Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-х классов Люби и зная свой край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»
Рассмотрена
на заседании ШМО
гуманитарно-эстетического цикла
Протокол № __
от «__» _____2014г.
Руководитель МО
________Е.В. Микушина Согласована
Зам. директор по УВР
МБОУ ООШ № 7 города Белово
Протокол № __
от « __ » _____2014г.
Председатель МС
__________ Г.П. Дорохина Утверждена
Директор МБОУ ООШ №7 города Белово
Приказ №____
от «__»_____2014г.
___________Т.В. Мельник
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
люби и знай свой край
для обучающихся 5 классов
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
__________ И.Н. Аредакова
Белово, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Люби и знай свой край» для основной школы составлена на основе нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования (Стандарты второго поколения); Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В настоящее время на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край свою родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую и информационно-познавательную деятельность.
Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.
Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, для достижения этой гармонии необходима целенаправленная работа.
Изучение истории страны позволяет привить подросткам любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее цветущей и сильной. Формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история семьи помогают еще глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свои успехи и успехи земляков. В нашей многонациональной стране изучение региональной истории позволяет научить обучающихся бережно относится к обычаям и традициям различных народностей.
Цель курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Задачи курса:
1. Познакомить обучающихся с историей Кузбасса, основными процессами развития региона.
2. Развивать способность самостоятельно анализировать события прошлого и настоящего, делать вывод и обобщения.
3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через посещение музеев, библиотек, экскурсий, встреч с интересными людьми, исследовательскую деятельность.
4. Формировать систему ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижений человечества.
5. Воспитывать гуманизм, патриотизм и уважение к культуре народов.
6. Формировать общую картину развития региона на основе работы с устными и письменными источниками, посещением музеев города Белово и Беловского района, библиотек, использование семейного архива.
Программа предполагает реализацию таких форм деятельности, как:
Тестирование и анкетирование
Создание презентаций
Проведение игр: дидактических, деловых, подвижных
Просмотры художественных и документальных фильмов
Проведение дискуссий и конференций
Создание выставок и экспозиций школьного музея
Научно-исследовательская работа
Экскурсионные походы и поездки
Встречи с интересными людьми – литераторы, художники, искусствоведы, экскурсоводы, участники Великой Отечественной войны и локальных конфликтов.
Посещение историко-краеведческих музеев города
Работа в библиотеках и интернет-сайтах
Проведение творческих конкурсов (песни, рисунков, сочинений и т. д. )
Успех реализации программы, ориентированной на изучение моральных ценностей, во многом зависит от семейного воспитания, от его направленности, от духовного мира окружающих близких. Поэтому привлечение родителей к формированию моральных норм является обязательным. Это позволит развитию у обучающихся опыта формального и неформального общения со взрослыми, в ходе совместной организации праздников, поездок, экскурсий.
Сотрудничество предполагает следующее:
непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с обучающимися;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.
Основным принципом программы является принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин, изучению произведений искусства, информации СМИ, к фольклору, истории Родины и края, к истории и традициям своей семьи.
Общая характеристика учебного курса
Раздел I. Исторические источники.
Цель: Изучение видов исторических источников
Задачи: 1. Познакомить с понятием «исторический источник»
2. Рассмотреть виды исторических источников и их функции в изучении событий, фактов.
Раздел II. Коренные жители.
Цель: Изучение природно-климатических особенностей и этнографии народов.
Задачи: 1. Показать влияние климатических условий на занятия, культуру и быт коренных народов края.
2. Познакомить обучающихся с культурой и бытом, традициями и обычаями на примере малого народа - телеутов.
Раздел III. Кузнецкая земля.
Цель: Исследование значений присоединения Сибири к Московскому государству.
Задачи: 1.Познакомить с историей присоединения Сибири к Московскому государству.
2.Выявить связь между природными богатствами края и дальнейшим экономическим развитием государства.
Раздел IV. Кузнецкий бассейн.
Цель: Формирование знаний об образовании Кемеровской области.
Задачи: 1. Дать представления о Кузбассе как о промышленном центре Сибири.
2. Познакомить с достижениями культуры.
Раздел V. Белово и Беловский район.
Цель: Формирование представлений об образовании города и района.
Задачи: 1. Рассмотреть историю градообразующих предприятий.
2. Исследовать историю своей улицы или дома.
3. Познакомить с экспозицией городского историко-краеведческого музея.
Раздел VI. Боевые страницы истории.
Цель: Изучение боевых страниц города. Содействие духовно-нравственному развитию обучающихся.
Задачи: 1.Формировать представление о войнах, в которых участвовали кузбассовцы, в т.ч. и беловчане.
2. Способствовать формированию нравственного сознания.
Раздел VII. Семья и школа.
Цель: формирование традиционной бытовой семейной культуры, интереса к истории семьи и школы.
Задачи: 1. Формировать представление о семейных ценностях; познакомить обучающихся с культурными традициями семьи.
2. Овладевать знаниями и умениями поисково-исследовательской деятельности школьного музея.
Раздел VIII. Духовная культура и фольклор.
Цель: содействие духовно-нравственному развитию обучающихся.
Задачи: Приобщать детей к истокам культуры родного города через общение с деятелями культуры ( художники, литераторы, искусствоведы).
2. Показать связь времен через культурное наследие, дошедшее в виде народного творчества.
Раздел IX. Люби и знай свой край.
Цель: формирование представлений об экологии родного края, флоре и фауне.
Задачи: Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе, эстетическое отношение к миру, экологическую культуру.
При реализации данной программы расширяются знания детей, полученные на уроках истории, обществознания, литературы, географии, изобразительного искусства.
Описание места учебного курса
Рабочая программа внеурочной деятельности, ориентирована на обучающихся 5 класса, рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) осознание ценности человеческой жизни, 4) осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, 5) воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа, 6) осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода, 7) формирование представлений об искусстве народов России, 8) создание ценностного отношения к прекрасному, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде, общественной жизни.
Метапредметные результаты:
1) осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера); 2) умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа; 3) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 4) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; 5) выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;6) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 7) подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
Предметными результатами являются:
1) знание отдельных научных понятий:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли- культурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
2) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные термины .
3) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
4) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
5) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
Определять основные вехи развития Кузбасса.
Уметь анализировать события и факты на основе письменных источников, делать выводы.
Выполнять проекты исследовательской деятельности в результате посещения музеев, библиотек, экскурсий, встреч с интересными людьми.
Определять основные понятия базовых национальных ценностей.
Критерии оценивания результатов:
Итоговая викторина
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
Анализ документов
Критерии оценивания Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Деление текста на части с целью составления плана Выделяет главную мысль текста, умеет устанавливать связь между смысловыми фрагментами Выделяет главную мысль, но не может разделить текст на смысловые части Не верно определяет главную мысль текста
Анализ текста: сравнить и сопоставить, сделать вывод, опираясь на факты Может сравнивать и подбирать аргументы для подтверждения своей мысли Сравнивает, но не аргументирует свой выбор Приводит не более 2 линий сравнения, выводы не делает
Проект
Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый Повышенный
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.
Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии;некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.
Работа с понятиями
Критерии оценивания Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Содержание учебного курса
Раздел I. Исторические источники
Тема 1. Артефакты
Исторический источник, виды исторического источника. Что можно отнести к вещественным источникам (археологические материалы, памятники архитектуры, изобразительные источники (гравюры, рисунки, картины и т.п.), фотографии, предметы быта, одежда).
Тема 2. Письменные исторические источники
Исторический источник, виды исторического источника. Что можно отнести к письменным источникам (письма, личные дневники, периодическая печать, документы из семейного архива (свидетельства о рождении и браке, наградные листы, трудовые книжки, аттестаты об окончании школы, дипломы об окончании других учебных заведений, расчетные книжки и т.п.). Это неоценимые помощники в воссоздании биографических данных отдельного человека.
Тема 3. Устные источники
Исторический источник, виды исторического источника. Устный источник – это записанные на бумагу, на магнитофонную или видео пленку воспоминания людей о своей жизни, о события прошлого, свидетелями которого они были. Инструкция по проведению интервью.
Раздел II. Коренные жители
Тема 4. Древнейшие жители Кузнецкой земли.
Климат, хозяйственная деятельность и орудия труда древнейших людей, питание, захоронения.
Тема 5. Коренные жители нашего края.
Происхождение телеутских племен, калмаков, сибирских татар, шорцев. Основные занятия. Культурное наследие: песни, обряды традиции. Религия.
Тема 6. Краеведческий музей «Чолкой».
Посещение музея в с. Беково. Изучение экспозиции, посвященной быту, традициям и обычаям телеутов.
Раздел III. Кузнецкая земля
Тема 7. Присоединение Кузнецкой земли к России
Ясак. Кузнецкий острог. Значение присоединения Кузнецкой земли к России.
Тема 8. Богатства Кузнецкой земли
Леса, реки, полезные ископаемые, памятники природы родного края.
Раздел IV. Кузнецкий бассейн
Тема 9. Образование Кемеровской области
1943 год - образована Кемеровская область. В ее состав вошли: Барзаский, Беловский, Гурьевский, Зыряновский, Ижморский, Крапивинский, Кузедеевский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Мысковский, Тисульский, Титовский и Яшкинский районы. Города: Анжеро-Судженск, Белово, Кемерово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Новокузнецк, Осинники, Прокопьевск, Тайга. Послевоенное строительство новых предприятий.
Тема 10. Города Кузбасса
Краткая характеристика городов: Кемерово, Прокопьевск, Новокузнецк, Междуреченск, Мариинск, Белово.
Тема 11. Промышленность нашего края
Промышленные предприятия на территории Кемеровской области: КМК, Запсиб, Кузбассрадио, Беловская ГРЭС, угольная промышленность, Гурьевский металлургический завод Их функционирование.
Тема 12. Культура Кузбасса в начале XX века
Образовательные учреждения, медицинское обслуживание, библиотечное дело в городах Кузбасса.
Тема 13. Культура Кузбасса во II половине XX века
Образование, здравоохранение, культура в послевоенные годы.
Раздел V. Белово и Беловский район.
Тема 14. Заимка Федора Белова
Заимка Федора Белова. Ново-Бачатская копь.
Тема 15. Образование города Белово
Первые улицы, поселок Старо-Белово. Преобразование рабочего поселка в город Белово.
Тема 16. Села и деревни в Беловском районе
Современные названия сел. Описание местоположения села: географическое положение, топонимика окрестностей. Легенды и были о происхождении местных названий. Состав населения.
Тема 17. Вот эта улица, вот этот дом…
История своей улицы, своего дома. Мои соседи – мои друзья. Добрые дела моего двора.
Тема 18. Нас приглашает городской музей
Экскурсия в городской историко-краеведческий музей.
Раздел VI. Боевые страницы истории
Тема 19. Боевые подвиги кузбассовцев
Участие города в годы Великой Отечественной войны. Подвиги во время Великой Отечественной войны кузбассовцев, в том числе беловчан.
Тема 20. Памяти павших во имя живых
Сообщения о воинах – интернационалистах, участниках локальных войн в Чечне.
Тема 21. Памятники нашего города
Экскурсия по городу к памятникам, посвященным участникам боевых действий. Возложение цветов.
Тема 22. «Мы будем помнить эти имена»
Экскурсия в музей «Боевой Славы» во Дворце творчества детей и молодежи
Тема 23. Встреча с интересным человеком
Судьба человека, выставка фотографий и рисунков тех мест, связанных с воспоминаниями этого человека. Предварительное интервьюирование, подготовка оформления места встречи.
Раздел VII. Семья и школа
Тема 24. История моей семьи
Рождение семьи. Родственники. Профессиональные традиции. Династия. Бабушкина шкатулка (реликвии семьи). Генеалогия семьи и личности.
Тема 25. Я горжусь своими дедушкой и бабушкой
Семейный архив: фотоальбомы, дневники, письма. Карта мест, где бывали бабушка и дедушка, символы семьи.
Тема 26. История моей школы
История здания школы, историческая судьба: переименование, традиции, выпускники школы.
Тема 27. Учителя нашей школы
Подготовка выставки об учителях школы. Пресс – конференция с действующими учителями.
Тема 28. Музейная экспозиция в школе
Сбор информации к выставке старинных предметов: где обнаружили, примерное время их изготовления, для чего были предназначены. Выставка старинных предметов быта и орудий труда.
Раздел VIII. Культура элитарная и народная
Тема 29. Художники моего города
Посещение выставки «Вернисаж». Образ города в рисунках детей.
Тема 30. Образ города в художественной литературе
Посещение детской библиотеки. Знакомство с Кузбасскими поэтами и писателями.
Тема 31. Народные игры и забавы.
Тематический вечер. Сложными путями шло становление народно – певческой культуры Сибири. Сибирская фольклорная традиция – явление многослойное. Здесь соединились разные культурные традиции коренного населения и славянских переселенцев.
Раздел IX. Люби и знай свой край
Тема 32. Экологическая тропа
Логические задачи, викторина, загадки, творческие задания.
Тема 33. Мой любимый уголок нашего города
Фотовыставки, видеоролики, рисунки, сочинения обучающихся о любимом уголке города.
Тема 34. «Знаешь ли ты свой край?»
Итоговая викторина по родному краю
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Название тем и уроков Кол-во
часов Характеристика основных видов деятельности ученика
Раздел I. Исторические источники – 3 ч.
Тема 1. Артефакты
1 Подвести к пониманию термина «исторический источник». Рассмотреть виды исторических источников, опираясь на знания по истории. Уметь характеризовать и подтверждать примерами.
Выделять в документах ценную информацию для воссоздания биографических данных человека. Формировать умения задавать вопросы с целью получения информации от конкретного человека по определённой тематике.
Тема 2. Письменные исторические источники
1 Тема 3. Устные источники
1 Раздел II. Коренные жители – 3 ч.
Тема 4. Древнейшие жители Кузнецкой земли
1 Рассмотреть природно-климатические условия Сибири в 14 – 15 века. С помощью географической карты рассмотреть места расселения разных племен, выяснить почему люди располагали свои жилища по берегам рек, как влияют природные условия на занятия людей, их культуру и быт. Привести общие и отличительные черты коренных жителей края.
Тема 5. Коренные жители нашего города и района
1 Тема 6. Краеведческий музей «Чолкой»
1 Показать на конкретном примере жизни телеутов культуру, быт, традиции, обычаи, легенды национальную одежду этого народа.
Раздел III. Кузнецкая земля – 2 ч.
Тема 7. Присоединение Кузнецкой земли к России
1 Рассмотреть понятия « ясак», «острог», «недра земли», «памятники природы». Организовать дискуссию по проблемному вопросу: «С какой целью Московскому государству нужно было присоединить Сибирь?» Выяснить, как государство защищало свои границы. Беседа с обучающимися по вопросам: «Как открытие каменного угля и металлических руд повлияло на экономическое развитие Кузнецкой земли», «Кто они - первооткрыватели?» Подготовить сообщения о Михайле Волкове, Акинфии Демидове, Петре Александровиче Чихачеве, Григории Ефимовиче Щуровском.
Тема 8. Богатства Кузнецкой земли
1 Раздел IV. Кузнецкий бассейн – 5 ч.
Тема 9. Образование Кемеровской области
1 Познакомить с историей образования Кемеровской области, городов – работа в группах с проектами «Северные города Кузбасса», «Южные города Кузбасса», «Города центральной части Кузбасса».
Рассмотреть развитие промышленности в годы Великой Отечественной войны в Кузбассе и в нашем городе. Подготовить сообщения и проекты о КМК, Запсибе, Кузбассрадио, Беловской ГРЭС, Гурьевском металлургическом заводе.
Подготовить презентацию по группам: «Культурные учреждения города», «Культура Кузбасса в I половине XX века. Образовательные учреждения, медицинское обслуживание, библиотечное дело в городах Кузбасса», «Культура Кузбасса во II половине XX века. Образование, здравоохранение, культура в послевоенные годы».
Тема 10. Города Кузбасса
1 Тема 11. Промышленность нашего края
1 Тема 12. Культура Кузбасса в I половине XX века
1 Тема 13. Культура Кузбасса во II половине XX века
1 Раздел V. Белово и Беловский район – 5 ч.
Тема 14. Заимка Федора Белова
1 Формирование понятий «заимка», «город», «село». Познакомить с историей образования города. Рассмотреть местоположения сел Беловского района, географическое положение, топонимику окрестностей. Легенды и были о происхождении местных названий. Формировать интерес к истории своей улицы, к своим соседям.
Тема 15. Образование города Белово
1 Тема 16. Села и деревни в Беловском районе
1 Тема 17. Вот эта улица, вот этот дом…
1 Тема 18. Нас приглашает городской музей 1 Формирование понятий: «музей», «витражи», «экспозиция», «экспонат». Рассмотреть экспозицию городского музея.
Раздел VI. Боевые страницы истории – 5 ч.
Тема 19. Боевые подвиги кузбассовцев
1 Формирование понятий «герой», «подвиг», «воин», «воинская честь». Познакомить с обучающихся подвигами кузбассовцев, участвовавших в боях с фашистскими захватчиками, а также участниками локальных войн в Афганистане и Чеченской республике. Проследить боевой путь кузбасских дивизий. Подготовить сообщения: «Подвиги, о которых знает знает вся страна: Зинаида Туснолобова, Вера Волошина, Н. И. Масалов, И.Р. Васильев». Посещение музея «Боевой славы» во Дворце творчества. Подготовить экскурсию к памятникам города,
Тема 20. Памяти павших во имя живых
1 Тема 21. Памятники нашего города 1 Тема 22. «Мы будем помнить эти имена» 1 Тема 23. Встреча с интересным человеком
1 Встреча с участником локальных конфликтов. Подготовить встречу: выставка фотографий и рисунков тех мест, связанных с воспоминаниями этого человека. Предварительное интервьюирование..
Раздел VII. Семья и школа – 5 ч.
Тема 24. История моей семьи 1 Формировать интерес к истории рода, семьи. Построение генеалогического древа. Подготовить сообщение об одном члене семьи.
Тема 25. Я горжусь своими дедушкой и бабушкой 1 Тема 26. История моей школы
1 Формировать интерес к истории школы, к учителям. Подготовить проекты (индивидуальные или групповые) «Мой любимый учитель», «Учителя, которыми гордится школа», «Наши выпускники – медалисты». Подготовить и провести пресс-конференцию с учителями, работающими в 5 классах.
Тема 27. Учителя нашей школы
1 Тема 28. Музейная экспозиция в школе
1 Подготовить школьную экспозицию: сбор информации к выставке старинных предметов: где обнаружили, примерное время их изготовления, для чего были предназначены. Выставка старинных предметов быта и орудий труда.
Раздел VIII. Культура элитарная и народная – 3 ч.
Тема 29. Художники моего города
1 Посещение выставки – вернисаж, Центральной детской библиотеки. Формирование культуры поведения в учреждениях культуры.
Тема 30. Образ города в художественной литературе
1 Тема 31. Народные игры и забавы 1 Совместно с учителем литературы, музыки, истории и инициативной группы обучающихся провести тематический вечер «Народные игры и забавы нашего края».
Раздел IX. Люби и знай свой край – 3 ч.
Тема 32. Экологическая тропа
1 Туристический поход совместно с туристическим кружком Дворца творчества: решение логических задач, творческих заданий. Фотовыставки, видеоролики, рисунки, сочинения обучающихся о любимом уголке города.
Тема 33. Мой любимый уголок нашего города
1 Тема 34. «Знаешь ли ты свой край?» 1 Участвовать в итоговой викторине по родному краю
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Примерные сроки Тема Планируемые результаты
1.Личностные (л.)
2. Метапредметные (м.)
3. Предметные (п.)
1 Артефакты Л: формирование целостного взгляда на мир.
М : Выдвигать версии; работать по плану. Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
П : излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
2 Устные источники Л: Осознавать многообразия взглядов на мир, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
М : работать по предложенному плану, используя необходимые средства, устанавливать причинно – следственные связи на простом и сложном уровне.
П : высказывать суждения на основе сравнения конструктивных особенностей объектов.
3 Устные источники Л: вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
М : определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий, умения находить нужную социальную информацию в различных источниках.
П : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Древнейшие жители Кузнецкой земли Л: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
М : умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных), установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
П: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
5 Коренные жители нашего края Л: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
М: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
П: умение структурировать знания.
6 Краеведческий музей «Чолкой»
Личностные: формирование представлений об искусстве народов России, уважительного отношения к иной культуре и традициям.
П: умение структурировать знания; исследование несложных реальных связей и зависимостей, исследование несложных реальных связей и зависимостей.
М: подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
7 Присоединение Кузнецкой земли к России Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся
М : планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
П: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
8 Богатства Кузнецкой земли Личностные: понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве.
М : прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
П : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
9 Образование Кемеровской области
Личностные: воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
М: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
П: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
10 Города Кузбасса Личностные: понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве,
П: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
М : владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
11 Промышленность нашего края
Личностные: готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
М: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование.
П: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
12 Культура Кемеровской области 1943 - 1991
Личностные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
М: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных), поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа, подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
П : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
13 Культура Кемеровской области 1991 - 2012
Личностные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
М : умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных), поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа, подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
П: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
14 Заимка Федора Белова Личностные: воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа,
М : постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно,умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа;
П: высказывать суждения на основе сравнения конструктивных особенностей объектов.
15 Образование города Белово
Личностные: воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа.
М : определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
П: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
16 Села и деревни в Беловском районе
Личностные: воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа,
П: умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа.
М: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
17 Вот эта улица, вот этот дом…
Личностные: осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода.
М : целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные термины.
П : высказывать суждения на основе сравнения конструктивных особенностей объектов.
18 Нас приглашает городской музей
Личностные: воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
М: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона.
П : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
19 Боевые подвиги кузбассовцев
Личностные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
П: выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
М : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
20 Памяти павших во имя живых
Личностные: осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода.
М : внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, извлечение не обходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
П : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
21 Памятники боевой славы Личностные: осознание ценности человеческой жизни, осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
П: умение структурировать знания, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
М : высказывать суждения на основе сравнения конструктивных особенностей объектов.
22 «Мы будем помнить эти имена»
Личностные: осознание ценности человеческой жизни, становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
М: высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.
П: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа, подкрепление изученных положений на конкретных примерах, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
23 Встреча с интересным человеком
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции в современном обществе.
М : прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов с истории.
П : готовность к сотрудничеству с учениками в коллективной работе, освоение межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
24 История моей семьи Личностные: понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития.
М : постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
П : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
25 Я горжусь своими дедушкой и бабушкой Личностные: понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития.
М : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
П : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
26 История моей школы
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, группы.
М : постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
П : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
27 Учителя нашей школы
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, воспитание любви к школе, городу.
М : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
П : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
28 Музейная экспозиция в школе
Личностные: осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
П: способность сознательно организовывать свою учебную общественную деятельность.
М : готовность к сотрудничеству в коллективной работе.
29 Художники моего города
Личностные: формирование представлений об искусстве народов России.
М : способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности. анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное восполнение недостающих компонентов;
П : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
30 Образ города в художественной литературе
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
М : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона.
П : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
31 Народные игры и забавы Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся.
М : постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
П : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу.
32 Экологическая тропа
Личностные: оценивать значимость для личности эколога – культурного опыта коренных народов своего региона.
М : представлять экологическую познавательную модель в виде последовательности аналитических действий, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
П : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу.
33 Мой любимый уголок нашего города
Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека.
М : способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, создание ценностного отношения к прекрасному, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде, общественной жизни.
П : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу.
34 «Знаешь ли ты свой край?»
Личностные: осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, воспитание любви к школе, городу.
М : способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
П : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Литература для учителя
1 Белово / Под ред. В.П. Щелканова. Белово, 2000.
2 Всекузбасская книга памяти. Т.16. / под ред.З.П. Верховцевой. - Кемерово, 2005
3 Соловьев, Л.И. Краеведческие игры/ Л.И. Соловьев. – Кемерово: КРИПК и ПРО.- 2004
4 Тулеев, А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия./ А.Г. Тулеев. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002
5 Шуранов, Н.П. Кузбасс: все для фронта/ Н.П. Шуранов. – Кемерово, 2005
6 Подвиг на все времена / под ред. Лезиной Л.В. Белово, 2005
Литература для обучающихся
1 История Кузбасса/ отв. ред. Н.П. Шуранов.- Кемерово: «Скиф», «Кузбасс».- 2006
2 Коровин, В.Т. История Беловского района: События, факты, люди (1920-2000)/ В.Т. Коровин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005
3 Шуранов, Н.П Кузбасс в годы Великой Отечественной войны/ Н.П. Шуранов. – Кемерово, 2000
4 Памяти павших во имя живых. Сборник очерков о погибших беловчанах.
/ автор – составитель Т.П. Попкова Белово, 2003
Цифровые образовательные ресурсы
2.1 Государственная символика Кемеровской области// http://qps.ru/zbEk82.2 Карта Кузбасса. Онлайн// http://qps.ru/QsWT02.3 Кузбасс - географическая энциклопедия// http://enc-dic.com/enc_geo/Kuzbass-6562.html2.4 Кузнецкий угольный бассейн// http://qps.ru/FYzwT2.5 Культурный потенциал Кузбасса//http://www.kp.ru/daily/24266/462360/
Технические средства обучения
3.1 Мультимедийный комплекс (проектор + ноутбук + экран)
Планируемые результаты изучения курса
В соответствии с дифференцированным подходом в обучении планируемые результаты формируются на двух уровнях: базовом («Выпускник научится») и повышенном («Выпускник получит возможность научиться»).
Выпускник научится:
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э.).
•Применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории родного края.
•Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории родного края.
•Объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древнейшей культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства
•Сопоставлять развитие родного края и других стран, показывать общие черты и особенности
Выпускник получит возможность научиться:
Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различий;
Видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия родного края в мировой истории.
Приложение
Диагностика
диагностика уровня воспитанности (Н.П. Капустина);
диагностика изучения представлений учащихся о нравственных качествах( Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович)
диагностика эмоционального компонента нравственного развития
(Н. Е. Богуславская «Незаконченные предложения»)
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
тест «Ты гражданином быть обязан»
тест «Патриотизм. Как я его понимаю»
Сводная таблица результатов диагностического исследования уровня духовно – нравственного развития личности обучающихся_______________ класса
№
п\п
Ф. И
обучаю-
щегося Направления воспитания Итого-
вый
балл Уро-
вень
раз-
вития
Гражданско-патриотичес-кое Нравственно-
этическое Эколо-
гическое Художе-
ственно-
эстетическое Трудовое 1 2 3 4
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной таблице оценки качеств личности обучающихся. Данные, полученные в результате исследований, могут использоваться педагогом при планировании дальнейшей работы.
Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся и применение диагностических методик позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
А. Диагностика уровня воспитанности
(методика Н.П. Капустина, модифицированный вариант)
Мои отношения Я
оцениваю
себя Меня
оценивают
родители Меня
оценивает учитель Итоговые оценки
Отношение к Родине, своей семье:
1. Я хорошо знаю и уважаю государственные символы России
2. Я не очень хорошо знаю государственные символы России
3. Я не знаю государственные символы России Отношение к себе, людям и коллективу:
1. Не всегда контролирую свое поведение, иногда бываю невежлив и не учитываю чужого мнения;
2. Стараюсь быть вежливым и уважительным с окружающими, участвую в делах класса;
3. Часто поступаю необдуманно, затеваю ссоры, бываю несдержан; Отношение к природе:
1. Бережно отношусь к недрам земли, растениям и животным, участвую в природоохранной деятельности;
2. Не люблю и не берегу природу и окружающую среду;
3. Не всегда бережно отношусь к растениям и животным; Отношение к познанию и труду:
1. Меня редко интересует что-то новое, люблю заниматься тем, что мне нравится;
2. Интересуюсь только тем, что мне нравится; охотно берусь за работу, но вскоре интерес пропадает;
3. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится видеть результат моего труда; Красивое в моей жизни;
1. Я не всегда замечаю красивое, аккуратен в делах и опрятен в одежде;
2. Я не замечаю красивое вокруг меня, не делаю положительных поступков;
3. Мне нравится красивое вокруг меня, я вежлив в отношениях с людьми; Б. Диагностика изучения представлений учащихся о нравственных качествах(методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович)
Метод «Беседа»
Вопросы для беседы:
-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?
-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной системе.
В. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.
Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Когда в моем присутствии обижают человека, то…
Обработка результатов по 3-х бальной системе
Г. Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
(Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
1.В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
Д. Тест «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм. Необходимо записать все эти слова в три колонки:
–самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
–слова, которые присущи тебе;
слова, не значимые для тебя.
Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й – в 4 балла, из 3-й – 3 балла.
Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости.
Е. Тест «Патриотизм. Как я его понимаю»
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны обучающихся
Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
– любовь к Родине;
– осознание трудностей, недостатков в обществе;
– готовность к самоотдаче;
– патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
– чувство национальной гордости;
– отсутствие национализма и космополитизма;
– интернациональный характер русского патриотизма.
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
1 балл – низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4 балла – высокий уровень, полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.