Презентация к уроку литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова БОРОДИНО


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №60 социальной адаптации детей - инвалидов» Урок литературы в 5 классе по теме:«Недаром помнит вся Россия…»по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»Автор: учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ №60»Жамбалова С.Н.serenazham@mail.ruг. Улан-Удэ2013 год Тема урока: «Недаром помнит вся Россия…»Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: создать условия для формирования умений анализировать лирические произведения.Задачи:Обучающая: формировать навыки работы с лирическим текстом.Развивающая: развивать умения анализировать, осознавать.Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России, патриотических чувств на основе произведения.Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, аудиозапись «От героев былых времен», звуковая презентация стихотворения "Бородино”, компьютер, медиапроектор, презентация Организационный момент.Вступительная беседа и постановка целей урока.Историческая справка о Бородинском сражении.Работа с текстом:Словарная работа;Прослушивание звуковой презентации;Работа над композицией произведения;Составление характеристики рассказчика;Выразительные средства.5. Тест.6. Итоги урока.7. Домашнее задание. Прослушайте внимательно песню в исполнении В. Златоустовского и ответьте на вопросы:О ком, о каких людях пойдет речь? О каком времени мы с вами будем говорить на уроке?Мы сегодня с вами обратимся к историческому событию, которое произошло в 1812 году, а именно к Бородинскому сражению и героям этой битвы. Об этом важнейшем эпизоде Отечественной войны 1812 года, когда решалась судьба России, рассказывает МЮ Лермонтов в своем стихотворении «Бородино», написанном в 1837 году к 25 годовщине Отечественной войны 1812 года. Как вы поняли, темой нашего урока и будет Бородинское сражение 1812 года и произведение, запечатлевшее это событие – стихотворение Лермонтова. Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?Вспомнить факты истории о войне 1812 года;Познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»;Проанализировать его и высказать свое мнение. Итак, 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? Знакомы ли вам имена Наполеона Бонапарта, Михаила Илларионовича Кутузова?12 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны переправилась через Неман и вторглась на территорию России. 8 августа главнокомандующим русской армией был назначен фельдмаршал Кутузов, который принял решение дать генеральное сражение Наполеону в 110 км от Москвы, неподалеку от села Бородино. 26 августа 1812 г. крупнейшее сражение войны, решившее дальнейшую судьбу Российской империи, началось.Французы и их союзники потеряли около 60 тыс. человек. Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал такие слова.Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордостью повторять: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении, что вы запомнили из этого рассказа?Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино” и можем перейти непосредственно к стихотворению. В августе 1812 года командующим русской армией был назначен М.И.Кутузов, который принял решение дать генеральное сражение Наполеону в 110 км от Москвы, неподалеку от села Бородина. «Самое страшное из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми». 1812 год Уланы, драгуныРедутБулат ЛафетКиверКартечьБивак Редут – в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью Бивак – привал, расположение войск вне населенного пункта Кивер– высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком Драгун -военнослужащий кавалерийских (конных) частей. Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками). Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск Лафет – станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки Картечь – начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии Булат –оружие булатной стали, сабля Кому доверен рассказ о великом событии? Кто ещё участвует в разговоре? Как называется такая форма общения? В чём особенность построения стихотворения? Внимательно рассмотрите, как напечатано стихотворение? Вы видите, что оно состоит из небольших частей. Часть стихотворения, объединённая в единое целое содержанием, рифмой, ритмом, называется строфой. (Запись в тетрадях). В этом стихотворении 14 строф, у каждой из них - единый ритм, единое содержание, единое расположение рифм. Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. (Диалог – разговор двух или нескольких лиц).Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату. А значит, какое количество строф отведено монологу старого солдата? (12) (Монолог - речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе, не предполагающая непосредственного отклика) Характер Особенности речи Манера держаться Внешний облик Возраст Кто он? Рядовой участник событий, бывший артиллерист. 40 – 45 лет Седые волосы и усы, шрамы Взволнованно, с достоинством Неспешная, эмоциональная Решительность, мужество, готовность пожертвовать жизнью за родину, гордость за своих товарищей. Сделаем вывод: рассказчик – какой он? Обобщите материал. Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя. Вам не видать таких сражений!..Носились знамена как тени,   В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешала   Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,   Наш рукопашный бой!..Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий   Слились в протяжный вой... - Прочтите, пожалуйста, центральную часть произведения. - Какие средства выразительности помогают нам воссоздать динамику показа битвы? (глаголы и звуки)- Почему в этих 14 коротких строках так много глаголов? Прочитайте строчку из стихотворения: Читая, вы слышите какие либо звуки? Какие? Повтор звуков, подобранных таким образом, чтобы мы услышали звучание жизни: шелест листьев, шум ветра, звуки сражения и т. д., называется Звукописью. Вывод – с помощью этих литературных приемов, Лермонтову удалось наиболее точно показать и поле боя, и перестрелку, и рукопашный бой и т.д. Звучал булат, картечь визжала Звуки «З», «В», «ЗЖ» передают свист, визг ядер и звон холодного оружия. Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»?А. Войне 1812 года;B. Великой Отечественной войне;C.Крымской войне.2. Кто рассказывает о войне?Посторонний наблюдатель;Рядовой воин, участник сражения;Друг участника сражения.3. Какого возраста рассказчик?Старый солдат;Молодой солдат;По тексту определить нельзя.4. Кто из героев стихотворения произносит слова:«Ребята! Не Москва ль за нами?Умрёмте ж под Москвой,Как наши братья умирали!» Солдат-рассказчик;Полковник; Француз.5. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино»? патриотизмомПечалью6. Какой прием использует Лермонтов в картине описания боя? «Звучал булат, картечь визжала...» лексический повторзвукописьсравнение7. Когда огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию? в июне 1812 годав октябре 1917 годав августе 1800 года КЛЮЧ A B A B A B А 7 6 5 4 3 2 1 Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. Что вы нового узнали на этом уроке?Какие чувства вызвал у вас рассказ старого солдата?Для чего же все таки Лермонтов написал это стихотворение?Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Внимательно перечитать стихотворение “Бородино” и выполнить задания:Сделать цитатный план;Выучить наизусть отрывок из стихотворения;Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.