Внекласное занятие по истории Турнир эрудитов
Турнир эрудитов.
Тема: «Из истории славян»
для учащихся 10 – 11 класс
Цели:
Углубить знания учащихся об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии наших предков-славян.
Формирование навыков работы в группе.
Воспитание уважения к истории своей Родины.
Эпиграф:
«В нашем рождении учувствовали камни гор и воды рек, травы степей и крики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце нашей жизни, но и солнце, светившее предкам».
Валентин Распутин
Учитель: С чего началась Россия? От какого корня пошел жизнестойкий росток?
Название родительского дерева – славяне. Первые письменные свидетельства о славянах относится к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские, сирийские источники. На основании этих сообщений историки определили территорию расселения славян. В далёкие времена они жили к востоку от германцев: от Эльбы до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.
Учение считают, что к VI веку происходит обособления из единой славянской общности ветви восточного славянства. Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов. Солнце, ветер, гроза, лес – все представлялось нашему предку одушевленным. Славяне были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов. И в течение всего года обряды сопровождали жизнь славян: в новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае, встречали Масленицу блинами. Особые обряды сопровождали пахоту и сев, затем начинались праздники урожая.
Новеллы – задачи по теме «Славяне».
1. «Тактика».
В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружения их составляли также лук и стрелы. Панцирей славянские воины не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в одних коротких штанах.
В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днем и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.
Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве, часто сами нападали нежданно - негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом, они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.
Вопрос: Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заменить противника в лес, овраг.
Ответ: По замечанию византийского автора, славяне в целом не имели единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, еще не могли создать тогда сильную армию с единым военным командованием, подобную армии Византии. Этим и можно объяснить в определенной степени военную тактику славян.
2.«Чур, меня!»
Почти до конца Х века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога - громовника Перуна, а также ветра Стриборга. Божество солнца называли Дождбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «Скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу (это по очень древнему верованию наших предков) жил лесной бог – леший, в воде-водяной бог, в руслах рек – русалки; особенно же чтили домашнего бога-домового.
Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говаривали в старину: «Чур, меня!»
Вопрос: Предположите, что означали эти слова.
Ответ: Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков значились под именем «Домовых», называли их также «Чурами» или «Щурами». Вот прочему говорили в случае беды: «Чур, меня защити!».
3.«Торговля».
Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные : меха, мед, воск, льняное полотно, желтый камень-янтарь, оружие, щиты, украшения.
Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, затем в Ловать – реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.
В устье Днепра, где река впадает в Черное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.
Вопрос: Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста!
Ответ: После того как были поставлены большие паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, что – бы они устойчиво держались на воде.
4.«Крашение яиц».
Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.
Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне , одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передает их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением .
Вопрос: Предположите, почему яйца стали красить.
Ответ: Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времен считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц.
5.«В зимнее время».
Если и случалось, что славяне шли на открытый бой, то они с криком слегка продвигались вперед все вместе. Если враги не выдерживали их натиска, то славяне наступали в сильнее, в противном случае просто убегали, не спешили схватиться с неприятелем в рукопашной схватке. Они направлялись к лесу, где умели отлично сражаться.
Далее византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему?
Во- первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда; в-третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов византиец приводит пять.
Вопрос: Назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.
Ответ: В-четвертых, зимой реки замерзают, и потому их легко можно перейти, не надо иметь плавучие средства. В-пятых, в зимнее время деревья стоят без листьев, и поэтому славянам труднее спрятаться за ними.
6.«Купание»
Детей, страдающих сухоткою, кладут в раздвоенное от удара молнии дерево, потом девять раз обходят с ними вокруг дерева и вешают на его ветвях детские сорочки. При возвращении домой купают детей в воде, взятой из девяти рек или колодцев, и обсыпают золою из семи печей. От лихорадки и других болезней крестьяне купают в реках, лесных родниках и колодцах, а после купания вытираются чистою тряпицей и вешают ее на соседнее дерево или ракитов куст; вместо тряпицы вешают также рубашку или лоскут от своей одежды и оставляют до тех пор, пока те совсем не истлеют.
Вопрос: Предположите, в чем смысл этого обряда.
Ответ: Смысл обряда таков: больной смывает и стирает со своего тела недуг, то есть снимает его с себя и вместе с тряпицею и сброшенной рубашкою передает
кусту или дереву как земным представителям того небесного, райского дерева,
который источает живую воду, исцеляющую все болезни. Как истлевает лоскут
или сорочка, так должна сгинуть и самая болезнь. Позднее, при утрате ясного
понимания старинных представлений, обряд этот получил характер жертвоприношения лесным и водяным духам.
7.«С собой».
Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно
надеть на себя в пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями
на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезёт, то увидишь старичка-
маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки
у него волосатые.
Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома - просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но не
Всегда успевает положить её на место, как скоро понадобятся вещи человеку.
Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочём
Не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.
Вопрос: Предположите, как перевозили славяне с собой домового.
Ответ: При переезде в новый дом наши предки поступали так: поскребут под
порогом, затем соберут мусор в совок и рассыпают его в новой избе, считая, что
с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо
не забыть принести ему на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением
сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!».
8. « Два лица»
Это славянский бог о двух лицах: одно лицо подобно солнцу, другое – полумесяцу. Жрецы этого бога ведали тайные, древние науки счета дней,
месяцев, лет. Перед храмом его высаживали великое множество самых разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разное время суток,
от раннего утра до позднего вечера.
Вопрос: Предложите, чему покровительствовал этот бог. Его имя? Для чего высаживали так много цветов?
Ответ: Славяне почитали Числобога как покровителя течения времени.
Одно, подобное солнцу, его лицо потому таково, что солнце отмечает сечение
дня, другое лицо подобно полумесяцу, ибо луна отмеряет течение ночи.
Жрецы Числобога содержали в порядке большие солнечные и лунные часы, которые посвящены были этому загадочному богу
А узнать, который теперь час, можно было, поглядев на удивительные часы. Равных им по красоте не создано до сих пор.
15