Конспект урока литературного чтения на тему: Ф. И. Тютчев Чародейкою зимою…
Конспект урока литературного чтения
Класс: 2
УМК: Школа России
Место проведения: МБОУ «Средняя школа №10», г. Чехов
Учитель: Фролова Ирина Евгеньевна
Тема урока: Поэтическая тетрадь. Фёдор Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Ход урока
1.Организационно – мотивационный момент
- Сегодня у нас необычный урок литературного чтения. К нам приехали гости, поприветствуем их. Давайте создадим гостям и друг другу хорошее настроение. Улыбнёмся друг другу. Протянем руки и, пожав их, пожелаем здоровья и успехов.
Руки? На месте
Ноги? На месте
Локти? На месте
Спина? Прямая
- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по страницам Поэтической тетради.
2. Проверка домашнего задания
- Открывая Поэтическую тетрадь ранее, мы увидели множество таинственных значков, чёрточек, запятых. Что это?
- Стихи о зиме.
- Прочитаем наизусть стихи Константина Бальмонта и Якова Акима.
К. Бальмонт – Ващенко Дима Учитель комментирует оценку: громко, чётко, выразительно, без ошибок - 5
Я Аким – Примачук Света
Продолжит чтение стихотворения – Фирсова Валерия
3. Речевая разминка
-Отгадайте загадку:
С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят,
Надо в горку за веревку
Каждый раз тянуть назад.
(Санки)
- Сядем в сказочные сани (выставляю картинку саней)
Работа с таблицей № 2
- Приготовим билеты.
- Прочитайте 1 и 2 абзацы текста и подчеркните буквы «эс», зачеркните буквы «тэ», поставьте точку под буквами «и».
2 мин. – чтение текста с заданием
- Кто прочитал раньше времени, дочитайте текст до конца.
2 мин – работа с текстом.
- О чём идёт речь в тексте?
- Докажите свою точку зрения.
- Как можно озаглавить текст?
4. Постановка темы и цели урока.
- Любимая игра Зимы - прятки. Поиграем и мы.
(Учитель читает начало предложения, обучающиеся находят его окончание. Во время чтения предложения учителем, учащиеся закрывают глаза, а он произносит фразу: «Раз, два, три, четыре, пять – я иду тебя искать…») Привожу пример стихотворения «Чародейкою зимою…»
Солнце зимнее ли мещет,На него свой луч косой —В нем ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.
- Такого отрывка в тексте нет.
- Откуда эти строки?
- Сформулируйте тему урока. На доске появляется запись и портрет
- Используя опорные слова, сформулируйте цели урока Слайд 2
1. Познакомиться с творчеством Фёдора Ивановича Тютчева
2. Развивать образное мышление, наблюдательность, умение вести беседу, формулировать свои мысли.
3. Воспитывать любовь к родной природе, родному краю через поэзию.
4. Создать Поэтическую тетрадь о творчестве Ф.И.Тютчева
- Молодцы! Вы чувствуете веяние зимы?
5. Физкультминутка
Снег кружится, снег ложится
Снег, снег, снег.
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.
6. Работа по теме урока
а) Показ слайдов
- Речь пойдёт сейчас о человеке, настоящая известность к которому пришла в 51 год, когда он выпустил свой первый сборник стихов.
- Кто это?
- Тютчев. Слайд
Ф.И.Тютчев родился в культурной стародворянской семье среднего достатка в Орловской губернии. Первоначальное образование мальчик получил дома. С детства он прекрасно знал французский язык, писал стихи по-французски. Под влиянием своего учителя приобщается к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводит Горация (древнеримский поэт). В 16 лет Ф. И. поступает на словесное отделение Московского университета. За свою творческую деятельность Тютчев создал около четырёхсот стихотворений. Первые из них увидели свет в пушкинском «Современнике». Сам Александр Сергеевич, согласно воспоминаниям очевидцев, «целую неделю носился с ними». Не обратить внимания на порой мягкую, порой противоречивую лирику Тютчева, было невозможно
В течение нескольких десятилетий Фёдор Иванович Тютчев жил за границей, но он всегда внимательно следил за тем, что происходит на Родине, был глубоко русским человеком, любил всё, что было связано с его Отчизной.
б) Первичное восприятие стихотворения. Аудиозапись или презентация стихотворения – картины русской зимы, музыка, текст читает учитель.
- Настало время окунуться в мир поэзии. Слайды
в) Проверка первичного восприятия стихотворения
- Какое настроение возникло у вас, слушая это стихотворение?
г) Словарная работа
- Данное стихотворение написано 150 лет назад. Многие слова вам непонятны.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и подчеркните слова, значение которых необходимо объяснить.
- Назовите слова, которые вы подчеркнули.
Слайд
Мещет – от слова «метать» - бросать, кидать.
Бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями или любыми другими подвесками. Используются как обшивка краёв одежды, скатерти.
7. Анализ стихотворения
- Волшебные сани привёзли нас в сказочный зимний лес. Прогуляемся по нему и в конце поделимся своими впечатлениями.
- Сколько строф в данном стихотворении?
- Прочитайте первую строфу. (обучающийся)
- Почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы?
- Найдите примеры, подтверждающие мысль о том, что Зима представлена как живое существо.
- Что необычного и удивительного видит поэт в зимнем пейзаже? Под снежной бахромой чудная жизнь.
- Прочитайте вторую строфу. (обучающийся)
- В каком состоянии находится зимний лес?
- Он околдован, зачарован…
- Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом.
- Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки.
- Почему такое состояние леса Ф. И. Тютчев характеризует словами «не мертвец и не живой»?
- Лес недвижим, но он не мёртвый, он уснул и спит, а весной проснётся. Он весь во власти волшебного сна. Лес вроде окован, но тут же автор поясняет, что цепи то лёгкие, то пуховые.
- Фёдор Иванович не даёт нам возможности до конца понять: нравится ли лесу его новое состояние.
- Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы.
- Какой знак препинания вы видите?
- Многоточие.
- Что обозначает многоточие?
- Незаконченность мысли, пауза.
- Правильно, автор как бы останавливает нас, заставляет задуматься над тем, что произошло с лесом.
- Прочитаем третью строфу (обучающийся)
- Как преображается лес, когда на него падает луч солнца?
- Почему Тютчев назвал это ослепительной красотой?
- Посмотрите, сколько света в этих последних строчках.
- Даже хочется зажмуриться, прикрыть глаза от блеска и сияния зимнего леса.
- А знаете ли вы, что первоначально эта строка звучала так: бессознательной красой, позже Тютчев исправил на ослепительной
- А как вы думаете, от чего так светится лес?
-Вывод, делает учитель: Солнце, действительно, «мещет на него свой луч косой». Но лес не реагирует на Солнце – «в нём ничто не затрепещет…». Лес полностью покорён Чародейкою Зимой. Он живёт теперь своей чудной жизнью, по своим волшебным правилам.
8. Физкультминутка
- А у нас свои правила.
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали
На носочках потянулись
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели
9. Создание портрета Зимы. Синквейн- Кто очаровал, заколдовал не только лес, но и нас? Зима
Выставляю портрет зимы
- Возьмём волшебные кисти и создадим словесный портрет главной героини стихотворения.
1 группа – называет героя одним словом, отвечающим на вопрос: « Кто?» и подбирает синоним, который повторяет суть темы.
2 группа – описывает героя в двух словах, отвечающих на вопрос: «Какая?»
3 группа – описывает действия в рамках темы тремя словами.
4 группа – подбирает фразу из четырёх слов, показывающая отношение к герою (теме)
- Проверим выполненное задание. Если у вас такая же запись, ставите знак плюс, если – нет: дописываете или исправляете. Одновременно открывается слайд. Участник группы читает ответ.
- А теперь определим темп и тон чтения стихотворения.
- Возможно ли, прочитать это стихотворение быстро?
- Нет
- Вы правы. Это стихотворение следует прочесть неторопливо.
- А каким должен быть тон чтения стихотворения?
- Какие оттенки настроения?
- Тон – спокойный, неторопливый, таинственный
- Настроение – волшебное, торжественное, тревожное
10. Выразительное чтение стихотворения учениками и оценка их деятельности
- Послушаем выступления ребят: Смирнова Жанна, Сурков Степан Учащиеся читают, дети оценивают сигнальными карточками.
11.Создание проекта
- Сегодня мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою». Это стихотворение не просто о красоте зимы, зимнего леса. Но и об особых законах природы.
- А сейчас нам предстоит создать свою поэтическую тетрадь и поместить в неё это замечательное стихотворение.
Звучит музыка. Учащиеся создают проект.
- 1 группа оформляет обложку Инструктаж
- 2 группа пишет библиографическую статью о поэте.
- 3 группа печатает стихотворение.
- 4 группа оформляет иллюстрацию книги
- Представим свои работы. Выходят по – одному от группы и зачитывают отрывок.
12. Итог урока
- Подведём итог нашего путешествия и заполним бортовой журнал. Одновременно печатаю на доске
Что нам известно
по данной теме? Что нового мы
узнали из текста?
Тютчев писал стихи о природе.
Первый сборник стихов был напечатан, когда поэту было 51 год
Его стихи первым прочитал Пушкин и поместил в своём журнале «Современник»
Стихотворение «Чародейкою Зимою» не только о красоте русской зимы, но и об особых законах природы.
Писал стихи по - французски
Данная таблица есть на доске, заполняется одновременно
13. Рефлексия
- Завершая наше путешествие по страницам Поэтической тетради, мне хочется узнать, с каким настроением вы покидаете зимний лес. На столе у вас лежат снежинки разной формы. Если вам путешествие понравилось, выберите самую большую и красивую снежинку, если вы испытывали затруднение или вам было некомфортно, то приклейте маленькую снежинку. Один от группы выходит и объясняет свой выбор
- Посмотрите, как красиво! И я делаю вывод, что путешествие вам понравилось.
- Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали на уроке. Оцениваю деятельность оценкой.
- Посмотрите, у кого на столе лежат подарки от зимы – снежинки, тот получает оценку за правильный ответ, за умение доказывать свою точку зрения, за активную работу на уроке, за выразительное чтение текста.
14. Домашнее задание. Нацеливание на следующий урок.
- Мы ещё не раз соприкоснёмся со страницами Поэтической тетради и встретимся с волшебницей Зимой, любуясь её проказами.
- А я предлагаю вам выбрать для себя вариант домашнего задания: Слайд
* Выучить стихотворение Тютчева «Чародейкою Зимою»
* Сочинить сказку о зиме
*Подобрать пословицы, приметы, загадки о зиме
Всем большое спасибо!