Конспект урока чтения и развития речи на тему Ф.Тютчев Чародейкою зимою… 5 класс VIII вида
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи 5 класс.
Учитель: Журавлёва А.В.
Тема:
«Картины родной пироды. Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Цель: Познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…»
Задачи:
1. Образовательные:
- вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;
2. Корреционно-развивающая:
- развивать и обогащать речь учащихся, творческое воображение;
- коррекция вербальной памяти и наглядно-образного мышления на основе упражнений на запоминание;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к урокам чтения;
- формировать чувство прекрасного.
Тип урока урок изучения нового материала
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, карточки, учебник.
Ход урока.
Организационный момент
Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики.
Мы начинаем с вами урок чтения.
А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться…
Помогите мне, ребята! Продолжите! Что еще? (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…).
Достаточно, ребята, молодцы! Спасибо! Нам понадобится учебник, ручка, карандаш. Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!
- Упражнение на развитие памяти и концентрации внимания
«Кто больше слов запомнит?» Слайд 1
снежинки
сугроб
мороз
узоры
иней
вьюга (метель, буран, пурга)
- Какой темой объединены слова?
- Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Число? День недели? А какой год наступил?
- Кто наблюдал за тем, как падает снег?
Расскажите об этом.
(Прослушивание рассказов детей о первом снеге-проверка д.з.).
2. Подводящая беседа
- Каждое время года прекрасно, удивительно и неповторимо. И когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, эмоциями, переживаниями.
- Определите, кто изобразил зиму?
(На доске опорные слова: художник, поэт, писатель, композитор)
Слайд 2
Картина художника И. Шишкина «Зима»
- Кто такой увидел зиму? (художник)
Слайд 3
Прослушивание отрывка из оперы П. Чайковского «Времена года»
У кого переживания от увиденной зимней картинки воплотились в музыке?
Слайд 4
«Едва они вступили в лес, как сразу очутились в мире спокойствия и особой тишины. Кругом было бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернели обдутые ветром верхушки берез, и их тонкие веточки казались нарисованные тушью на синей глади неба». (Ю. Нагибин «Зимний дуб»)
- Кто мог так описать зимнюю картинку? (писатель)
«Чародейкою зимою Слайд 5.
Околдован лес стоит…»
- Кто способен увиденное передать такими строчками? (поэт)
3. Сообщение о Ф. Тютчеве Слайд 6.
Федор Иванович Тютчев – один из известных поэтов 18 века, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших его стихотворений, посвященным описанию зимней природы.
4. Анализ произведения.
Откройте учебники на стр. 131
Прочитайте еще раз первые две строчки его стихотворения и попробуйте предположить, каким видится зимний лес поэту?
(Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный)
Самостоятельное чтение стихотворения (жужжащее чтение)
5. Обмен впечатлениями о прочитанном.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
-Что оно вам напоминает? (сказку)
-Почему? (все волшебное)
-Слышится ли вам музыка? (да)
Какая? (предлагается выбрать из опорных слов) Слайд 7
лирическая
задумчивая
печальная
радостная
бодрая
спокойная
бурная
величавая загадочная
нежная
легкая
танцевальная
задорная
волнующая
веселая
плавная
Слайд 8
Чтение стихотворения учителем под музыку на фоне картины И. Шишкина.
Беседа
-Кто изменил жизнь леса? (зима)
-Как автор называет зиму? (чародейка)
Словарная работа. Слайд 9
-Чародей – кто он такой? (волшебник)
-Какие слова и выражения при чтении вызвали затруднение, непонятны вам?
-Какие волшебства творит Чародейка-Зима?
Перечитать стихотворение повторно и отметить «волшебства» зимы.
Чтение стихотворение вслух по строфам.
Слайд 10 и 11
( в 1 строфе – снежной бахромой, блестит)
-Кто видел бахрому?
- Опишите, как вы представили бахрому на деревьях?
-Как лес блестит? (сверкает разными цветами на солнце, переливается, сверкает)
( во 2 строфе – легкой тенью пуховой)
- Опишите, какой увидел Ф. Тютчев волшебную тень, которой окован зимний лес? (невесомая, легкая, как пушинка, дунешь и она улетит, сотканная из множества крошечных снежинок)
6. Физкультпауза (гимнастика для глаз)
Презентация «Гимнастика для глаз»
7. Работа над выразительностью чтения
-Как надо читать стихотворение?
-Давайте выберем нужный тон. Что испытал автор, когда увидел зимний лес? (он удивился, был восхищен, поражен)
- Как вы об этом догадались? Ведь он прямо ничего не говорит?
(блестит чудной жизнью, не мертвец и не живой, снежная бахрома, вспыхнет, заблещет ослепительной красой)
Работа по рядам (даются конверты с карточками, дети выбирают подходящие)
1 ряд.
Выберете подходящее слово, чтобы передать
состояние автора. (Тон – спокойный. равнодушный, загадочный, напевный).
2 ряд.
Какой темп подходит для чтения
стихотворения?
(Темп – средний, чуть замедленный, быстрый)
-Какие слова-действия передают динамику событий?
(околдован, опутан, окован, ничто не затрепещет)
-
-Вы послушали друг друга. Кому из вас чтение соседа понравилось настолько, что вам захотелось предложить его послушать всему классу?
- Что наиболее понравилось в чтении каждого из учеников?
8. Итог урока
-Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф. Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения «Чародейкою зимою…». Поэт представляет природу живой, имеющий свой язык, свою душу:
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык» Ф. И. Тютчев
9. Рефлексия
-Прочитаем вновь первую строчку стихотворения и поставим свой знак препинания в конце, передавая свое отношение к стихотворению:
точка – ровное, спокойное настроение;
! - стихотворение вызвало восторженное чувство. Очень понравилось;
? - не понял смысла стихотворения, не понравилось.
10. Домашнее задание – выучить стихотворение наизусть.