Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени.


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени.
Цель:
Приобретение учащимися знаний особенностей СПП образа действия и степени.
Формирование умения конструировать данные СПП.
Формирование умения находить СПП в художественных текстах, ставить знаки препинания и объяснять их.
Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
Формирование навыка уместно употреблять СПП в письменной речи (отзыв на художественный фильм, сочинение по картине)
Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование:
Карточка с текстом и заданиями.,тест.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
I.а) Подготовка к ОГЭ 2. Сожмите текст, используя один из приёмов обобщения.1 ученик работает у доски
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(С. Газарян)
Какой из приёмов обобщения вы использовали?
2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Приём сжатия - замена однородных членов обобщающим наименованием.
Б)тест «Средства художественной выразительности». 1 ученик работает у доски.(подготовка к ГИА)

Укажите верные варианты ответов на вопрос: «Какие средства выразительности используются в указанном предложении?»
1. Звёзды ещё только начали выцветать…
антитеза
метафора
эпитет
олицетворение
2. Вершины предгорий, издали казавшиеся близкими, по мере приближения уплывали ввысь и вдаль.
олицетворение, гипербола
метафора, однородные члены
эпитет, фразеологизм
сравнение, оксюморон
3. Кулибин делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.
метафора
градация
гипербола
сравнение
4. Этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, всё зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали.
метафора
сравнение
антонимы
градация
5. Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки.
фразеологизм, синтаксический параллелизм
повтор однокоренных слов, сравнение
однородные члены, синонимы
каламбур, анафора
Ответы.
1-б) 2-б) 3-б) 4-в)5-б
2 Проверка д/з .а)2 человека у доски чертят схемы пр-й. Назвать гр основы. Подготовка к ОГЭ – А8
Б)-Расскажите о придаточных уступительных и цели.
В)Проверка работы у доски.
Подготовка к восприятию нового материала. Стадия вызова.
Прием «Что мы знаем»
Запишите под диктовку предложение и выполните задания. Подготовка к ОГЭ – А8,А9.
Потрясение, пережитое народом в годы Великой Отечественной войны, явилось настолько необозримым, что вылилось в небывалую в истории человечества поэзию.
Объясните знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы. Насколько?
Определите вид предложения, постройте схему.
(СПП с придаточным образа действия. [ настолько ], (что ).
– К чему относится придаточная часть?
-- Назовите средство связи.
-- Есть ли в главной части указательное слово?
-- Каково место придаточной части? Можно ли его изменить?
Изучение новой темы. Стадия осмысления содержания.
Изучение теории на с. 99 – 100. Прием «Составление таблицы» по группам.
А)1ер-обр д; 2 гр- степени.Проверка.
Значение Образ, способ действия, степень признака
Вопросы Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени? Насколько?
Средства связи Союзы: что, чтобы, как, будто, как будто, словно
Союзные слова: как, насколько
Указательные слова Такой, настолько, столько, так
Место в предложении После главной части
Нахождение СПП с придаточным образа действия и степени в поэтических текстах. Прием «Поиск ответов на вопросы» Работа в группах.
-- Найдите в стихотворениях СПП с придаточными образа действия, выпишите его, подчеркните грамматическую основу, постройте схему. Подготовка к ОГЭ – А8.
Владимир Жуков «Мама» -1 грВ проломах стен гудит и пляшет пламя,
Идет война родимой стороной…
Безмолвная, бессонная, как память,
Старушка мать склонилась надо мной.
Горячий пепел жжет её седины,
Но что огонь, кол сын в глухом бреду?
Так повелось, что мать приходит к сыну
Сквозь горький дым, несчастья и беду.
А сыновья идут вперед упрямо,
Родной земле, как матери, верны…
Вот потому простое слово «мама»,
Прощаясь с жизнью, повторяем мы.
Так повелось, что мать приходит к сыну
Сквозь горький дым, несчастья и беду.
Как?

[ так ], ( что ).
Иосиф Уткин «Сестра». -2 грКогда упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву –
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, -- Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой. Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.
В какой степени?
[ ], ( как будто ).
Обобщающее повторение. .Выполнение тестовой работы. Прием «текст + тест» -- Прочитайте текст, выполните тестовые задания.
Отзыв о художественном фильме «Мы из будущего» (Из интернета)
(1) Действие фильма «Мы из будущего» происходит в двух временных периодах: наши дни и август 1942 года. (2)Главными героями являются четверо искателей, ведущих раскопки в местах, где когда-то шли бои.(3) Они ищут медали, ордена, документы и немецкое оружие. (4)Однажды во время раскопок они находят в солдатских книжках свои фотографии. (5)Неприятности начинаются неожиданно, со встречи со старушкой, которая просит их найти своего сына.
(6)Затем парни отправляются купаться, чтобы потом вынырнуть за 60 лет до своего рождения. (7)Голые и замерзшие, они попадают в расположение пехотной части.
(8)И начинаются их военные будни, трудные, страшные, не понятные им. (9)Они, современные, настолько отличались от остальных солдат, что их принимали за контуженных.
(10)В конце фильма замечаешь, как изменились парни. (11)Вернувшись, один из них сдирает вместе с кожей свастику на руке. (12)Он понял, что пережили люди там, на фронте.
(13)Фильм заставляет задуматься о том, чего мы не знаем, не видели. (14)Но это было на самом деле, и было очень страшно.
(15) Подростки очень равнодушно относятся к событиям 1941 – 1945 гг. (16)А после этого фильма в душе остается впечатление. (17)Это фильм, который заставляет плакать и смеяться.
В каком из высказываний содержится авторская позиция по основной проблеме текста?
1)6 предл. 2)8 предл. 3)13 предл. 4) 15 предл.
2. Из предложений 4 – 7 выпишите все слова с орфограммой «Буквы З – С на конце приставок».
(раскопок, расположение)
3.Какое средство художественной выразительности использовано в предложении 11?
1)синонимы
2)омонимы
3)антонимы
4)паронимы
4.Замените словосочетание равнодушно относятся (предложение 15), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление
( Относятся с равнодушием)
5.Укажите количество грамматических основ в предложении 17.
(2)
6.Выпишите из текста номера всех СПП, укажите их вид.
2 – определительное
5 – определительное
6 – цели
9 – образа действия
10 – изъяснительное
12 – изъяснительное
13 – изъяснительное
17 – определительное
4 .Работа с учебником .клр № 156.
Подведение итогов урока.
- Расскажите о придаточных образа действия, степени.
Домашнее задание.
§ 27 стр 99-100
Творческое задание на выбор:
Рассмотрите в учебнике на цветной вклейке № 3 репродукцию картины художника В. Фельдмана « Родина».
-- Составьте небольшой рассказ (7-8 предложений) по картине, используя СПП. СПП отметьте, укажите их вид. подчеркните грамматические основы, постройте схемы.