Программа элективного курса по русскому языку к ГИА в 9 классе


Программа элективного курса по подготовке к ГИА в 9 классе
Пояснительная записка
Программа подготовки к ГИА по русскому языку рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Цель элективного курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.
Другая важная составляющая программы – упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Данный курс (34 ч.) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы.
Тематическое планирование элективного курса « Практикум по подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе»
1.Подготовка к написанию изложения
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение)1
Композиция, логическая, грамматическая структура текста1
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке1
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 (приложение)1
Контрольная работа № 1. Написание изложения2
2.Подготовка к выполнению тестовых заданий
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 31
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 41
Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 51
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 61
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 71
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 81
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 91
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 101
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 111
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 121
Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)1
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности1
Контрольная работа № 2. Тестирование1
3.Подготовка к написанию сочинению-рассуждению
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 142
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)1
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 162
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста2
4.Пробный экзамен в формате ГИА6
Итоговое занятие2
Литература:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2013: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. М.: КНОРУС, 2012.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 2005.
8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2011.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Приложение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Цель:
научить делить текст на смысловые части и определять последовательность предложений в связной речи;
выработать навыки формирования высказываний на основе знаний о строении текста.
Слово учителя: Всех нас окружает природа. Она многообразна. Это и удивительные леса, поля, реки, это и диковинные животные, с интересными повадками и привычками. Природа дарит человеку незабываемые минуты наслаждения. Общение с природой – это большая радость. Сегодня наш разговор об этих минутах радости.
(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)
Текст
Зеленовато-желтая синица последним листком порхала в березовых ветках и все "пинькала" да насвистывала. А что, если ее подразнить? Я по-синичьи свистнул.
Синица насторожилась и прислушалась. Я снова свистнул: "Фи-ють, фи-ють, фи-ють, пинь, пиньк…" Она стала отчаянно озираться на березы. И сколько ни смотрела – не могла найти своей подружки. Кто же свистел?
Глянула синичка на меня и неожиданно выпела звонко-серебристо: "Тю-ти-ви-тю-тю". Да еще такое, что словами не передать. Спела и с задоринкой прищурилась. Как бы спрашивает меня: "А так-то ты сможешь?"
– Не могу,– признался я и развел руками.– Нет, не могу… Голосок у синицы негромкий, да свой. Как ни старайся, а по ее не споешь. И березы слушать не станут, отвернутся. Лес не проведешь.
(В. Юровских)
Задание 1
Прочитайте текст.
Определите его тему и основную мысль.
Озаглавьте текст.
Разделите его на смысловые части в соответствии с данным планом. Обратите внимание, что каждая часть выделяется в тексте красной строкой.
План
1. "А что если подразнить?"
2. "Кто же свистел?"
3. "А так-то ты сможешь?"
Задание 2
Докажите, что слова "синица, ее, по-синичьи, синица, она, синичка, у синицы" организуют межфразовую связь предложений текста.
Можно ли эти предложения поменять местами? Почему?
Попробуйте пересказать текст от третьего лица.
Задание 3
Как вы думаете, почему писатель пишет, что "березы слушать не станут, отвернутся"?
Какой смысл вложен в предложение "Лес не проведешь"?
Какие птицы нравятся вам? Что вы можете рассказать о них? Составьте примерный план своего рассказа.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Цель:
научить понимать значимость каждой части текста;
выработать навык пересказа текста с изменением категории лица.
Слово учителя: Давайте познакомимся с другими рассказами писателя.
(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)
Текст
Ящеренок
(Начало)
По влажной черной пахоте карабкался крохотный ящеренок. Глинисто-водянистый, с маковинками глаз. Мы осторожно усадили его в пустой спичечный коробок, и он совершил с нами самое, наверное, большое в своей жизни путешествие.
(Средняя часть)
В селе мы открыли коробок. Ящеренок привстал и посмотрел на нас косо расставленными глазенками. В них было столько невыразимой тоски по сырым луговинам, по запахам лесным и всяким букашкам. Мне стало не по себе. Я закрыл коробок и повернул в поле.
– Зачем? – остановили меня. – Пожалел ящеренка, а он, может, вредитель.
– Пусть ночует у нас, – попросили девочки.
(Концовка)
Я оставил коробок на полке. Утром вспомнил, взял в руки и открыл его. Ящеренок был в той же позе, но… высох. И только глаза сохранили невыразимую тоску по сырым луговинам.
(В. Юровских)
Задания
Прочитайте сначала весь текст, затем выделенные в нем части. Назовите их. Озаглавьте каждую из них.
Скажите, все ли в этом тексте будет понятно, если прочитать его без начала и без средней части.
Попробуйте пересказать текст от третьего лица.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
Цель:
актуализировать знания о структуре текста-рассуждения;
выработать навык выделения смысловых частей текста.
(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)
Текст
(1) Как-то я возвращался из поездки по Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нем более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.
(14) Мы не храним красоту не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.
(16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих.
(17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.
(Д. Лихачев)
Задания
Какова тема текста? Какова основная мысль? Проблема, поставленная в тексте, актуальна?
К какому стилю можно отнести данный текст? Докажите свою точку зрения.
Согласны ли вы с автором, что нужно хранить память о прошлом, в частности восстанавливать и охранять памятники старины?
Какие средства использует автор, чтобы более точно и ярко передать свои мысли?
Какую роль играет повествование в тексте? Как строится рассуждение? Найдите тезис в тексте (предложения 6–8). Обратите внимание, что тезис дан в виде восклицаний, с использованием метафор. Почему? Найдите аргументы. Почему нет прямого вывода в тексте? (Усиление воздействующей функции, призыв к действию).
Как вы думаете, какая схема аргументации соответствует этому рассуждению:
1) вертикальная (рис. 1);
2) горизонтальная (рис. 2);
3) вертикально-сравнительная (рис. 3).
Рис. 1. Схема вертикальной аргументации
(условные обозначения: Т – тезис, А – аргумент, В – вывод)
Рис. 2. Схема горизонтальной аргументации
Рис. 3. Схема вертикальносравнительной аргументации
Схемы проецируются на экран. Учащиеся аргументируют свою точку зрения.