Конспект урока по русскому языку Н и НН в различных частях речи
Мазенко И.А.,
учитель русского языка и литературы
Тема: Правописание Н-НН в различных частях речи.
Цели:
Систематизировать объемный теоретический материал по данной теме.
Повторить ранее изученный материал.
Отработать практические навыки учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент 1 мин
Учитель: Все ли готовы? Сегодня у нас открытый урок и к нам пришли гости. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Орфоэпическая разминка 4 мин
Учитель: Начинаем наш урок, как обычно, с орфоэпической разминки. Кто сегодня ее готовил? Не забываем открыть тетради для подготовки к ЕГЭ, записываем трудные случаи в тетрадь.
3. Работа с текстом (на слайде, раздатка у каждого)
Прочитайте текст.
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
Вопросы.
Кто эти проезжающие? (Базаров, отец и сын Кирсановы.)
Чьими глазами мы видим отнюдь не живописную картину? (Аркадия Кирсанова.)
Какова роль этого пейзажа в контексте всего романа? (Положение пореформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глазами молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен.)
К какому типу речи относится отрывок из романа И.С. Тургенева? Есть ли у него какие-либо особенности? (Это динамическое описание, читатель как будто вместе с героями едет по дороге и наблюдает изменяющуюся картину.)
Учитель: вы заметили, что в некоторых словах пропущены буквы. Наверно, это неспроста. Вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока?
Учащиеся. «Правописание н и нн в разных частях речи»
Учитель. Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
Целеполагание: Учитывая, что тема вам уже знакома, определите цель урока.
Учащиеся: обобщить и систематизировать знания о правописании н и нн в разных частях речи.
Учитель: Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните правописание.
Усеянные, собственное, старинных, растрепанными, с плетенными, деревянными, разоренными.
(Вспоминаем правило).
Учитель. Какой части речи не хватает? (наречия) Придумайте и запишите 2 наречия на данную орфограмму. (Вспоминаем правило)
Учитель. Правила мы должны не только знать, но и уметь применять. Поэтому сейчас мы с вами попробуем составить схему алгоритма, как определить н и нн в слове
4. Составление и запись схемы-алгоритма.
5.Работа по группам (творческое задание).
Учащимся предложено начало текста (Например, «Она пришла»). Они должны придумать продолжение (не менее 5 предложений), используя слова с изучаемой орфограммой. В тексте должно быть использовано максимальное количество слов с данной орфограммой. Далее одна группа читает свой текст, другие группы стараются записать все слова с изучаемой орфограммой. Далее по порядку каждая группа называет слово и объясняет правописание по алгоритму, который записали ранее.
6. Домашнее задание.
7. Итог урока. Подводит подготовленный ученик (в виде юмористической сценки).
15