Презентация опыта Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения учебной мотивации.
Корюкина Татьяна Михайловна
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 7»
ТЕМА ОПЫТА
«Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения учебной мотивации».
Ни для кого не секрет, что важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому на её уровень влияют самые различные факторы, идущие как от специфики государственной политики в области образования в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Отвечая на эти вопросы, я убедилась, что ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить готовую схему. Я должна сама сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Для этого нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Поэтому я поставила перед собой методическую цель выяснить, что необходимо сделать для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся (слайд 3) в процессе своей работы выявила противоречия между:
большим объемом получаемой школьниками информации и малым количеством времени на усвоение этой информации;
необходимостью овладения ключевыми компетенциями при низкой мотивации учения;
требованиями Госстандарта и индивидуальными особенностями учащихся. (слайд 4)
Я поняла, что, только решив эти противоречия можно добиться высокой мотивации учащихся к образованию.
Что же необходимо сделать для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? (слайд 5)
В педагогической практике существует множество методов формирования и развития мотивационной сферы. Среди основных современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. На этом этапе мне помогают игры. Например, «Данетка»;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке через игру «Взаимоопрос»;
создание ситуации успеха через игру «Облака знаний»;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
нестандартные формы проведения урока, о которые будут описаны далее;
гибкая система поощрения и порицания;
использование игровых технологий;
использование информационных технологий; (слайд 6)
Остановлюсь на наиболее эффективных, используемых мною технологиях.
Игровые технологии
Игру я использую на разных этапах урока: на первом этапе для мотивации и создания проблемной ситуации использую, кроме указанных ранее, игру «Удивляй», суть которой заключается в том, чтобы определить факты новой темы, интригующие учащихся.
На этапе изучения нового материала использую такие игры как: «Три предложения», «Чистая доска», «Дерево мудрости» и другие.
На уроках истории и обществознания используется большое количество терминов. Для работы с ними применяю игру «Переводчик», предлагаю высказать какую-либо историческую или обществоведческую фразу другими словами, привести с «научного» языка на «доступный».
Помимо игр при изучении нового материала провожу творческие лаборатории, исторические гостиные, в среднем звене заседание клуба «Всезнающий попугай».
На этапе закрепления полученных знаний очень нравится использовать игру «Исторические пятнашки», так же пользуюсь различными играми-головоломками, кроссвордами. (слайд 7)
Уроки повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности любого учителя-предметника. Именно на этих занятиях у педагога появляется возможность проверить знания своих учеников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы. На мой взгляд наиболее удачная форма проведения таких уроков – игровая, так как у урока-игры масса преимуществ: * Обычно уроки-повторения ассоциируются у учащихся с контрольными работами, диктантами и т.д., на которых требуется полная сосредоточенность и направленность своих сил. Игра дает возможность педагогу проверить знания учащихся в более комфортной, естественной
для детей среде, при этом эмоционально разгрузить их. * Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем учащимся не зависимо от их индивидуальных особенностей.
* Целесообразно поводить игровые уроки объединяя детей в команды. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе. Кроме того, это дает возможность высказываться нерешительным ученикам.
* Во время игры происходит свободное общение учащихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении.
Мною разработаны и проведены творческие уроки-повторения по теме «Промышленный подъём 90-х годов XIX в. в России» (8 класс), «Русская культура в XIII-XVI вв.» (6 класс) в форме имитационной игры. В 8 классе по теме «История Отечества XIX в.» в форме телевизионной игры «Умники и Умницы». (слайд 8)
Для учащихся среднего звена одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор. Игра предусматривает возможность поощрения не только отметкой, но и сладким призом или небольшим сувениром. (слайд 9)
Вывод: на мой взгляд, использование игровых моментов делает урок более насыщенным, продуктивным, а главное, интересным для учащихся, что позволяет учителю выполнить основную задачу в своей деятельности: привить стойкий интерес к учебному процессу и изучаемому предмету. Это очень важно не только для развития современного образования, но и для развития страны в целом, в силу тех сложных задач, которые необходимо решить в ближайшее время. (слайд 10)
Использование информационных технологий
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. (слайд 11)
Широкое распространение, среди моих учеников, получило использование презентаций. Они удобны и для меня, и для детей. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint. Так, в старших классах на уроках-семинарах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
Популярным становится компьютерное тестирование. Для меня это особенно актуально, в связи с тем, что, в этом учебном году мои ребята сдают ОГЭ. Использую ресурсы многих сайтов, например: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], также электронныетесты «Императоры Российской империи». Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.
Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. В УМК учебников имеются электронные приложения, например, к учебнику Боголюбова по обществознанию 5 - 9 класс. (слайд 12)
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет мне повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, следовательно, позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. Оживляет уроки по теме «Вторая мировая война» демонстрация кадров документального фильма «От Кремля до Рейхстага»
Применяю информационные технологии при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Например, урок игра «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес».
Таким образом, для развития у учащихся познавательной устойчивой мотивации учения необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
Описанные в моем опыте установки и действия позволяют содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.
«Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути и действия в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся.» А.А. Кравченко. (слайд 13)
Литература:
Г. А. Кулагина. Сто игр по истории, М., 1983 год.
А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения, М., «Просвещение», 1990 год.
Е. М. Минкин. От игры к знаниям, М., 2000 год.
Н. Х. Розов. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. // Информатика, 2005, № 6.
13 PAGE 14215
13 PAGE 14415