Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в начальной школе.


Министерство образования Сахалинской области
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в начальной школе.
Автор работы: Наталья Магафуровна ВинокуроваУчитель физкультуры
МБОУ НОШЭР г. Углегорска Сахалинской области
первая квалификационная категория
Углегорск
2013 г.

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc476831010 \h 3Введение PAGEREF _Toc476831011 \h 3Актуальность проблемы PAGEREF _Toc476831012 \h 3Аналитическая часть PAGEREF _Toc476831013 \h 5Результативность опыта PAGEREF _Toc476831014 \h 14Проектная часть. PAGEREF _Toc476831015 \h 15Заключение PAGEREF _Toc476831016 \h 17

Пояснительная запискаВведение
Актуальность проблемыЗдоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Здоровье учащихся - самое приоритетное направление в сфере образования.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматьсяфизкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делатьзарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставитьвстать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на « потом», обещаем себе, что рано или поздноначнѐм, но иногда бывает поздно начинать…
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта дляздоровья ребѐнка, то они с самого раннего детства формируют у ребѐнка
культуру физических занятий, демонстрируя это на своѐм собственномпримере.
По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы взрослые,ошибочно считаем: для ребѐнка самое важное – это хорошо учиться. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь теплоодеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьяхговорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным!Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении»и т.д.
Надо осознать, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи.
Аналитическая частьСовременные требования к обучению , развитию и воспитанию школьников невозможно решать устаревшими методами. Поэтому необходим пересмотр методов работы и применение нового опыта в работе с младшими школьниками.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, доктора биологических наук, профессора - это:
Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В качестве здоровьесберегающих можно назвать те методы, приемы, технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и учителей, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, на формирование личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни.
По мнению многих отечественных ученых, образовательные здоровьесберегающие технологии способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных дезадаптационных и стрессовых состояний.
Н.К.Смирнов делит образовательные здоровьесберегающие технологии на три группы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах;
психолого-педагогические технологии, главный отличительный признак которых — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья как учащихся, так и педагогов в период учебно-воспитательного процесса;
учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их на ведение здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Педагог начальной школы должен владеть технологиями здоровьясбережения при организации уроков и внеклассной деятельности.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. При проведении урока необходимо учитывать следующее:
1. Каждый урок рассматривать с позиций здоровьесбережения;
Анализ урока
с позиции здоровьесбережения1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:
температурный режим.
режим проветривания.
рациональное освещение класса и доски.
рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.
рациональное использование образовательного пространства класса.
2. Постановка здоровьесберегающих задач урока.
Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.
3. Средняя продолжительность и частота различных видов деятельности.(норма 7-10 минут).
4. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).
5. Поза учащихся. Чередование позы в соответствии с видом деятельности. Реальная роль учителя в формировании правильной позы учащихся.
6. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке:
физкультминутки.
динамические паузы.
минутки релаксации.
дыхательная гимнастика.
гимнастика для глаз.
массаж биологически активных точек.
работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).
7. Психологический климат на уроке:
взаимоотношения между учителем и учениками.
взаимоотношения между учениками.
наличие на уроке эмоциональной разрядки.
наличие познавательной активности, интереса.
8. Плотность урока.
(60%-80% времени урока отводится учебной деятельности).
9. Роль отметки, оценки знаний.
10. Объем домашнего задания.
11. Темп окончания урока.
12. Оценка урока учащимися. Рефлексия урока.
2. Проведение физкультминуток (с использованием музыкального сопровождения), минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз (в том числе по методике Базанова), пальчиков, упражнений, корректирующих осанку;
3. Проведение утренней зарядки, закаливание (если позволяют погодные условия, уроки физической культуры и часа двигательной активности проводить на свежем воздухе);
4. Игровая форма занятий.
А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает педагогам избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.
В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но может с умом пользоваться ее богатствами.
5. Работа по программе «Разговор о правильном питании».
Работа по программе “Разговор о правильном питании” строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий. Основная работа по комплекту проводится как на классных часах, так и на уроках естественного и творческого циклов.
Большое внимание в начальной школе уделяется вопросам здоровьесбережения при организации воспитательной работы. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
А каким же должен быть урок с позиции здоровьесохранения? И как оценить его с этих позиций? Отечественными учеными (А.П.Матвеевым, Т.В.Петровой, В.К.Бальсевичем, В.И.Ляхом, Л.Б.Кофманом, Ж.К.Холодовым, B.C.Кузнецовым и др.) были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения, опираясь на разные их типы и формы. Все это легло в основу различных программ по физической культуре, обеспечивая решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, исходя из запросов государства на определенном этапе развития общества.
Физкультурно-оздоровительные технологии на уроках физкультуры направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Основными направлениями в вопросах здоровьесбережения учащихся я выбрал следующие:
Создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры
укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;
популяризация и агитация здорового образа жизни;
стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта
данные направления я реализую через:
реализацию образовательных программ здоровьесберегающей направленности
Программный материал по ФК в каждом классе распределен таким образом, что обеспечивает полноценную двигательную активность с применением оздоровительного эффекта: С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности проводятся на свежем воздухе: легкая атлетика (20ч),зимой-лыжная подготовка (14ч.). Вариативная часть программы реализуется через подвижные игры (18ч), которые проводятся в осеннее-весенний период и имеют физкультурно-оздоровительную направленность.
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Неотъемлемой частью уроков является интенсивность физической нагрузки, которая должна соответствовать возрасту. Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы дети, которым трудно интенсивно двигаться (полные или слишком слабые), не бегали «через силу». При беге на выносливость, особенно на начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал – можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся». В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят. В младших классах полных детей ставлю в один забег и т.д.
учет состояния здоровья ученика
В 2013-2014 учебном году в нашей школе 100 ч. (88%) учащихся имеют основную группу здоровья, подготовительная 25ч. (10,4%) учащихся (ограничения интенсивности физических нагрузок, не сдают нормативы), учащихся, которым рекомендованы занятия в спецмедгруппе– 2ч.(1%). На уроках к детям с ослабленным здоровьем я использую индивидуальный подход.
Обеспечение необходимых гигиенических условий в спортивном зале.
Освещение в спортивном зале, температурный режим, требования к спортивному оборудованию и инвентарю соответствует санитарно-гигиеническими нормам.
Совершенствование методики проведения урока
Все уроки физической культуры должны иметь высокую моторную плотность. По данным СанПиН 70% урока дети должны активно двигаться. С этой целью я строю уроки, используя метод круговой тренировки. Когда класс делится на группы и работает по нескольким станциям. Этот метод можно применять в любой части урока.
Материал урока я стараюсь располагать в строгой логической последовательности от простого к сложному.
В младшем школьном возрасте использую разнообразные задания, требующие быстрых кратковременных перемещений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п., подвижные игры .В среднем школьном возрасте применяю скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, а также повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.
В старшем школьном возрасте использую комплекс скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Дистанцию бега для развития скорости увеличиваю до 60-100 м.
Скоростные упражнения у детей сочетаю с упражнениями на расслабление мышц: обучаю их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания нужно расслаблять мышцы голени), самомассаж, измерение ЧСС
Таким образом, здоровьесбережение на уроках физической культуры осуществляется за счет систематической двигательной активности школьников, развитие силы, выносливости, быстроты, гибкости
Пропаганда физической культуры и спорта
Данный компонент здоровьесбережения учащихся имеет важное значение. Ведь от того, насколько мы привьем детям желание заниматься спортом, зависит их дальнейшее самосовершенствование. Особенно я стараюсь увлечь младших школьников. Интерес к спорту я формирую через внеурочные спортивные мероприятия. В 2013-2014 учебном году мной проведено ___внеклассных спортивных мероприятий, также приняли участие в районных спортивных мероприятиях.учащиеся 6 класса приняли участие в проектной деятельности. Привлекаю к занятиям спортом через спортивные секции «волейбол», «лыжные гонки», а так же показываю личный пример в увлеченности спортом.

Результативность опытаРезультатом работы по здоровьесбережению считаю физическое развитие и совершенствование учащихся, увеличивается число учащихся-победителей и призеров муниципальных состязаний:
2011-2012 учебный год-16учащихся
2012-2013 учебный год-18 учащихся
2013-2014 учебный год-28 учащихся
за период с 2010 года школьные команды под моим руководством занимали призовые места среди школ района:
2010-2011 учебный год: соревнования по лыжным гонкам – 1 место;
2011-2012 учебный год: соревнования по лыжным гонкам 2 место; лыжная эстафета -3 место; легкая атлетика-3 место;
2012-2013 учебный год: легкая атлетика 1 место, лыжная эстафета -3 место, 1 место по итогам муниципальных состязаний
2013-2014 учебный год: лыжные гонки 3 место; 5 место по итогам президентских состязаний и 4 место по итогам президентских игр.

Проектная часть.Цель следующего межаттестационного периода – создание авторской программы по физкультуре .Задачи – совершенствование отдельных разделов и содержания программы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Создать план работы по следующим направлениям:
Работа с учащимися;
Работа с родителями;
Взаимодействие с социумом.
Разработать применение следующих форм работы при организации воспитательной работы с учащимися:
- Проведение тематических классных часов;
- Подготовка и проведение миниспектаклей, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику различных заболеваний;
Данная форма работы не только с помощью игры привлекает детей к вопросам здоровья, но и дает учащимся возможность реализовать свои творческие способности. Подготовка декораций, костюмов, музыкального сопровождения самими учащимися способствует сплочению коллектива, положительно сказывается на взаимоотношениях между ребятами. Подготовленные спектакли могут быть разыграны не только перед одноклассниками, но и учащимися других классов, а также перед малышами детского сада.
- Реализация проектов (проекты выполняются как коллективно, так и индивидуально) по вопросам здоровьесбережения;
- Выпуск газеты о здоровом образе жизни;
- Ведение «Журнала здоровья» класса.
На страницах «Журнала здоровья» исследуется и оценивается состояние здоровья учащихся, ведется учет пропусков занятий по причине заболевания, фиксируются профилактические и лечебные мероприятия.
- Ведение «Дневника здоровья».
В “Дневнике здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. Основная и главная задача – вовлечь ребёнка в мониторинг собственного здоровья.
Работа по сохранению здоровья учащихся не может быть эффективной, если не найдет поддержки со стороны семьи. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Работа с родителями предполагает:
- сбор информации о состоянии здоровья детей через анкетирование;
- проведение тематических родительских собраний;
- вовлечение родителей в активные формы реализации здорового образа жизни (спортивные соревнования, походы, игры).
Важную роль при формировании у учащихся потребности в здоровом образе жизни играет взаимодействие с социумом. В связи с этим необходимо наладит и поддерживать тесную связь со специалистами детской поликлиники, учреждений дополнительного образования.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном и в воспитательном процессе позволит снизить утомляемость, улучшит эмоциональный настрой и повысит работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

ЗаключениеДанный опыт опробован на младших школьниках, в Начальной школе эстетического развития г. Углегорска Сахалинской области, на уроках физкультуры, а так же на занятиях внеурочной деятельности «Будьте здоровы!». В результате проведенных исследований , повседневных наблюдений, можно сделать вывод о том, что описанные методы, формы нетрадиционного подхода к деятельности на уроках повышают мотивацию ребенка и родителей к занятиям физкультурой, укреплению своего здоровья, развивают двигательную активность, формируют здоровый организм ребенка.

Список используемой литературы
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.