Рабочая программа по физике, 10 класс-углубленное изучение физики
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
г. Минусинска Красноярского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на МО учителей Зам. директора по УВР Директор
естественно-научного цикла МАОУ «Гимназия №1» МАОУ «Гимназия №1»
__________Т.А.Шешина _________Т.М.Лунькова ____ ___А.Г.Огоренко.
протокол №___ «___»___________2016г. «____»____________2016г.
от «__»________2016г.
Рабочая программа учебного предмета
«ФИЗИКА»
10 А класс
на 2016-2017 уч.год
Вид реализуемой программы:
ПРОГРАММА СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ.
УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик:
учитель физики высшей
квалификационной категории
Маркус Раиса Трофимовна
Год написания: 2016 г.
Предмет Физика
Перечень нормативных документов,
используемых при составлении рабочей программы
· Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
· Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
· Федеральный Базисный учебный план 2004 г. для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования;
· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
· Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2011 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.03.2011, регистрационный № 19993);
· Закон Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6054 «О внесении изменений в Законы края, регулирующие вопросы в области краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» (подписан Губернатором края 12.07.2011);
· Региональный БУП для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования (Постановление Правительства Красноярского края от 05.09.2008 № 75-п «О внесении изменений в постановление Совета администрации Красноярского края от 17.05.2006 № 134-п «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования»);
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.
Примерные программы по физике (Сборник нормативных документов.
Физика/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-107,[5]с.)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.ФИЗИКА.
Углубленный уровень 1011 классы В. А. Касьянов (Дрофа, электронная версия)
(Перечень нормативных документов прилагается)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на углубленном уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства.
Структура документа
Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Особенностями изложения содержания курса являются:
единство и взаимосвязь всех разделов как результат последовательной детализации при изучении структуры вещества (от макро - до микромасштабов). В главе «Элементы астрофизики. Эволюция Вселенной» рассматривается обратная последовательность от меньших масштабов к большим,
что обеспечивает внутреннее единство курса;
отсутствие деления физики на классическую и современную (10 класс: специальная теория относительности рассматривается вслед за механикой Ньютона, как ее обобщение на случай движения тел со скоростями, сравнимыми со скоростью света;
доказательность изложения материала, базирующаяся на простых математических методах и качественных оценках (позволяющих получить, например, в 10 классе выражение для силы трения покоя и для амплитуды вынужденных колебаний маятника, оценить радиус черной дыры;
максимальное использование корректных физических моделей и аналогий (модели: 10 класс модели кристалла, электризации трением; Аналогии: 10 класс движения частиц в однородном гравитационном и электростатическом полях;
обсуждение границ применимости всех изучаемых закономерностей (10 класс: законы Ньютона, Гука, Кулона, сложения скоростей; и используемых моделей (материальная точка, идеальный газ и т. д.);
использование и возможная интерпретация современных научных данных (11 класс: анизотропия реликтового излучения связывается с образованием астрономических структур (подобные исследования Джона Мазера и Джорджа Смута были удостоены Нобелевской премии по физике за 2006 г.), на шести рисунках приведены в разных масштабах 3D картинки Вселенной, полученные за последние годы с помощью космических телескопов);
рассмотрение принципа действия современных технических устройств .
Система заданий, приведенных в учебниках, направлена на формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, умения применять знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Как в содержании учебного материала, так и в методическом аппарате учебников реализуется направленность на формирование у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов, универсальных учебных действий и ключевых компетенций. В учебниках приведены темы проектов, исследовательские задания, задания, направленные на формирование информационных умений учащихся, в том числе при работе с электронными ресурсами и интернетресурсами.
Существенное внимание в курсе уделяется вопросам методологии физики и гносеологии (овладению универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработке теоретических моделей процессов или явлений).
Цели изучения физики в средней общей школе следующие:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, навыков работки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
Место предмета в учебном плане
Поурочно-тематическое планирование при изучении физики на углубленном уровне составлено из расчета 5 учебных часов в неделю (350 учебных часов за два года обучения).
В соответствии с учебным планом курсу физики старшей школы предшествует курс физики основной школы.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:
в ценностно-ориентационной сфере чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций:
формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике; использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты обучения физике в средней (полной) школе на углубленном уровне представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ В.А.КАСЬЯНОВА
10 класс (175 ч, 5 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (3 ч)
Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире. Физический эксперимент, теория. Физические модели. Идея атомизма.
Фундаментальные взаимодействия.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: базовые физические величины, физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;
называть базовые физические величины и их условные обозначения, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;
делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими величинами;
использовать идею атомизма для объяснения структуры вещества;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников.
Механика (66 ч)
Кинематика материальной точки (23 ч)
Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь и перемещение. Средняя путевая скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости.
Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Вращательное и колебательное движение материальной точки.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Измерение ускорения свободного падения.
2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: механическое движение, материальная точка, тело отсчета, система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное и равнозамедленное прямолинейное движения, равнопеременное движение, периодическое (вращательное и колебательное) движение, гармонические колебания;
использовать для описания механического движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорости, мгновенное и центростремительное ускорения, период и частота вращения, угловая и линейная скорости;
разъяснять основные положения кинематики;
описывать демонстрационные опыты Бойля и опыты Галилея для исследования явления свободного падения тел; описывать эксперименты по измерению ускорения свободного падения и изучению движения тела, брошенного горизонтально;
делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе, сравнивать их траектории;
применять полученные знания для решения практических задач.
Динамика материальной точки (12 ч)
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила
тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. Измерение коэффициента трения скольжения.
4. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя,
сила трения скольжения, сила трения качения;
формулировать принцип инерции, принцип относительности Галилея, принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука;
разъяснять предсказательную и объяснительную функции классической механики;
описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения;
наблюдать и интерпретировать результаты демонстрационного опыта, подтверждающего закон инерции;
исследовать движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости;
делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;
объяснять принцип действия крутильных весов;
прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах;
применять полученные знания для решения практических задач.
Законы сохранения (14 ч)
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: замкнутая система, реактивное движение; устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия; потенциальные силы, консервативная система, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары; физических величин: импульс силы, импульс тела, работа силы, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия, мощность;
формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости;
объяснять принцип реактивного движения;
описывать эксперимент по проверке закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости;
делать выводы и умозаключения о преимуществах использования энергетического подхода при решении ряда задач динамики.
Динамика периодического движения (7 ч)
Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил, не зависящих от времени. Вынужденные колебания. Резонанс.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
5. Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: вынужденные, свободные (собственные) и затухающие колебания, апериодическое движение, резонанс; физических величин: первая и вторая космические скорости, амплитуда колебаний, статическое
смещение;
исследовать возможные траектории тела, движущегося в гравитационном поле, движение спутников и планет; зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза, математического маятника от длины нити и ускорения свободного падения;
применять полученные знания о явлении резонанса для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни;
прогнозировать возможные варианты вынужденных колебаний одного и того же пружинного маятника в средах с разной плотностью;
делать выводы и умозаключения о деталях международных космических программ, используя знания о первой и второй космических скоростях.
Статика (4 ч)
Условие равновесия для поступательного движения. Условие равновесия для вращательного движения. Плечо и момент силы. Центр тяжести (центр масс) системы материальных точек и твердого тела.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: поступательное движение, вращательное движение, абсолютно твердое тело, рычаг, блок, центр тяжести тела, центр масс; физических величин: момент силы, плечо силы;
формулировать условия статического равновесия для поступательного и вращательного движения;
применять полученные знания для нахождения координат центра масс системы тел.
Релятивистская механика (6 ч)
Постулаты специальной теории относительности.
Относительность времени. Замедление времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь энергии и массы.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: радиус Шварцшильда, горизонт событий, собственное время, энергия покоя тела;
формулировать постулаты специальной теории относительности и следствия из них; условия, при которых происходит аннигиляция и рождение пары частиц;
описывать принципиальную схему опыта МайкельсонаМорли;
делать вывод, что скорость света максимально возможная скорость распространения любого взаимодействия;
оценивать критический радиус черной дыры, энергию покоя частиц;
объяснять эффект замедления времени, определять собственное время, время в разных инерциальных системах отсчета, одновременность событий;
применять релятивистский закон сложения скоростей для решения практических задач.
Молекулярная физика (49 ч)
Молекулярная структура вещества (4 ч)
Строение атома. Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества. Агрегатные состояния вещества.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоянная Авогадро, фазовый переход, ионизация, плазма;
разъяснять основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества;
классифицировать агрегатные состояния вещества;
характеризовать изменения структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах;
формулировать условия идеальности газа;
описывать явление ионизации;
объяснять влияние солнечного ветра на атмосферу Земли.
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (14 ч)
Распределение молекул идеального газа в пространстве. Распределение молекул идеального газа по скоростям.
Температура. Шкалы температур. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение КлапейронаМенделеева. Изопроцессы. Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
6. Изучение изотермического процесса в газе.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: стационарное равновесное состояние газа, температура тела, абсолютный нуль температуры, изопроцесс, изотермический, изобарный и изохорный процессы;
использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров;
описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой; эксперимент по изучению изотермического процесса в газе; объяснять опыт с распределением частиц идеального газа по двум половинам сосуда, газовые законы на основе мо-
лекулярно-кинетической теории строения вещества;
представить распределение молекул идеального газа по скоростям;
применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту.
Термодинамика (10 ч)
Внутренняя энергия. Работа газа при расширении и сжатии. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики для изопроцессов. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: число степеней свободы,теплообмен, теплоизолированная система, адиабатный процесс, тепловые двигатели, замкнутый цикл, необратимый процесс; физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, КПД теплового двигателя;
объяснять особенность температуры как параметра состояния системы;
наблюдать и интерпретировать результаты опытов, иллюстрирующих изменение внутренней энергии тела при совершении работы, явление диффузии;
объяснять принцип действия тепловых двигателей;
оценивать КПД различных тепловых двигателей;
формулировать законы термодинамики;
делать вывод о том, что явление диффузии является необратимым процессом;
применять полученные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Жидкость и пар (7 ч)
Фазовый переход пар жидкость. Испарение. Конденсация. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
7. Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: пар, насыщенный пар, испарение, кипение, конденсация, поверхностное натяжение,
смачивание, мениск, угол смачивания, капиллярность; физических величин: критическая температура, удельная теплота парообразования, температура кипения, точка росы, давление насыщенного пара, относительная влажность воздуха, сила поверхностного натяжения;
описывать эксперимент по изучению капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости;
наблюдать и интерпретировать явление смачивания и капиллярные явления, протекающие в природе и быту;
строить графики зависимости температуры тела от времени при нагревании, кипении, конденсации, охлаждении;
находить из графиков значения необходимых величин.
Твердое тело (5 ч)
Кристаллизация и плавление твердых тел. Структура твердых тел. Кристаллическая решетка. Механические свойства твердых тел.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
8. Измерение удельной теплоемкости вещества.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: плавление, кристаллизация, удельная теплота плавления, кристаллическая решетка, элементарная ячейка, монокристалл, поликристалл, аморфные тела, композиты, полиморфизм, анизотропия, изотропия, деформация (упругая, пластическая); физических величин: механическое напряжение, относительное удлинение, предел упругости, предел прочности при растяжении и сжатии;
объяснять отличие кристаллических твердых тел от аморфных;
описывать эксперимент по измерению удельной теплоемкости вещества;
формулировать закон Гука;
применять полученные знания для решения практических задач.
Механические волны. Акустика (9 ч)
Распространение волн в упругой среде. Отражение волн. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера. Тембр, громкость звука.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: волновой процесс, механическая волна, продольная волна, поперечная волна, гармоническая волна, поляризация, линейно-поляризованная механическая волна, плоскость поляризации, стоячая волна, пучности и узлы стоячей волны, моды колебаний, звуковая волна, высота звука, эффект Доплера, тембр и громкость звука; физических величин: длина волны, интенсивность звука, уровень интенсивности звука;
исследовать распространение сейсмических волн, явление поляризации;
описывать и воспроизводить демонстрационные опыты по распространению продольных волн в пружине и в газе, поперечных волн в пружине и шнуре, описывать эксперимент по измерению с помощью эффекта Доплера скорости
движущихся объектов: машин, астрономических объектов;
объяснять различие звуковых сигналов по тембру и громкости.
Электростатика (25 ч)
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (11 ч)
Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Равновесие статических зарядов. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электростатического поля. Принцип суперпозиции электростатических полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: точечный электрический заряд, электрическое взаимодействие, электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля; физической величины: напряженность электростатического поля;
объяснять принцип действия крутильных весов, светокопировальной машины, возможность использования явления электризации при получении дактилоскопических отпечатков;
формулировать закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости;
устанавливать аналогию между законом Кулона и законом всемирного тяготения;
описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;
применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее электрических явлений.
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (14 ч)
Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Измерение разности потенциалов. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Распределение зарядов по поверхности проводника. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии
электростатического поля.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
9. Измерение электроемкости конденсатора.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
давать определения понятий: эквипотенциальная поверхность, конденсатор, свободные и связанные заряды, проводники, диэлектрики, полупроводники; физических величин: потенциал электростатического поля, разность потенциалов, относительная диэлектрическая проницаемость среды, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора;
наблюдать и интерпретировать явление электростатической индукции;
объяснять принцип очистки газа от угольной пыли с помощью электростатического фильтра;
описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;
объяснять зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и расстояния между ними;
применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее электрических явлений.
Лабораторный практикум (20 ч)
Резервное время (12 ч)
Тематическое планирование
по физике.
Класс: 10
Количество часов по учебному плану:
всего 175 часов; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных работ: 12 .
Плановых лабораторных работ - 10; работ физического практикума – 10.
Планирование составлено на основе:
- примерной ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ФИЗИКА.
- авторской ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ФИЗИКА. Углубленный уровень 1011 классы В. А. Касьянов (Дрофа, электронная версия)
- учебной и методической литературы.
Учебник: К28 Касьянов. 10 класс. Профильный уровень: тетрадь для лабораторных работ/В.А.Касьянов, В.А.Коровин.-9-е изд..стереотип.-М.6Дрофа,2014.-43, [5]с
Методическое обеспечение курса
УМК курса.
Учебная литература:
1. К28 Касьянов, В.А. ФИЗИКА.10кл. Углубленный уровень: учебник /В.А.Касьянов.-М.:Дрофа,2013.-447,[1]с.:ил.
2. К28 Касьянов. 10 класс. Профильный уровень: тетрадь для лабораторных работ/В.А.Касьянов, В.А.Коровин.-9-е изд..стереотип.-М.6Дрофа,2014.-43, [5]с
(тетради для лабораторных работ различных уровней обучения однотипны, т.к. тематика и структура лабораторных работ полностью совпадают)
Методическая и дополнительная литература:
Физика: контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11кл. общеобразват. Учреждений: базовый и профил. Уровни: книга для учителя/В.А.Заботин, В.Н.Комиссаров.-М.: Просвещение, 2008. – 64
Физика: Сборник заданий и тестов:10-11кл.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001,-160с.
Физика(7-11 классы): нестандартные задачи с ответами и решениями/ В.С.Бабаев. – М.: Эксмо, 2007.- 144с.- (Мастер-класс для учителя).
Физика. Законы, формулы, алгоритмы решения задач: материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы/А.Е.Марон, Д.Н.Городецкий, В.Е.Марон, Е.А.Марон; под ред. А.Е.Марона.- М.: Дрофа,2008.-331,[5] с.- (Выпускной/вступительный экзамен)
Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. Учреждений/Сост.Г.Н.Степанова.-М.:Просвещение,1995.-256с.
Контрольно-измерительные материалы, Физика:10класс/Сост.Н.И.Зорин.-М.:ВАКО,2010.-96с.-(Контрольно-измерительные материалы)
М28 Марон, А.Е. ФИЗИКА.10класс:дидактические материалы/А.Е.Марон, Е.А.Марон.-М.:Дрофа,2006.-156, [4]с.:ил.
Физика. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.А.Касьянова. Iполугодие/авт.-сост. В.А.Шевцов.- Волгоград: Учитель, 2007.-271с.
Физика. 10 класс. IIполугодие: поурочные планы по учебнику В.А.Касьянова./ авт.-сост. В.Т.Оськина.- Волгоград: Учитель, 2006.- 188с.
Сычёв Ю.Н. Физика.10класс. Тесты:В2ч.- Саратов: Лицей, 2012.-Ч.1.-80с.
Сычёв Ю.Н. Физика.10класс. Тесты:В2ч.- Саратов: Лицей, 2012.-Ч.2.-80с.
Интернет-ресурсы:
13 LINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=429.0CC5c-L88evqbSQa68AkDTQh13X5XHQdDd04YTnUHCnf4oy3mJB_qLD9oLMSPRPnd0Bk2Oz_29AHhdm4y187PUThQdS_-nK4uWeaAlhc0g
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Таблица тематического распределения количества часов
№п/п
Разделы
Количество часов
Авторская (примерная программа)
Рабочая программа
1
Введение
3
3
II.Механика
66
68
1
Кинематика материальной точки
23
24
2
Динамика материальной точки
12
12
3
Законы сохранения
14
14
4
Динамика периодического движения
7
7
5
Статика
4
4
6
Релятивистская механика
6
7
III.Молекулярная физика
49
51
1
Молекулярная структура вещества
4
4
2
МКТ идеального газа
14
14
3
Термодинамика
10
11
4
Жидкость и пар
7
7
5
Твердое тело
5
5
6
Механические волны. Акустика
9
10
IV. Электростатика
25
26
1
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов
11 ч
11
2
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов
14 ч
15
V.
Лабораторный практикум
20 ч
20 ч
VI.
Резервное время
12
7
Итого
175
175
Число часов по некоторым темам изменено. 5 часов из резерва распределено для проведения уроков по защите творческих заданий.
График контрольных и лабораторных работ.
№ п/п
Название раздела
Всего часов
Из них
Контрольная работа
Лабораторная
работа
Всего
Тема
Дата
Всего
Тема
Дата
1
Введение
3
2
Кинематика
материальной точки
24
1
К.р.№1 «Кинематика
материальной точки»
2
Л.р.№1 «Измерение
ускорения свободного падения»
Л.р.№ 2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
3
Динамика материальной точки
12
1
К.р. №2
«Динамика
материальной точки»
2
Л.р. №3 «Измерение
коэффициента трения скольжения»
Л.р.№ 4 «Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»
4
Законы сохранения
14
0
0
5
Динамика периодического движения
7
1
К.р. № 3
«Законы сохранения»
1
Л.р.№ 5 «Проверка
закона сохранения энергии при действии
сил тяжести и упругости»
6
Статика
4
1
К.р. № № 4 «Статика»
0
7
Релятивистская механика
7
1
К.р. № 5 «Релятивистская
механика»
0
8
Молекулярная структура вещества
4
0
0
9
МКТ идеального газа
14
1
К.р. № 6 «Молекулярная
физика»
1
Л.р.№ 6 «Изучение
изотермического процесса в газе»
10
Термодинамика
11
1
К.р. № 7 «Термодинамика
0
11
Жидкость и пар
7
0
1
Л.р. № 7
«Изучение
капиллярных явлений, обусловлен-ных поверхност-
ным натяжением жидкости»
12
Твёрдое тело
5
1
К.р. № 8 «Агрегатные
состояния вещества»
1
Л.р. № 8 «Измерение
удельной теплоемкости вещества»
13
Механические волны
Акустика
10
1
К.р. № 9 «Механические
волны. Акустика»
0
14
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов
11
1
К.
·