Дидактический материал по русскому языку. Правописание Н — НН в различных частях речи.
Дидактический материал по русскому языку.
Орфографические нормы.
Правописание Н – НН в различных частях речи.
Правописание Н – НН в первообразных прилагательных и суффиксах отымённых прилагательных
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.
Мгнове..ый, глуби..ый, чугу..ый, песча..ый, ледя..ой, дли..ый, деревя..ый, письме..ый, румя..ый, кожа..ый, петуши..ый, были..ый, пле..ый, льня..ой, мыши..ый, миллио..ый, лебеди..ый, багря..ый.
Задание 2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.
1)В небесах торжестве..о и чудно. 2)И мгла ложится облаками на полую..ые поля. 3)Мои мучительные пени бессмысле..о отвергнул ты. 4)Он знает, и ему лишь можно знать, как нежно, пламе..о любил я… 5)Земля пусты..а, ночь бледна. Задание 3. Выборочный диктант.
Ты сильна, царица, глуби..остью,
В твоей книге раззолочены страницы.
А Невеста одной неви..остью
Твои числа замолит, царица.
К добру и злу постыдно равнодуш..ы,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодуш..ы,
И перед властию – презренные рабы.
Правописание Н –НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.
Взволнова..ое сердце; неезже..ая дорога; художественно исследова..ые характеры; неопределё..ый вид; неопределё..ый возраст; мочё..ые яблоки; отвлечё..ая мысль; неоконче..ый образ; тоска, вызва..ая утратой жизне..ой цели; зва..ые гости; тка..ая скатерть; нечёса..ые волосы.
Задание 2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.
1)Москва, спалё..ая пожаром. 2)Гроза духа, оскорблё..ого позором общества. 3)С отумане..ой далью мы одни. 4)Палатка. Разброса..ы карты. 5)Так окрылё..о, так напевно царевна пела о весне. 6)И в суете непобедимой душа туманам преда..а. 7)Эти стихи писа..ы кровью. 8)Лесное эхо подхватывало их крик, и он, усиле..ый и многократно отражё..ый гулкой орга..ой звучностью сосновых стволов, окружавших болото, метался над топью. 8)Леса, в какую сторону ни глянь: чёрные, отвесные, с белыми мазками берёз, с мали..иками, с россыпями рыжиков по опушкам, боры-брусничники, боры-моховики, глухари..ые и медвежьи заломы, журавли..ые топи.
Проверочные задания
Задание 1. Графически объясните написание Н –НН в словах.
1)На хозяине была тканая рубаха, подпоясанная кожаным ремнём, и давно не глаженные брюки.
2)Мощённая мраморной плиткой прихожая украшена стеклянными вазами и золочёной мебелью, созданной лучшими мастерами Италии.
3)Разработанные китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализованы: общественность увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощённой в иероглифическом письме.
4)Извержение Везувия подробно описано в адресованных римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, раненного в тот страшный августовский месяц.
5)В современном строительстве цементом, смешанным с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бетонные блоки.
6)Прямые и круговые участки железнодорожного пути соединены между собой криволинейными – с таким переменным радиусом, чтобы центробежная сила нарастала постепенно.
7)Когда туманный восток посветлел и в лагере отгремела барабанная дробь, нежданно началась атака неприятеля.
8)Старший лесник, длинный и неуклюжий, в галифе из домотканого сукна, в стираной сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
9)В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведено непосредственно за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основанная на преодолении, требующая усилий.
10)Если рядом с полюсом Луны обнаружены водяные запасы на дне вечно затенённого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.
Задание 2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
1)Ночью слышится соловьи(1)ое пение, в тума(2)ом небе светит одинокая луна. На яблонях в лу(3)ом свете матовой белизной отливают антоновки, их медовый запах смешивается с ароматом скоше(4)ой травы.
2)Пусты(1)а дли(2)ая немощё(3)ая улица. Всё засыпа(4)о снегом, окута(5) сумерками.
3)Выглаже(1)ое накрахмале(2)ое бельё было аккуратно сложе(3)о в шкаф.
4)Соверше(1)о невозможно действовать в обществе(2)ой жизни, не будучи человеком определё(3)ых эстетических качеств, а име(4)о человеком достойным.
5)Внизу вдруг проглянула глубокая долина, золотые кресты, купола и белё(1)ые стены домов у подошвы лесистой горы – всё скуче(2)ое, карти(3)о сокращё(4)ое отдалением.
Задание 3. Укажите цифры, на месте которых пишется две буквы НН.
1)Дорожки сада были усыпа(1)ы крупным гравием, с боков обставле(2)ы розовыми ракови(2)ами, на клумбах возвышались дикови(4)ые цветы.
2)Деревя(1)ая решётка с колышками, сдела(2)ыми в виде четырёхгра(3)ых пик, когда-то выкраше(4)ая зелёной краской, теперь совсем рассохлась и развалилась.
3)Со всех сторон неприступные скалы, обвеша(1)ые зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерче(2)ые промоинами, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымя(3)ой речкой, тянется серебря(4)ою нитью.
4)Её утомлё(1)ый вид, запылё(2)ая одежда, сапоги, перепачка(3)ые в глине, - всё говорило о том, что она проделала дли(4)ый и нелёгкий путь.
5)Ряды лавок, увеша(1)ых связками бананов, сушё(2)ой рыбой, вяле(3)ой акулой, были переполне(4)ы покупателями.