Конспект урока по литературному чтению на тему Я. Аким «Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Я. Аким «Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
Задачи:
Образовательная
Продолжить знакомить учащихся с произведениями о зиме русских поэтов Я. Аким « Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
Развивающая
Развивать мышление, память, речь, творческое воображение, познавательный интерес
Воспитательная
Воспитывать любовь к поэтическому слову, эстетический вкус, любовь к природе.
Оборудование для учителя:
Учебник «Литературное чтение», презентация, портреты поэтов, кроссворд, аудиозапись (муз. Чайковского «Времена года»)Оборудование для учащихся:
Учебник «Литературное чтение», тетрадь.
Ход урока:
1.Орг. момент:
У. Здравствуйте, ребята!
Тихонько сядет первый ряд
Тихонько сядет второй ряд
Тихонько сядет третий ряд.
У. Меня зовут Снежана Михайловна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2. Минутка чтения:
3. Работа со скороговоркой:
Скороговорка
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела
Белой даже не была.
У. Читаем скороговорку про себя.
У. Читаем скороговорку хором.
У. Кто прочитает вслух скороговорку?
4. Проверка домашнего задания:
У. Какое д/з вам было на дом?
О. Прочитать выразительно стихи Бунина и Бальмонта о первом снеге.
У. Кто мне прочтёт первое стихотворение?
О.
У. Кто прочтёт выразительно второе стихотворение?
О.
5. Изучение нового материала:
У. Какое время года сейчас?
О. Зима
У. С какими признаками у вас ассоциируется это время года?
О. Снег, уже холодно, мороз, всё замерзает….
У. С какими чувствами вы воспринимаете первый снег?
О.
У. Какой раздел вы изучаете?
О. Люблю природу русскую (зима)
У. С какими поэтами вы уже познакомились?
О. И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Светло- пушистая снежинка белая…».
У. Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами новых стихотворений о первом снеге.
У. Чтобы узнать, с каким автором и стихотворение мы сейчас познакомимся, разгадайте кроссворд:
Загадки:
У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт-гвоздь упадёт.
(Сосулька)
С неба падают зимою и кружатся над землёю. Легкие пушинки, белые…
(Снежинки)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан…
(Иней)
Нет колёс у меня. Я крылата и легка. Громче всех постовых я свищу без свистка. На лете, на лету, на лету, весь город я замету…
( Вьюга)
У. Составьте слово из выделенных букв. Какое слово получилось?
О. Снег.
У. Вы правильно угадали. Мы продолжим читать произведения о первом снеге.
У. Первый снег… какой он? Вспомните прочитанные вами произведения и подберите прилагательны к слову «снег».
О. Снег-пушистый, белый, лёгкий, искрящий…
У. Мы вернёмся к описанию снега позже. А в этом нам поможет стихотворение Якова Акима « Утром кот принёс на лапах..»У. Откройте учебник на стр. 192
У. Сейчас я вас познакомлю с автором этого стих-ния.
У. Яков Аким родился 15.12. 1923г. в городе Галич. Школьником, Яков Аким увлекался литературой, музыкой…. Первое стихотворение написал, учась во 2 классе. Сочинять стихи стал после войны, когда родилась дочка. Ей посвящено стих-ние « Первый снег».
У. Вы закроете глазки, а я вам прочитаю это стих-ние., а вы постараетесь представить картины, которые изобразил автор.
У. Какие чувства вызвал у автора первый снег?
О.
У. Какие картины природы вы представили себе?
О.
У. Каким настроением проникнуто это стихотворение?
О.
У. Какое настроение у вас?
О.
Словарная работа
У. Прочтите это стих-ние про себя. Какие слова вам не понятны?
О. Прикорнул
У. Прикорнул- прислонился, залёг.
У. Кто прочитает стих-ние полностью?
О.
У. Сейчас будем читать по одной строчке.
У. Как автор описывает первый снег?
О.
У. Снег ведёт себя как живое существо. Докажите это.
О.
6. Физминутка7. Продолжение знакомства с новой темой:
У. А сейчас мы познакомимся ещё с одним стих-нием Ф. Тютчева « Чародейкою зимою…»
Это стихотворение о зимнем лесе.
У. Откройте учебник на стр. 194.
У. Сейчас я вас познакомлю с автором этого стихотворения
У. Ф. И. Тютчев родился в 1803г. Он был богато одарённым ребёнком с раннего детства. Первое стих-ние он опубликовал в 14 лет. У Тютчева много стих-ний о природе. Одно из лучших стих-ний представлено вашему вниманию. Послушайте, как поэт описывает зимний лес.
У. Я читаю, а вы закрываете глазки и представляете услышанное.
У. Какую картину вы представили себе?
О.
У. Захотелось ли вам попасть в этот лес?
О.
У. Почему?
О. Он таинственный и даже сказочный.
У.К то его сделал таким?
О. Зима.
У. Что вас впечатлило?
О. Как автор необычно описал зимний лес, подобрав красивы слова и выражения.
У. Прочтите это стих-ние про себя.
У. Какие слова вам непонятны?
Словарная работа:
Чародейка- волшебница, колдунья;
Мещут- метают, бросают, кидают.
У. Кто прочтёт стихотворение?
О.
У. Сейчас будем читать по цепочке
У. Почему зима названа чародейкою?
О.
У. Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
О.
8. Итог урока:
У. С какими стихотворениями мы познакомились сегодня?
О.
У. Чем похожи эти стих-ния?
О.
9. Рефлексия:
У. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если урок понравился- поднимите солнышко, если нет- тучку.
10. Домашнее задание:
Выразительно прочитать стих-ния стр. 192-194.