Внеклассное мероприятие по физике Конкурс эрудитов
ГУО «Средняя школа № 16»
Внеклассное мероприятие по физике
для учащихся 6 – 7 классов
Конкурс «Эрудит»
Учитель физики высшей категории
Лысый Андрей Петрович
Пинск, 2011
Цели:
- развитие интереса к предмету;
- демонстрация учащимся связи физики с другими науками и техникой;
- развитие у учащихся познавательного интереса.
Ход конкурса
Выбирается жюри.
Представление команды.
Капитаны вытягивают названия своих команд (физическое явление, термин и т. п.). Требуется его объяснить. Максимальная оценка – 3 балла.
Конкурс примет погоды (5 мин)
Человеку всегда нужно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на самочувствие и деятельность. Наблюдая погоду, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы - свидетели народной наблюдательности, сметливости и мудрости. " Погодные" приметы разнообразные. Одни – подмечают поведение людей и животных, другие – связаны с физическими явлениями, третьи – с религиозными.
Командам предлагается записать известные им приметы погоды и указать физические явления в данной примете. За правильный ответ 1 балл за каждую примету.
Можно привести следующие приметы: «Если ноги в кедах замерзли, значит, наступила зима».
"Если звёзды блестят ярко – к стуже"
"Мало звёзд на небе – к ненастью"
"Кольцо вокруг солнца – к ненастью"
"Солнце красно заходит – к ветру"
"Обильная роса – к хорошей погоде"
"Осенний иней к сухой и солнечной погоде"
" Туман утром стелется по воде - к хорошей погоде"
" Ясный Млечный Путь - летом к вёдру"
"Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь"
3. Конкурс капитанов
Капитанам предлагается расшифровать высказывание, записанное с помощью азбуки Морзе (приложение 1, 2). Оценивается скорость и точность ответа. Максимальная оценка 5 баллов. А с командой проводится конкурс загадок.
Расшифруйте высказывание:
. . - ./ . ./ - - . ./ . ./ - . -/ . -/ - - -/ . - - ./ - - -/ . - ./ .-/ . - -/ . . ./ ./ . . . ./ - . . ./ ./ - - . ./ . ./ . . ./
- . -/ . - . ./ . . - -/ - - - ./ ./ - ./ . ./ . - . -/ - ./ . -/ . . -/ - . -/ !
Физика – опора всех без исключения наук!
Конкурс загадок (5 мин)
В этом конкурсе командам предлагается разгадать загадки о физических явлениях и технических объектах. Нужно обратить внимание учащихся на то, что загадки часто содержат лишь намёки на загадываемое явление или предмет, и нужно проявить сообразительность, чтобы в образном, иносказательном описании узнать знакомое явление.
Некоторые загадки носят шутливый характер, и не следует относиться к ним слишком серьёзно. Надеюсь, что отгадывание загадок доставит игрокам удовольствие, ведь многие из них так красивы и поэтичны. Каждая загадка 1 балл.
Я в Москве, он в Санкт - ПетербургеВ разных комнатах сидимДалеко, а будто рядомРазговариваем с ним. (телефон)
Чудо-птица алый хвостПолетела в стаю звёзд. (ракета)
Я под мышкой посижуИ что делать укажуИли разрешу гулятьИли уложу в кровать (термометр)
Через нос проходит в грудьИ обратный держит путьОн не видимый и всё жеБез него мы жить не можем. (воздух)
В нашей комнате одноЕсть волшебное окноВ нём летают чудо - птицы, Бродят волки и лисицы,Знойным летом снег идёт,И зимою сад цветёт.В том окне чудес полноЧто же это за окно. (телевизор)
Сначала - блескЗа блеском - трескЗа треском - плеск. (молния)
Никто его не видывал,А слышать всякий слыхивалБез тела, а живёт оноБез языка кричит. (эхо)
Пушистая ватаПлывёт куда-тоЧем вата ниже,Тем дождик ближе. (туча)
Цветное коромыслоНад лесом повисло. (радуга)
Летит - молчит,Лежит - молчит,Когда умрёт, тогда заревёт. (снег)
Две сестры качались,Правды добивались.А когда добились, то остановились. (весы)
Всем поведает хоть без языкаКогда будет ясно, а когда облака. (барометр)
По высокой дороге идёт бычок круторогий. (месяц)
В круглом домике, в окошкеХодят сёстры по дорожке,Не торопиться меньшая,Но зато спешит старшая. (часы)
Что видно, если ничего не видно? (туман)
Конкурс эрудитов
Задаются вопросы одинаковое количество для каждой команды, и оценивается точность ответа. Каждый вопрос оценивается в 1 балл.
Вопросы
Что в переводе с греческого языка означает слово «физика»? (наука о природе)
Объём тела неправильной формы определяется с помощью (мензурки)
Какие приборы нужно иметь, чтобы изучать движение? (линейка, секундомер)
Назовите методы физической науки (наблюдение, эксперимент).
По какой формуле рассчитывается путь, который проходит тело при равномерном движении?(s=
·t)
Какой буквой обозначается объём тела? (V)
Приведите примеры физических тел.
Тело за 2 ч прошло 70 км, с какой скоростью двигалось тело? (35 км/ч)
Как называется линия, по которой движется тело? (траектория)
Когда (зимой или летом) лисе проще отыскать зайца? Почему?
Что легче: полететь с Земли на Луну или с Луны на Землю? (с Луны на Землю)
Какова траектория конца лопасти пропеллера самолёта относительно лётчика? (окружность)
Может ли масса какого-либо тела быть равной нулю? (нет)
Можно ли утверждать, что здание школы находится в покое? Почему? (нет)
Кто изобрёл телескоп? (Галилео Галилей)
Приведите примеры тепловых явлений? (нагревание, и т. д.)
Кто ввёл в русский язык слово «физика»? (М.В. Ломоносов)
Какое физическое явление позволяет чувствовать запах? (диффузия)
Молекулы притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки? (действие сил отталкивания)
Чем отличаются молекулы горячей и холодной воды? (скоростью)
Какому учёному яблоко «помогло» открыть известный закон? (Ньютону- закон всемирного тяготения)
Какой учёный открыл закон благодаря задаче царя Гиерона? (Архимед – закон Архимеда)
На надувной матрац надавили ногой. Где он порвется? (где тонко, там и рвётся)
Назовите первого Нобелевского лауреата по физике (В.К. Рентген).
Сколько килограммов в тонне? (1000 кг)
Основной единицей площади в СИ является (1 м2).
Всё существующее во Вселенной. (материя)
Какое движение называется тепловым? (движение частиц вещества)
Назовите свойства твёрдых тел. (сохраняют форму и объём)
В каких основных единицах измеряется промежуток времени? (секундах).
6. А где логика? (5 мин)
Последний конкурс – решение логических задач. Оценивается точность. За каждое задание 2 балла.
Задачи
1. Часы бьют каждый час и отбивают столько ударов, сколько показывает часовая стрелка. Сколько ударов отобьют часы в течение 12 часов? (78)
2. За какое наименьшее число разломов можно разломить шоколадку на кусочки (всего 32 кусочка)? (31 разлом)
3. Имеется 12 монет, причём одна из них фальшивая, её масса на 1г меньше настоящей. За какое наименьшее число взвешиваний можно определить фальшивую монету? (3 взвешивания)
4. Вы попали на остров, где есть город лжецов и правдолюбцев. Попали как раз на середину дороги, соединяющей эти города. К вам на встречу идет один из жителей этих городов. Как, задав только один вопрос, узнать, где находится какой город? (где твой город)
5. Электричка движется в ту же сторону, что и ветер. Причём скорость электрички равна скорости ветра. В какую сторону будет отклоняться дым, выходящий из трубы электрички? (у электричек нет дыма)
6. Микроб делится на два микроба за одну секунду. За две секунды на четыре и т. д. Банка наполняется полностью микробами за одну минуту. За сколько секунд наполнится полбанки? (59 секунд)
7. Мостик корабля свисает до воды. Расстояние между ступеньками – 25 см. Во время прилива вода поднялась на 1 м. Сколько ступенек оказалось под водой? (нисколько)
8. Ветер уносит воздушный шар в северном направлении. В какую сторону отклонится при этом флажок, прикрепленный к шару? (ни в какую)
9. Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг).
P. S. При выполнении командами заданий с болельщиками проводил игру «Умники и умницы», а за правильный ответ выдавал «орден»(вырезанная из цветного картона буква « У»), набравшие наибольшее количество «орденов» получали отметки 9 и 10 по предмету. Здесь задания могут быть самые разнообразные, связанные с физикой.
Жюри подводит итоги игры и награждает победителей.
Приложение 1
Азбука Морзе
А . – И . . С . . . Щ - - . -
Б - К - . - Т - Ы - . - -
В . - - Л . - . . У . . - Ю . . - -
Г - - . М - - Ф . . - . Я . - . -
Д - . . Н - . Х . . . . Й . - - -
Е . О - - - Ц - . - . Ъ, Ь - . . -
Ж - П . - - . Ч - - - . Э . . - . .
З - - . . Р . - . Ш - - - -
Приложение 2
Расшифруйте высказывание:
. . - ./ . ./ - - . ./ . ./ - . -/ . -/ - - -/ . - - ./ - - -/ . - ./ .-/ . - -/ . . ./ ./ . . . ./ - . . ./ ./ - - . ./ . ./ . . ./
- . -/ . - . ./ . . - -/ - - - ./ ./ - ./ . ./ . - . -/ - ./ . -/ . . -/ - . -/ !
Приложение 3
Загадки Я в Москве, он в Санкт - ПетербургеВ разных комнатах сидимДалеко, а будто рядомРазговариваем с ним.
Чудо-птица алый хвостПолетела в стаю звёзд.
Я под мышкой посижуИ что делать укажуИли разрешу гулятьИли уложу в кровать.
Через нос проходит в грудьИ обратный держит путьОн не видимый и всё жеБез него мы жить не можем.
В нашей комнате одноЕсть волшебное окноВ нём летают чудо - птицы, Бродят волки и лисицы,Знойным летом снег идёт,И зимою сад цветёт.В том окне чудес полноЧто же это за окно.
Сначала - блескЗа блеском - трескЗа треском - плеск.
Никто его не видывал,А слышать всякий слыхивалБез тела, а живёт оноБез языка кричит.
Пушистая ватаПлывёт куда-тоЧем вата ниже,Тем дождик ближе.
Цветное коромыслоНад лесом повисло.
Летит - молчит,Лежит - молчит,Когда умрёт, тогда заревёт.
Две сестры качались,Правды добивались.А когда добились, то остановились.
Всем поведает хоть без языкаКогда будет ясно, а когда облака.
По высокой дороге идёт бычок круторогий.
В круглом домике, в окошкеХодят сёстры по дорожке,Не торопиться меньшая,Но зато спешит старшая.
Что видно, если ничего не видно?
ЛИТЕРАТУРА:
И.Я. Ланина Не уроком единым. М., Просвещение, 1987.
И.Л. Юфанова. Занимательные вечера по физике в средней школе. М., Просвещение, 2004.
Ю. В. Щербакова. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы, М.: Глобус, 2008.