнаженная береза; пословица «Наблюдай, да примечай», а также материалы экскурсии . Анализируя предложенный учебный материал, школьники из возможных тем: «Осенняя береза», «Наряд березы осенью», «Береза осенью», «Прощание с нарядом» - выбирают последнюю, так как именно она наиболее точно отражает представленный фактический материал.
Фрагмент урока. Обсуждение темы и выбор возможного отправителя сообщения.
- О чем можно рассказать по теме «Прощание с нарядом»? (О том, как береза постепенно меняла свой наряд: от зеленого к желтому, от желтого к черно-белому.)-Какую задачу можно решить в своем сочинении по этой теме? (Выразить чувства, переживания в связи с изменением наряда березы.)-А кто может выражать свои чувства, переживания в сочинении?
Этот вопрос ставит школьников в ситуацию нового осмысления возможностей раскрытия темы, так как им предстоит выбрать возможного автора сочинения, который конкретизирует общую коммуникативную задачу (выразить чувства), выберет сюжет повествования, наполнит его лексическим, грамматическим материалом, расставит стилистические акценты.На доске появляется запись, фиксирующая возможных отправителей сообщения:
* Корректировка коммуникативной задачи и составление словаря
. - О чем может рассказать автор, если он выступает в роли березы (наблюдателя, исследователя)?Отвечая на данный вопрос, учащиеся сталкиваются с необходимостью разводить задачу в сочинении, выбирать стилистически оправданную лексику и тип создаваемого текста.
- Какие чувства будет выражать береза в своем рассказе?Ученики записывают под каждой картинкой слова, ориентируясь на внешний вид и собственное воображение: радость, гордость; восхищение; растерянность, тревога, печаль, боль, надежда.
- Какие слова будет использовать береза в рассказе, чтобы выразить свои чувства?Этот вопрос позволяет обратить внимание детей на необходимость точного выбора слова в назывании и выражении чувств. В тетрадях появляется следующая запись:Радость, гордость - красивый, зеленый сарафан; изумрудные листочки; пушистые сережки прохладная тень в знойный день. Восхищение - птица-осень, золотое платье, королева, солнечные блики.Тревога, печаль - пронизывающий ветер, листья-монетки улетели, стало холодно, одиноко.Надежда - придет зима, укроет снегом белая шубка.*Выбор типа текста ,выстраивание сюжета сочинения.
- Какой вид текста выберете для рассказа березы и почему? (Текст-повествование с элементами описания.)Что должно быть в структуре текста-повествования?Самостоятельно продумайте сюжет рассказа и его последовательность в зависимости от типа текста.В тетрадях ученики записывают свои варианты сюжета. Этот шаг важен с точки зрения понимания ими необходимости последовательного раскрытия темы. Приведу в качестве примера сочинение ученицы.
Здравствуйте, я березка. Здравствуйте, я берёзка. Я живу около реки и хочу рассказать, как меняю наряды. Наступило лето. Я оделась в зелёный сарафан, нацепила бархатные листочки. Осенью я поменяла свой наряд на золотой. Я чувствовала себя королевой в этом наряде. Но вот налетел ветер и сорвал мой чудесный наряд. Мне было грустно и печально. Надеюсь, что придет зима и подарит мне чудесную меховую шубку, а за ней весна, когда я буду снова стоять в прекрасном зеленом наряде. На последующих уроках продолжается обсуждение с учащимися возможных авторов в написании сочинений, но особо оговариваются задачи каждого рассказчика, поскольку в результате решения задачи могут появиться непохожие тексты как по типу, структуре, так и стилю изложения.
3.Знакомство учащихся с вариантами адресатов в процессе раскрытия темы сочинения.
Поскольку речевая деятельность возникает в результате взаимодействия людей между собой, то процесс создания высказывания включает в себя направленность речевого действия, которая выражается в установлении отношений между отправителем и адресатом речевого общения посредством коммуникативной задачи и содержанием высказывания. Человек выражает свои мысли и чувства в устной или письменной речи не в пустом, изолированном пространстве. Он ориентируется на слушателя или читателя, с которым ему хочется поделиться своими размышлениями или мнениями. От того, как воспринято и воспринято ли его сообщение, говорящий (пишущий) решает для себя вопрос присутствия в речевом общении. Отправитель, ориентируясь на речевой опыт адресата, степень его присутствия в речевой ситуации, ставит коммуникативную задачу, подбирает материал для ее решения, в результате чего и появляется высказывание, направленное на собеседника.В связи с этим представляется необходимым в процессе обучения детей вариативности в раскрытии темы сочинения знакомить их с адресатом, которому будет направлено сообщение.На уроке сочинения на заданную тему «Рассказ осеннего листочка» во II классе в процессе ее обсуждения учащимся предлагала самостоятельно сформулировать вопросы, помогающие понять тему. Дети ставили вопросы на понимание содержания (О чем?), коммуникативной задачи (Зачем?). Я предлагаю обсудить вопрос «Кому и что именно может рассказать листок?». Отвечая на поставленный вопрос, дети обнаруживали , что отправитель высказывания (листок) может обращаться с разными адресатами (рекой, деревом, птичкой, ветром).
Обсуждая каждый из поставленных вопросов, учащиеся постепенно приходили к пониманию не только темы сочинения, но и зависимости каждого варианта в раскрытии темы от адресата, предмета сообщения, задачи высказывания и сюжета, которые, в свою очередь, обусловливают выбор языкового материала.В процессе обучения детей написанию поздравления, письма и отзыва о прочитанном обсуждается с ними необходимость определения получателя сообщения, поскольку выбор адресата в создании высказывания обусловливает не только задачу, но и отбор фактического материала. Фрагмент работы по обучению второклассников написанию письма.
1. Создание мотива речевой деятельности. - В жизни бывают разные ситуации: люди уезжают надолго из семьи, из коллектива (класса). Общение между ними не прерывается, особенно когда они любят друг друга, скучают.(После первого класса уехал в другой город Ларин Кирилл )Каким образом люди могут общаться на расстоянии? (При помощи письма, телеграммы, могут позвонить.)Ориентируясь на общеучебную задачу уроков («Учусь выражать свои мысли и чувства в письменной речи»), сформулируйте тему и учебную задачу (УЗ) данного урока. (Письмо. УЗ: учусь писать письмо.)
*Планирование учебной деятельности. - Какие вопросы помогут решить УЗ?Учащиеся записывают вопросы в тетради и в последующем их обсуждают в классе (Что такое письмо? Зачем пишут письма? Кому можно написать письмо? Из чего состоит письмо? О чем можно написать в письме? и др.).
*Решение УЗ. - С какого вопроса вы предлагаете начать решение УЗ и почему? (Что такое письмо?)Дети высказывают свои представления о письме, учитель зачитывает статью из Толкового словаря С.И. Ожегова.- Зачем пишут письма? Кому?- Прочитайте письма русского поэта Е. Боратынского. На какие вопросы вы можете ответить?А.Ф. Боратынской (осень 1814 г., Петербург) Дражайшая маменька! Я только что получил ваше письмо и не могу не выразить вам радость, которую я ощутил, видя, что вы по-прежнему любите и прощаете мне мои проступки. Мне в самом деле было необходимо это утешение. Осмелюсь ли я повторить вам мою просьбу касательно морской службы. Я умоляю вас, милая маменька, об этой милости... Прощайте, милая маменька. Дай бог нам скоро увидеться. Остаюсь вашим покорным слугой, по обычаю, и вашим послушным, нежным, благодарным сыном, по сердцу. Евгений Боратынский А.Ф. Боратынской (январь 1818 г., Тамбов) Мы уезжаем через два часа, любезная маменька, и я хочу сказать дважды прощай этой земле, которая мне так дорога. Что бы там ни говорили - небезразлично, близко ты или далеко от тех, кого любишь. Большие расстояния ужасают и леденят сердце... Прощайте, любезная маменька. Я живу только надеждой свидеться с вами вновь. Евгений Б. - Как построено письмо? К кому оно обращено?Учащиеся работают на карточках с текстом писем и карандашом отмечают структурные компоненты письма, языковые обороты, свойственные данному жанру.Структура письма:- обращение;- общие проблемы;- событие;- пожелания;- прощание.
- Кому будет адресовано ваше письмо сегодня? Выберите адресат.С какой целью вы хотите написать письмо?Учащиеся работали в творческих тетрадях, отбирали материал по собственному желанию, но с учетом требований данной работы.- В какой последовательности вы будете рассказывать о событиях в своем письме?Отберите слова с учетом задачи, адресата и структуры письма, которые помогут вам составить его содержание.
Таким образом, изученная форма письменного сообщения позволяет школьникам расширить речевой опыт в создании текста, раскрывается творческий потенциал учащихся, а главное ребята составили письмо для своего друга, где рассказали о своих успехах и неудачах.Организовывая обучение младших школьников вариативному раскрытию темы сочинения в соединении всех составляющих эту вариативность (понимание отправителя, постановка коммуникативной задачи, определение адресата, отбор сюжета и наполнение его лексикой), урок приобретает характер свободного обсуждения возможных вариантов сочинения, что создает предпосылки для творческого волеизъявления школьников в выборе своего направления в раскрытии темы сочинения.
Приведу фрагмент урока сочинения по серии сюжетных картинок и заданной теме в III классе:- На какие вопросы нужно ответить, чтобы понять тему сочинения? (Кто? Кому? Зачем? О чем?)В творческих тетрадях учащиеся записывают тему сочинения и, обсуждая поставленные вопросы, фиксируют ответы на них. Таким образом, не только происходит осмысление темы, но и выдвигаются варианты ее раскрытия, что в дальнейшем может составить содержание детской работы. Отвечая на вопросы, учащиеся опираются на рисунки и собственные представления о предмете обсуждения.Образец записи ученика в творческой тетради:Затем дети выбирают один из обсужденных вариантов в раскрытии темы, оговаривают тип создаваемого текста (в данном случае - повествование с элементами описания), набирают лексический материал относительно каждой части текста, тем самым выстраивают сюжет сочинения.Приведу примеры детских сочинений. Рассказ подснежника. Я - подснежник. Меня так называют потому, что я родился под снегом. Я очень красивый. Мне хочется рассказать свою историю. Я спал под тонким снежным покрывалом, но что-то нарушило мой сон, и я открыл глаза. Передо мной мелькали желтые, красные, оранжевые и синие огни. Восхитительное зрелище! Я захотел узнать, отчего же это происходит? Чтобы узнать это, я стал пробираться вверх. Ай! Яркий свет ударил мне в глаза. Какая красота вокруг! Я поднял голову и увидел добродушного гиганта, который с интересом смотрел на меня. «Кто ты?» - спросил я. «Дуб», - ответил гигант. «А я - подснежник, потому что родился под снегом. А что это за шар, излучающий тепло и свет?» - спросил я. «Это солнце! - ответил дуб. - Когда оно светит - день, а нет его - наступает ночь». Как много нового я узнал! Какой же это большой, таинственный и красивый мир!Чувства переполняли меня. Мне хотелось жить и петь... Но подснежник жил недолго. Вскоре он отцвел, но снова родится весной. (Уварова Елизавета)
Безусловно, обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения - это сложный аспект в работе учителя, требующий от него свободного владения собственной речью, стремления постоянного самосовершенствования. Когда на уроке создается ситуация набора вариантов в раскрытии темы сочинения, у детей появляется живой интерес к работе.
Еще один подход при работе над сочинением представляется мне значимым.Он связан с созданием речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения.Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Один из способов развития мышления - это развитие речи. Признаки сформированного и гибкого мышления - умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить свою речь. Работа по развитию речи должна проводиться с самых первых ступеней обучения
Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:
Создание речевой ситуации. Цель: создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации
Предварительная подготовка. Цель: создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств.
Написание сочинения.
Пример подготовки к сочинению во 2 классе.
Создание речевой ситуации. Планируется создать классный литературный журнал «Здравствуй, Зимушка-Зима!».
Предварительная работа проводится на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, русского языка. В классе вывешивается лист ватмана, на который дети собирают свои слова, словосочетания о зиме. Кроме того, в конвертах находятся слова, написание которых вызывает трудность, например, бахрома, хлопотала, сковала (ручей). Дети могут проверить себя. На уроках изобразительного искусства дети нарисовали рисунки о приходе зимы. Учащиеся вместе с родителями подобрали стихи русских поэтов о приходе зимы. Например:
С утра неохотно зима хлопотала –
Опавшие листья в саду подметала.
Потом за работу взялась горячей
И льдом застелила притихший ручей.
Потом, поднимаясь все выше и выше,
Зима побелила заборы и крыши,
Укутала ветки дубка и сосны,
Чтоб сладко спалось им до самой весны.
(В.Мезинов)
Детям предлагаются вопросы для проверки и самопроверки : как природа ждала прихода зимы? Как изменилось все вокруг с приходом зимы? Как зима заботится об окружающем? Какое настроение вызывает приход зимы?
Ученики отвечают на вопросы, придумывают свои, помещают их на листе ватмана, сочиняют рассказ о приходе зимы, делятся впечатлениями. Собранный материал помогает слабым детям пополнить свои знания, сильным и средним – систематизировать.
На уроках подготовки к написанию сочинения зачитываются рассказы о зиме русских писателей, выделяются части текста, составляется план.
Написание сочинения.
Такая работа над созданием речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству.
3. Сочинения как показатель продвижения ребенка в развитии Анализ сочинений имеет важное значение не только для выводов о развитии речи, но и об общем развитии детей. Обычно применительно к начальной школе указываются такие критерии качества сочинений, как последовательность и логическая связь мыслей, стилистически грамотное изложение. Нет сомнения, что такие критерии качества сочинений, как последовательность, логичность изложения, стилистически грамотное оформление, важны. Однако не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений. Если учитель в сочинениях учеников своего класса обнаруживает ростки разностороннего развития детей — не только их ума (мышления, наблюдательности), но и формирования чувств, это и будет свидетельствовать о продвижении учащихся в общем развитии. Рассмотрим сочинения на тему «Сосулька». Я выбрали для анализа сочинения одной ученицы. Эти сочинения были написаны на одну тему. Показана динамика развития.
1.Сосулька.
Зима. Мороз. С крыши свисает сосулька. Она белая, длинная. Когда светит солнце, сосулька начинает таять.
Сосулька.
Солнечный зимний день. Мороз. С крыши свисает сосулька.
Яркие лучи солнца освещают все вокруг. И сосулька сверкает разноцветными огоньками.
Сосулька.
Солнечный зимний день. Легкий мороз. Солнечные лучи падают на покрытый снегом скат крыши. Под крышей снег тает, образуется вода, которая стекает вниз по скату. На морозе капля воды застывает. По ней стекает другая капля и тоже застывает. Так образуется сосулька.
Как видно из сочинений, работы отличаются. Первое сочинение просто констатирует факт- зима, мороз, сосулька. Во втором сочинении мы уже видим, как меняется взгляд ученицы на внешний вид сосульки. В следующем сочинении ученица рассматривает не просто сосульку, а образование этого удивительного явления.Все это свидетельствует о постепенном развитии у школьников осознанного подхода к оценке качеств предмета. Эта оценка выражается пока по-своему, по-детски. Но это указывает на подлинность испытываемых чувств, побуждающих к размышлениям, выводам, оценке. Во 2 и 3 работах ученицы разнообразные по построению предложения — это говорит об успехах школьницы. Следует также сказать о характере использования языковых средств. Язык разнообразный, встречаются уместные образные сравнения (). Хотя сочинения написаны на одну тему, они все разные по конкретному содержанию. Рассмотренные факты указывают на существенные результаты в общем развитии ученицы. В чем это проявляется? Материал сочинений свидетельствует о развитии эмоциональной сферы учащихся. Явления, с которыми дети сталкиваются в жизни, в учебе, не оставляют их равнодушными, они как бы пропускаются через призму их внутреннего мира. Сочинения свидетельствуют также о развитии умения наблюдать, проявляющегося в тенденции к умозаключениям на основе подмечаемых свойств. Соответствие теме, последовательность изложения, достаточно правильное построение предложений характеризуют мыслительную деятельность. Таким образом, сочинения указывают на результаты по всем трем основным показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства.