Конспект урока на тему СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными


Конспект урока по русскому языку.
Тема: СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
Класс: 9
Учитель: Пранцкетис О.В.
Технология: Компетентностно-ориентированная
Цель: Научиться определять СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
План урока.
1. Организационный 2. Словарная работа Береста, калач, кочан, шинель, казак, баян; коломенская верста, тертый калач
3. Ход урока. - выполнение тестовых заданий с самопроверкой
- анализ предложений в тексте
4. Контроль. самостоятельное составление СПП по схемам с анализом используемых языковых средств
1. Орг.минутка. Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку, запишите число. Продолжаем предыдущую тему. Напомните, какую?
2. Словарная работа. Спишите словарные слова. Найдите в словаре значение всех слов. К какой лексике относятся все эти слова? Запишите фразеологизмы, найдите их значение. Составьте с ними предложения.
3. Мы продолжаем изучать тему предыдущего урока. Чтобы вспомнить то, что мы изучили на прошлом уроке, выполним тест.
1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые в тексте.
Человек, (1) привыкший надеяться на себя и на свои собственные силы, (2)привыкший осуществлять сегодня то, что задумано было вчера, начинает смотреть с пренебрежением на тех людей, (3) которые не умеют шевельнуть пальцем, (4) чтобы хоть сколько-нибудь улучшить свое собственное, (5) в высшей степени неудобное положение.
1) 1,3,4 – запятые между частями сложного предложения.
2) 1 – отделяется обособленное определение, 5- запятая между частями сложного предложения.
3) 2- отделяется обособленное определение, 3- запятая между однородными членами предложения.
4) 3,4 – запятые между частями сложного предложения, 5 – запятая между однородными членами предложения.
2. Этот мальчуган был тертый калач, (1) испытавший нужду и горе с детства, человек заводский; а наш заводский мальчик не уступит взрослому заводскому человеку,(2) который толковее и злее крестьянина.
1) 1,2 – обособленные определения
2) 1 – обособленное определение, выраженное причастным оборотом, 2 – запятая между частями сложноподчиненного предложения.
3) 1 – запятая между частями сложноподчиненного предложения, 2 – обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Проверьте и проанализируйте свои ошибки.
А теперь поработаем с текстом.
1) Прочитайте. Определите стиль текста. Укажите его языковые приметы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным. Какова роль этого предложения в тексте?
Атом водорода состоит из положительно заряже..ого ядра-протона и вращающегося (во)круг него электрона имеющего такой(же) заряд но противоположного знака. <...> Две частицы обладающие разными по знаку зарядами притягиваю..ся друг к другу электростатической силой. (По)этому электрон (не)ул..тает от ядра он вращается вокруг него как вращается Земля вокруг Солнца притягиваемая к нему силой гравитации.
Кто хочет дополнительную оценку, должен выполнить упражнение:
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Найдите сравнения. С помощью каких языковых средств они выражены?
Родничок
Из(под) каменистого берега реки б..ёт родник. В том месте река не заиливается не зар..стает не образует омутов. Уже наверное сотни лет жители села берут из омутка воду а обн..жить родничок почему(то) (не)додумались.
Вскрыли его пр..езжие охотники. Вырыли лунку обложили камнем. Родничок наполнил лунку и потёк как прежде в реку. Теперь черпают воду из лунки как из к..лодца.
4. Срез знаний. Составьте предложения по схеме. Работаем в парах. Листочки подпишите и сдайте.
Сделаем вывод.