Обобщение опыта Внедрение интерактивных информационных технологий как средства повышения образовательной активности школьников на уроках географии
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» села Саблинского Александровского района Ставропольского края
Внедрение интерактивных информационных технологий как средства повышения образовательной активности школьников на уроках географии
Обобщение опыта
учителя географии Шестакиной Е.А.
2012 год
Содержание.
Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения географии..3
Мультимедиа – новые информационные технологии5
Мотивация использования новых технологий на уроках географии5
Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения6
Компьютер – как средство повышения эффективности процесса обучения в школе.8
Повышение интереса к географии через создание мультимедийных презентаций10
Результативность инновационных технологий обучения..13
Список литературы..13
Приложения
Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
(Мудрая китайская пословица.)
1. Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения географии.
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Для достижения этих целей концепции предлагается решить следующие задачи:
"Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленности общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д." (Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой - №30-31 / 2001г.)
"Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся" (приказ № 1312 от 09.03.2004г. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".)
Изменился и стандарт школьного географического образования. В его целевые установки вошла и цель "применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации". (Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 141с.)
Введение названной цели отразилось и на содержании требований к уровню подготовленности выпускников, которые дополнились соответствующим разделом.
Реализовать обозначенные выше цели модернизации образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение учителем современными педагогическими технологиями, призванными преодолеть противоречие в системе образования между новыми целями процесса обучения и "классическим" содержанием образования, традиционными формами и методами обучения. Современные педагогические технологии призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции.
В организации процесса обучения с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы).
Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла.
География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях.
Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения.
Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.
Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.
И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве ,необходимо накопление больших географических познаний.
2. Мультимедиа – новые информационные технологии.
2.1. Мотивация использования новых технологий на уроках географии.
Что необходимо делать для накопления географических знаний.
Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.
Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.
На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Для достижения главной задачи образования использую различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, , практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии.
В настоящее время применяю метод творческих проектов на уроках географии и Ставропольеведения, а также компьютерных технологий.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
повышает мотивацию учащихся к учению;
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности ребёнка;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
2.2. Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:
информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета;
углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения;
организация самостоятельной учебной деятельности школьников;
контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.
Обозначим мультимедийные учебники и наглядные пособия, используемые в процессе обучения географии:
6 класс - Уроки географии Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. 2008год);
7 класс - учебник по курсу "География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны." (авторы:Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.);
8 класс - учебник по курсу "География. Природа и население" (авторы:Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.);
9 класс - "География России. Хозяйство и регионы" (авторы: Дронов В.П., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А., Роготень Н.Н.);
10 класс -"Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя, С.А. Горохов)
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:
учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);
демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;
имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико - ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.
Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.
Второй год использую на уроках географии мультимедиа технологии. Мультимедиа в переводе с английского языка «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки).
На наш взгляд, проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.
Как добиться этого? Как органично включить компьютер в канву урока?
Опробовав разные варианты, выбрала совместную форму работы с компьютером на уроке (один компьютер на класс, изображение с которого выводится на интерактивную доску). Такая форма использования компьютера помогает мне решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).
Но даже к этим учебникам нужно подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагают материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой. Таким образом, учитель сам становится автором, он создаёт свою собственную программу.
Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Показ элементов презентации.
Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Демонстрация презентаций к урокам по темам: « Тихий океан» – 7 кл, « Реки» – 6 кл., « Внутренние воды России» – 8 кл., «Южная Америка» – 7 кл. и т.д.
Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ.
Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке.
Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета.
Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным.
2.3. Компьютер – как средство повышения эффективности процесса обучения в школе.
Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося.Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.
Применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Программы-контролеры позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала. Преимущество данных программ в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Основная задача учителя - мотивировать ученика в его занятиях географией. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций и интерактивных программ. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а внимание множитель информации. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха, способствует его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей. Использование компьютерных презентаций делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о туристических регионах и центрах мира, статистические материалы по различным темам, имеют возможность отслеживать динамику экономических и социальных процессов.
Эффективность использования ИКТ в процессе получения знаний и формирования умений была оценена в ходе анкетирования школьников. В опросе участвовали учащиеся 7-х,8-х,9-х и 10-х классов, всего 96 человека. Им предлагались следующие вопросы:
Анкета для учащихся
Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках географии?
Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса?
Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам географии?
Имеете ли вы возможность работать с ПК: а. ПК есть дома; б. другие источники; в. не имею возможности работать с ПК.
Из общего числа опрошенных 81,8% отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета. Широкий спектр возможностей, которые представляют компьютерные технологии, по мнению учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации. Школьники предлагали использовать на уроках географии: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, интерактивные карты (атласы), СД-диски (тематические и музыкальные), видеофрагменты, игровые программы, тестовый контроль, материалы для рефератов и проектов.
Широкие возможности имеют мультимедиа учебники по всем курсам географии (с 6 по 10 класс) (разработчик 1С).
CD-диски «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» кроме материалов основополагающих знаний по изучаемому курсу содержат интерактивные тренажеры для отработки умений и навыков, которые помогают при подготовке к ЕГЭ. Результаты тестирования заносятся в виртуальный дневник, где отслеживается динамика успеваемости.
Диски серии «Электронные уроки и тесты. География в школе» помогают мне при подготовке к урокам и содержат интересную информацию и наглядные материалы для выполнения творческих работ учащимися.
Мультимедиа курсы и интерактивные программы являются, несомненно, перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса. Основными условиями являются учет индивидуальных особенностей обучающегося, его уровня компетенции и мотивации, соответствие образовательных потребностей и целей обучения.
Использование медиа-учебников позволяет учителю дифференцированно подходить к оценке умений и навыков учащихся разных способностей и уровней обученности.
Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые, позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана, разрушительного цунами, зарождающегося циклона или же становятся непосредственными составителями синоптических карт, диограмм осадков, и т. д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Так, если можно найти описание какого-либо объекта в книге, то спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса доведется не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер становится и для учителя и для ученика помощником.
На уроке закрепления считаю целесообразным использование программ-контролеров, позволяющих осуществлять контроль усвоения изученного материала.
На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения в работе с картой, заполняют таблицы и т. д.
2.4. Повышение интереса к географии через создание мультимедийных презентаций.
Основной задачей учителя является мотивировать ученика в его занятиях географией. В условиях сокращения часов на преподавание географии становиться понятно, что изучать отдельные темы можно только бегло. Не секрет, что многие ученики недостаточно знают фактический материал. Это затрудняет формирование у учеников интереса к предмету. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс. Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:
работа над презентацией в программе PowerPointсамf по себе привлекательна,
необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию,
возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет,
публичность защиты, ведь работа будет оценена не только учителем, но и одноклассниками. Такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны,
создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.
Учитель имеет возможность, многократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент урока, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить. Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образному восприятию знаний.
Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету.
Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет возродить такие формы проведения занятий как исследовательский метод обучения и метод проектов. Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата.
При проведении занятий по методу проектов обучаемые приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. На основе телекоммуникационных сетей организация такой деятельности становится более эффективной.
На этапе разработки различных вариантов проектных идей учащиеся изучают историю выбранной темы , делают рисунки, эскизы, составляют схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Учитель помогает ребятам найти необходимые документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Кроме этого посещение музеев, выставок, просмотр слайдов, хроникально – документальных фильмов.
Так учащиеся знакомятся с методом сбора, хранения, переработки информации. Творческие проекты, разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты, но уже с применением новых технологий, которые я включаю в образовательный процесс при изучении «Географии» . Это делается для того, чтобы в дальнейшем дать возможность учащимся участвовать в различных конкурсах-выставках, научно-практических конференциях и ,возможно, занимать призовые места. Поэтому объектом данного исследования стала система выполнения творческих проектов через внедрение в процесс образования ИКТ.
Также презентации своих проектов дети реализуют на уроках, например, при изучении рельефа страны в 8 классе, мы останавливаемся на зависимости рельефа от строения земной коры и проводим параллель с изменениями рельефа во времени. Творческий проект « Изменения рельефа Ставропольского края» Шестакина Александра, учащиеся 8-го «Б» класса приурочили защиту своего проекта к неделе «Географии».В будущем с учащимися 9-х классов планируем разработать проект «Мое собственное дело» при изучении раздела регионального компонента «Экономическая география Ставропольского края». Создавая свое предприятие, учащиеся будут готовить пакет документов, необходимых для его открытия, разрабатывать структуру предприятия, бизнес –план, рекламную кампанию.
Силами учащихся 8-10 классов были созданы проекты поСтавропольеведению, географии. В процессе работы над проектом они широко использовали интернет, различную справочную и научную литературу.
Собранный ими материал представляет несомненный интерес и может быть использован на уроках географии, истории и краеведения.
Чем старше становятся дети, тем весомее у них проекты и их презентации. Хочется отметить проект 14 дневного отдыха на курортах Краснодарского края « Турагенство.. предлагает», ученики 8-х классов :Козьмова Диана, Соловьева Дарья. В старших классах использование метода проектов с использованием ИКТ позволяет учащимся уточнить свои профессиональные планы, овладеть знаниями по рациональному использованию средств для осуществления определенной деятельности, развить творческую активность и, что особенно важно, формирует способность самостоятельно, по мере необходимости, приобретать знания и умения и применять их в новых ситуациях.
Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные технические средства обучения. Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Новые информационные технологии обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.
Применение информационных технологий значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации. Они могут вызвать определенные чувства по отношению к учебному материалу, формировать интерес и эмоциональный настрой на восприятие, концентрировать внимание на наиболее значимых элементах учебного занятия. Однако, при случайной работе на компьютере интерес к традиционным формам работы на уроке снижается..
Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
3. Результативность инновационных технологий обучения.
Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.
Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. Ребята с удовольствием и успешно принимают участие в школьных, городских, зональных, краевых олимпиадах по географии, конкурсах, научных конференциях, готовят и защищают проекты.
Эффективность апробации используемых мною инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей-индикаторов:
результаты учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах;
стабильные показатели обученности по предмету;
Внедрение компьютерных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно-деятельностные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания.
Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука география удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.
Литература:
Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 80с.
Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 141с.
Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3).
Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 - 80с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 5).
Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 6).
Современный урок географии. Часть 4: Методические разработки уроков географии в 9 классе: Деловые игры/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 96с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 7).
Современный урок географии. Часть 5. Методические разработки уроков по курсу "География России". 8 класс / Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2003 - 96с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 8).
Современный урок географии. Часть6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2003 - 112с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 9).
Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой - №30-31 / 2001г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315