Сложноподчененные предложения с придаточными сравнительными(6 кл.)


Тема: Сложноподчененные предложения с придаточными сравнительными
Цель:
Сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выражения сравнительных отношений.
Научить отличать сложноподчененные предложения с придаточными сравнительными от сравнительный оборотов.
Формировать коммуникативные компетенции.
1 Оргмомент.
Приветствие учащихся, гостей.
Ребята, как вам известно, сегодня в нашей школе праздник,
педагогический олимп. А какой праздник без песни!? Все поем песню “Алые паруса”.
2 Грамматическая разминка с целью активизации знаний учащихся.
О ком прозвучала песня?( о романтиках)
Какова основная мысль?
Какое синтаксическое умение следует считать главным при изучении сложного предложения?( нахождение грамматической основы)
Найдите в тексте песни односоставные предложения, определите их тип.
1-ое предложение- безличное
2-ое предложение- определенно- личное
3-ее предложение- безличное
4-ое предложение- безличное
Скажите, почему нет запятой перед союзом “и” в последнем предложении? ( общий второстепенный член)
Назовите грамматическую основу в этом предложении.
Определите вид сказуемого во второй части ( составное именное)
Почему запятыми выделены слова “ребята”, “правда”?
Найдите в тексте песни сложноподчененные предложения, определите вид придаточных, обоснуйте свой выбор.
Над бухтой (какой?), (где…)
Соль (какую?). ( что досталась…)
Может ли стать девизом романтиков слова:
Пусть и штормы и пламя,
Пусть дороги круты.
Рей, как знамя, над нами,
Алый парус мечты.
Обоснуйте свой ответ ( Мечта- идеал романтиков, в песне говорится ”надо верить в чудеса”)
Определите способ связи слов в словосочетании “парус мечты” ( управление)
Каким изобразительно- выразительным средством является словосочетание “парус мечты” ( метафора)
Какой еще троп встречается в девизе? ( “как знамя ”- сравнение)
Чем выражено сравнение? ( сравнительный оборот)
Каким членом предложения является сравнительный оборот? ( обстоятельством)
Каким морфологическим способом образован термин “сравнительный”?(суффиксальный)
Сопоставьте два предложения(написаны на таблице)
Сердцем старайся сберечь,
Как звездное небо Росси,
Обычную русскую речь.
Б. Саянов Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,
подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск ( К. Г. Паустовский)
А) Что объединяет предложения? ( сравнительные отношения)
Б) Чем они выражены? ( сравнительный оборот , придаточное сравнительное)
В) Как сравнительный оборот от придаточного сравнительного предложения?
Запишите тему урока
Придаточные предложения сравнительные.
Под диктовку ребята записывают предложения и определяют, чем выражены сравнительные отношения.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
Хорошо и тепло, как зимой у печки,
И березы стоят, как большие свечки.
3)Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду ,Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
4)Чем прозрачен воздух, тем ярче солнечный свет.
5)Лес молчал, будто слушал песню(неполное предложения)
6)ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА НЕБА СВЕТЛЕЛА ,СЛОВНО ЕЕ ПОТИХОНЬКУ РАЗБАВЛЯЛИ ПРОЗРАЧНОЙ РОДНИКОВОЙ ВОДОЙ .
Вывод. КАКИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ВСТРЕТИЛИСЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ?Анализ таблицы со сравнительными союзами.
Как Словно Подобно тому как
Будто Точно Как если бы
Как будто Чем Как все равно
Чем - тем
Одинакова ли стилистическая роль сравнительных союзов.?Союзы из какой группы встречаются в публицистическом и научных стилях?(группа номер 3)
Какой союз указывает на реальность сравнения , а какие – на предлогаемые отношения?
Написаны предложения на доске. вставить по смыслу союз.
Гарт смотрел на небо.Звезды бились и сверкали ,(как) бьется в сетях пойманная камса.
В туманной синеве послышались странные звуки,(будто) в небе переливалась вода.
Журавли летели быстро и кричали грустно,(как будто) звали с собой .
Вывод. Какова роль сравнителных оборотов и придаточных сравнительных?(точнее,ярче,эмоциональнее выражают мысль говорящего.)